0
1239
Газета Идеи и люди Интернет-версия

12.02.2008 00:00:00

«Рособоронэкспорт» удвоил доходы


Анатолий Исайкин знает, какое оружие лучшее.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

– Анатолий Петрович, назначение на столь высокую должность было для вас событием неожиданным или прогнозируемым?

– Конечно, в связи с организацией новой структуры предполагалось, что будут какие-то кадровые перестановки. Но многие годы работы в области военно-технического сотрудничества научили меня меньше заниматься личными прогнозами, а больше реальным делом.

Наша профессиональная деятельность ориентирована на конечный результат. И можно сколь угодно долго изучать рынок, вести переговоры с солидными зарубежными партнерами, рекламировать продукцию в России и за рубежом. Но только подписанные контракты идут в зачет конкретным коллективам и руководителям. И лишь реализованные контракты, когда продукция успешно отгружена и стала эксплуатироваться, могут быть критерием эффективности нашей деятельности. Все остальное не в счет.

Поэтому, если мне доверили такую ответственную должность, значит, я справлялся со своими прежними обязанностями на посту заместителя гендиректора «Рособоронэкспорта». Хотя, скажу честно, прежде чем дать согласие, мне пришлось крепко подумать, реально оценить свои силы и возможности и, конечно, осознать степень доверия и ответственности.

– Видимо, для вас это было непростое решение. Ведь темпы, взятые «Рособоронэкспортом» за последние годы, весьма высоки.

– Действительно, за истекшие восемь лет коллективу нашего предприятия из года в год удавалось увеличивать объемы поставок российского оружия за рубеж. В итоге – с неполных трех миллиардов долларов в 2000 году мы достигли 6,2 миллиарда в 2007-м. Более чем двукратное увеличение показателей за такой непродолжительный период, безусловно, весьма достойный результат. Кстати, обратите внимание – показатели прошлого года являются рекордными за весь постсоветский период экспорта вооружений. Не скрою, по-человечески приятно быть причастным к этому большому и нужному стране делу.

– Есть ли желание превзойти достигнутые результаты? Можно ли говорить о сверхзадаче?

– Лавры от одного лишь желания еще никогда не зеленели┘ Видите ли, на нашем предприятии совершенно справедливо считают, что торговля оружием не терпит суеты и шума. Миллиардные контракты не сваливаются с потолка и не готовятся в одночасье. Как правило, это результат кропотливого и многолетнего труда. На сегодняшний день у нас создан прекрасный задел – «портфель заказов», составляющий 25 миллиардов долларов. Главная задача – превратить эти заказы в твердые контракты и создать такой же фундаментальный резерв для работы в будущем.

О сверхзадаче не думал. Одно знаю точно, терять набранный темп нельзя. А как сработаем – покажет и оценит время.

– Но ведь в такой специфической сфере, как военно-техническое сотрудничество, далеко не все зависит только от «Рособоронэкспорта». Контрактов можно заключить много, но есть ли в российском ОПК мощности, способные их реализовать?

– Здесь есть проблемы. Лишь немногие предприятия ОПК загружены на сто и более процентов. А средняя загруженность предприятий машиностроения, по разным оценкам, составляет от 45 до 60%. В целом оборонная промышленность загружена крайне неравномерно. Основная масса предприятий реализует менее половины своих возможностей. Именно поэтому зарубежные контракты, которые заключает «Рособоронэкспорт», фактически помогают выживать этим заводам в непростой внутренней экономической ситуации.

Большое количество предприятий работает вполнакала. Даже при условии поступления заявок на профильную продукцию. Причины нам хорошо известны – устарело оборудование, а на обновление нет свободных средств, неоправданно завышены тарифы и в связи с этим высока себестоимость изделий, слабое взаимодействие головников и смежников, недостаточный профессионализм управленцев среднего звена и, конечно же, хронический кадровый дефицит. Плюс отставание в области информационных технологий, автоматизации производства, низкий уровень внедрения инноваций.

Справедливости ради надо сказать, что в последнее время ситуация на предприятиях ОПК меняется в лучшую сторону. Этому способствуют два главных фактора: увеличение объемов госзаказа в пять раз по сравнению с 1999 годом и неплохая в целом конъюнктура на мировом рынке вооружений.

Исполнителями контрактов, заключенных «Рособоронэкспортом», являются более 700 российских предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, расположенных в 56 регионах РФ. По самым скромным расчетам, с военным производством в России связано не менее трех миллионов человек. То есть с помощью «Рособоронэкспорта» создается система стабильности труда и материальной обеспеченности значительной части населения страны.

Фактически «Рособоронэкспорт» превратился в огромный стержень, на который нанизаны как отдельные предприятия, так и более сложные организационно-хозяйствующие структуры – многопрофильные корпорации, компании холдингового типа. В основе такой консолидации, конечно, экономика, коммерческая целесообразность.

Сами посудите, «Рособоронэкспорт» под свои поручительства и гарантии оформляет для российских предприятий кредитов в среднем в год на три-четыре миллиарда рублей. Мы финансируем из собственной прибыли перспективные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Выступаем гарантами исполнения заказов по окаэровской и сервисной тематике. А это дорогого стоит, ведь в этой области особенно высоки риски невозврата или замораживания вложенных средств.

К нам тянутся еще и потому, что в обойме с объемными, сугубо военными сделками, продвигается на экспорт и гражданская продукция. Но не лишь бы какая. Здесь свой рынок, и мы избирательны. В основном это высокотехнологичная инновационная продукция, создаваемая в оборонке. Каждое третье изделие такого класса создано малыми и средними предприятиями, которых в настоящее время в России насчитывается более 40 тысяч. А это решение проблемы занятости, снижение социальной напряженности в регионах, содействие решению национальных приоритетных проектов.

– Для решения подобных проблем и была создана госкорпорация «Ростехнологии»? Как «Рособоронэкспорт» будет взаимодействовать с «Ростехнологиями»?

– И «Рособоронэкспорт», и все его нынешние активы войдут в госкорпорацию, и по мере этого вхождения предприятие постепенно, месяцев за шесть в этом году трансформируется из формы ФГУПа в открытое акционерное общество. В ГК «Ростехнологии» войдут как крупные компании холдингового типа, так и структуры менее масштабные.

Среди первой категории – промышленно-инвестиционная группа «Оборонпром», Группа «АвтоВАЗ», Корпорация «ВСМПО-АВИСМА», металлургический холдинг «РусСпецСталь». Предприятия второго ряда – субхолдинг «Оборонительные системы», лизинговая компания «Оборонпромлизинг», Промышленная энергетическая компания и другие. В третий разряд предприятий попадут те, которые передаются в структуру «Ростехнологий» по решению правительства РФ.

Главная цель госкорпорации – содействие организациям различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, в разработке, производстве, продвижении на внешний рынок и реализации высокотехнологичной промышленной продукции. Эта цель прописана указом президента РФ. Нужно четко понимать: и технологическое перевооружение, и диверсификация, и разработка инновационной высокотехнологической продукции с последующим внедрением в производство требуют немалых финансовых средств. Одним только вливанием бюджетных денег здесь не обойтись. Необходимо привлекать к финансированию и управлению предприятиями частных инвесторов, в том числе из числа нерезидентов. Нужны инвесторы и партнеры, что называется, всерьез и надолго, нужны стратегические партнеры. Эффективно решить такую задачу можно только с помощью госкорпорации «Ростехнологии».

– А как решается вопрос качества?

– Это одна из серьезных проблем, которая не могла не возникнуть в условиях кризиса российской промышленности в 90-е годы. Результат не замедлил сказаться. Пошли рекламации. Сейчас мы ситуацию понемногу исправляем, но этот процесс идет недостаточно быстро.

Нужна целевая система, которая бы отслеживала дефекты на всех этапах жизненного цикла изделия. В странах НАТО ни одно предприятие не получит госзаказ, если не будет иметь компьютерную технологию менеджмента качества. С их помощью осуществляется ретроспективный, текущий и прогнозный анализы возможных причин дефектов и отказов. А также определяется стоимость устранения возможных неполадок.

В российском ОПК подобная система внедрена только на трех процентах предприятий. В результате затраты на устранение дефектов в ходе производства, испытания и эксплуатации техники доходят до 50% от общего объема затрат на ее изготовление. В экономически развитых странах эти расходы не превышают 20%. Чувствуете разницу?

– Расскажите, пожалуйста, кому, что и сколько мы продаем?

– Сегодня взаимовыгодное партнерство связывает наше предприятие более чем с шестью десятками стран. Структура российского экспорта вооружений и военной техники не претерпела особых изменений. Как и обычно – на первом месте авиация. Она занимает около 50% продаж. Затем идет военно-морская техника. Третью строчку занимают экспортные контракты средств ПВО и вооружения для Сухопутных войск.

Однако если раньше основная часть сделок приходилась на наших стратегических партнеров – Индию и Китай (около 80% общего объема зарубежных поставок продукции военного назначения), то теперь мы весьма эффективно осваиваем рынок латиноамериканских стран. Заметно активизировалось сотрудничество нашей страны с государствами Юго-Восточной Азии – Вьетнамом, Индонезией, Малайзией, а также с регионами Ближнего и Среднего Востока.

– За счет чего Россия может наращивать объемы экспорта вооружений? Ведь конкуренция на международном рынке растет и сохранять нынешние темпы все труднее и труднее.

– Здесь целый спектр путей решения проблем – от повышения способности предприятий российского ОПК производить конкурентоспособную продукцию до совершенствования менеджмента «Рособоронэкспорта», системы ВТС в целом.

Мы по-прежнему лидируем по критерию цена–качество. Российская продукция не отстает от западных аналогов, а зачастую и превосходит их по надежности и эффективности. И это при том, что цены остаются процентов на 10–15 ниже мировых. Но нам все труднее и труднее использовать этот фактор, поскольку с каждым годом в России происходит во многом немотивированный рост стоимости электроэнергии, ГСМ, металла, различных комплектующих. Зачастую без всяких на то оснований задирают цены поставщики элементной базы. А это ведет к удорожанию конечного продукта. Поэтому нам остается искать новые, более эффективные и надежные способы продвижения нашей продукции на мировой рынок.

– Какие, например?

– Например, энергичная маркетинговая политика, исходящая из анализа интересов наших потенциальных клиентов. Если раньше мы пытались продать просто партию вертолетов, то сегодня мы предлагаем в том же контрактном пакете ремонтную базу, обучающий комплекс вместе с тренажерами и программами обучения, послепродажное обслуживание, а в перспективе – и возможность модернизации проданных вертолетов, танков, кораблей. Более того, мы идем и на создание совместных предприятий и даже лицензионный выпуск российской техники на территории другой страны.

Еще одно перспективное направление – это предлагаемые нами уникальные офсетные программы. Последний пример – контракт с Малайзией на поставку 18 суперсовременных истребителей Су-30МКМ в рамках офсетной программы, которая предусматривала полет на МКС первого малайзийского космонавта. Таких уникальных дополнительных условий не смог предложить ни один из наших конкурентов на малайзийском рынке, включая США, которые продвигали свой F-18.

И последнее. Мы активно участвуем практически во всех ведущих мировых выставках вооружения и военной техники. За год их набирается примерно полтора десятка. Прибавьте к этому 47 представительств нашего предприятия в других странах. Результат этой работы – уверенное второе место среди государств – лидеров в области военно-технического сотрудничества. А весьма авторитетный Стокгольмский международный институт исследований проблем мира (СИПРИ) полагает, что Россия занимает первое место в мировом экспорте вооружения и военной техники – 31%. США с показателем 30% мировых объемов продаж ВиВТ занимают второе место.

– Анатолий Петрович, не раз приходилось слышать сентенцию, что оружие – товар политический. Насколько это правильно?

– Абсолютно правильно. Ведь, закупая у нас вооружение, любое государство фактически доверяет нам главное – собственную безопасность. А это основная составляющая как внешней, так и внутренней политики любой страны.

Но в отличие от ведущих государств – экспортеров вооружения и военной техники Россия не увязывает международное военно-техническое сотрудничество с политическими требованиями и не выдвигает, как это делают Англия и США, политических условий.

Вот лишь один пример. Сейчас российский ОПК активно адаптирует экспортные образцы военной техники и вооружения к стандартам НАТО. У нас есть позитивные результаты продвижения такой техники. Например, решение Греции закупить российские зенитные ракетные комплексы. Но многие правительства отказываются от таких закупок именно в силу политических обстоятельств – из-за давления своих глобальных союзников и блокового мышления. По этой причине срывались наши весьма перспективные контракты с Турцией и некоторыми государствами – новыми членами НАТО из числа бывших соцстран.

В последнее время столкнулись мы и с такой формой политического давления, как введение различных запретов и санкций. Руководство предприятия рассматривает такую политику как проявление недобросовестной конкурентной борьбы с использованием рычагов административного госресурса и политического прессинга.

Так что, как видите, на мировом рынке важны не только тактико-технические характеристики вооружений и их цена, но и политический вес страны-экспортера. Все зависит от того, как пользоваться политической составляющей. В частности, Россия поддерживает президента Венесуэлы Уго Чавеса, противодействует введению жестких санкций в отношении Ирана. В результате та часть стран, которая поддерживает концепцию многополярного мира, предпочитает приобретать вооружение в нашей стране.

Взять те же вертолеты. Сейчас в вооруженных силах различных латиноамериканских стран эксплуатируется более 400 винтокрылых машин российского производства. Они отлично зарекомендовали себя как в боевой обстановке, так и в гуманитарных акциях. Только что очередная партия вертолетов Ми-171Ш была принята уже на другом континенте. В Хорватии после испытательных полетов командующий ВВС этой страны Владо Багарич назвал их «лучшими в мире машинами в своем классе».

Вместе с тем мы неукоснительно соблюдаем международные требования в сфере ВТС, а также принятые ООН запреты и санкции. Кроме того, наша деятельность никогда не нарушает сложившийся стратегический и военно-политический баланс сил в регионе. И еще: мы никогда не поставляем оружие в горячие точки. Это наша принципиальная позиция. В нынешней международной политике оружие должно выполнять роль сдерживающего фактора, а не средства решения конфликтов. Хоть это и парадоксально звучит, но, продавая оружие, мы укрепляем мир. Ведь, как известно, нападают только на слабого. Сильные противники предпочитают все проблемы решать с помощью мирных компромиссов.

В этом смысле для меня наиболее показателен исторический пример – мирное разрешение Карибского кризиса 1962 года между СССР и США, когда обе сверхдержавы стояли на пороге ядерного конфликта.

– И последний вопрос. За что вы получили орден Красной Звезды и медаль «За отвагу»? В мирное время таких наград не дают┘

– Мне пришлось проходить службу в Афганистане в группах спецназначения «Зенит» и «Каскад», непосредственно участвовать в боевых действиях. Первая командировка пришлась на самое горячее время – декабрь 1979 года. Тогда в составе группы «Зенит» мне пришлось участвовать в штурме одного из 12 главных объектов – штаба военизированной тайной полиции царандой. Мы успешно выполнили свою задачу. Бой был скоротечным и жарким. К сожалению, не обошлось и без потерь – в нашей группе погиб один человек.

А медалью «За отвагу» был награжден во время второй командировки в 1982–1983 годах. Тогда я служил командиром группы «Каскад-4» на севере Афганистана в районе Мазари-Шариф. Вот, пожалуй, и все. Остальное, как говорится, за скобками┘

Из биографии Анатолия Исайкина

Исайкин Анатолий Петрович родился 17 декабря 1946 года в городе Владивостоке. Окончил Иркутский педагогический институт иностранных языков имени Хо Ши Мина. С 1972 по 1996 год проходил службу в Вооруженных силах. В 1999–2001 годах работал заместителем генерального директора ФГУП «Промэкспорт». С 2001 года – заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт». 26 ноября 2007 года указом президента РФ назначен на должность генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт». Награжден орденом Красной Звезды, орденом Дружбы, медалью «За отвагу».

Женат, имеет сына.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1269
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3140
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2234
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1789

Другие новости