Работа МВД, считает Рашид Нургалиев, лежит в общем русле государственной политики, связанной с достижением стабильности и порядка.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Завтра в Москве состоится коллегия МВД России. Подведение итогов деятельности милиции проводится ежегодно, но на этот раз мероприятие обещает быть особенным. Страна подводит черту под четырехлетним политическим циклом 2004–2008 годов, а по сути – под целой исторической эпохой. Впереди этап, в ходе которого Россия неминуемо столкнется (и уже сталкивается) с принципиально новыми вызовами и угрозами национальной безопасности. Насколько ответ на них будет эффективным и адекватным? Это во многом зависит от людей в милицейской форме. А значит, для руководства МВД завтрашняя коллегия – хороший повод проанализировать, что удалось или не удалось сделать за последние четыре года (тем более что нынешний глава министерства был назначен на эту должность как раз в начале 2004 года), а также наметить приоритеты на ближайшее будущее. Об этом корреспондент «НГ» беседовал с министром внутренних дел РФ Рашидом Нургалиевым в главном здании МВД на Житной.
– Рашид Гумарович, с какими основными проблемами вам пришлось столкнуться четыре года назад, когда вы возглавили МВД? Насколько они актуальны сегодня?
– На тот момент главную угрозу для страны представляла напряженность на Северном Кавказе. Именно она катализировала криминальные процессы на всей территории России. Это и оружие, потребность в котором испытывали незаконные вооруженные формирования, и наркотики, и экономическая сфера, криминальный контроль над которой позволил бы подпитывать террористическую активность в различных регионах России. И, конечно же, террористические акты. Наиболее тяжелым в этом отношении стал как раз 2003 год, в течение которого в стране был совершен 561 теракт. То есть, если прикинуть, в среднем в стране каждый день происходили одна-две террористические атаки!
С другой стороны – противостоящие этому бандитскому напору органы внутренних дел, которые тогда еще не оправились от последствий негативных процессов, происходивших в стране в 90-е годы. Громоздкая, неэффективная система управления, недостаточное материально-техническое обеспечение, а если называть вещи своими именами – вопиющая бедность, особенно в низовых звеньях милицейской системы. Добавьте сюда же застарелые социальные проблемы личного состава: низкая зарплата, пенсия, отсутствие жилья. И как следствие всего этого – уход большого числа квалифицированных сотрудников из рядов МВД, социальный пессимизм и соответственное отношение к службе оставшихся. Все это мне пришлось наблюдать воочию, поскольку первые год-полтора я постоянно находился в разъездах: важно было оценить обстановку «на земле» лично, а не из докладов.
Таковы были две первоочередные задачи, которые тогда пришлось решать в параллельном режиме.
– А что же сегодня? В отношении ситуации на Северном Кавказе, например, существуют разные мнения. Кто-то говорит, что террористическая активность там практически полностью подавлена, кто-то – что ситуация просто законсервирована и в определенный момент может снова выйти из-под контроля.
– Я бы сказал так: деятельность бандитского подполья сегодня окончательно утратила признаки широкомасштабного и скоординированного вооруженного противостояния. В последнее время она все больше приобретает общеуголовную направленность.
В этом, конечно, заслуга не одной милиции. Борьба с терроризмом – та сфера, где удалось наладить особенно тесную координацию между всеми правоохранительными ведомствами и спецслужбами. А создание в 2006 году Национального антитеррористического комитета (НАК) намного повысило эффективность совместных мероприятий по предупреждению террористических актов, выявлению лиц, причастных к их подготовке и совершению, подрыву финансовой базы терроризма.
По сути, с созданием НАК в стране было завершено строительство антитеррористической вертикали, после чего и сами методы борьбы с терроризмом изменились радикально. Сегодня это уже не столько штурмы зданий с заложниками, сколько работа на упреждение.
В прошлом году во взаимодействии с ФСБ в различных городах России и за рубежом нами была выявлена и ликвидирована разветвленная сеть нелегальных пунктов международных внебанковских денежных переводов, через которую осуществлялось финансирование террористических организаций. Это только один пример нашего успешного сотрудничества с ведомством Николая Платоновича Патрушева, на самом деле их гораздо больше.
Но праздновать победу, конечно же, рано. Терроризм превратился в глобальное явление, и Россия как часть глобального мира наверняка и дальше будет сталкиваться с его проявлениями. Вот и в прошлом году на территории нашей страны совершено 48 терактов. Да, 48 – это не 561. Да, количество терактов даже по сравнению с 2006 годом сократилось почти в 2,5 раза, а раскрываемость их возросла до 80%. Но нельзя забывать, что каждая террористическая вылазка – это жизни людей и искалеченные судьбы. И пока это зло не искоренено окончательно, обещаю, что мы не успокоимся.
– Вы упомянули также о внутренних проблемах органов внутренних дел, с которыми несколько лет назад вам пришлось столкнуться вплотную. Насколько удалось снизить их остроту?
– Чтобы приступить к системному решению этих проблем, пришлось, по сути, заново выстраивать систему общественной безопасности, действовать сразу по нескольким направлениям, в числе которых были и административная реформа, и материально-техническое оснащение органов внутренних дел, и решение социальных вопросов.
Эта работа еще далека от своего завершения, но об определенных результатах уже можно говорить. Так, административная реформа системы органов внутренних дел во многом позволила освободиться от функциональных нагромождений, существенно укрепить оперативный блок, повысить эффективность вспомогательных подразделений. Важно, что она затронула не только центральный аппарат: работа по повышению эффективности управления велась во всех звеньях, и главным образом – в городских, районных и линейных органах милиции.
Что касается уровня материально-технического оснащения, то он заметно рос все эти годы. В нынешнем году мы намерены впервые поднять его до 85%. И здесь наши основные усилия также сосредоточены на низовых звеньях системы органов внутренних дел. Например, мы значительно укрепили самую многочисленную и наиболее приближенную к населению службу участковых уполномоченных милиции. За последние два года российским участковым выделено более 11 тысяч служебных машин. В настоящее время служебными помещениями обеспечены почти 70% участковых, служебными телефонами – почти 60%. И как результат – эффективность работы участковых заметно увеличилась. В прошлом году ими было раскрыто почти четверть всех преступлений.
– Говоря об оснащении органов внутренних дел, не могу не спросить о внедрении технологических новинок, тем более что МВД часто называют министерством, «ориентированным на новые технологии».
– Следовать в ногу с научно-техническим прогрессом нас заставляет сама жизнь. Дело в том, что за последние годы очень сильно видоизменилась сама преступность. Разгромлены крупнейшие ОПГ, которые в 90-е годы устраивали разборки со стрельбой на улицах. Но появились новые виды «высокотехнологичных» преступлений – одних интернет-преступлений, по классификации ООН, сегодня существует около десятка.
Оснащенность преступников возросла на порядок, и нам необходимо не просто не отставать, но и опережать их в техническом и технологическом плане. Именно поэтому, если еще в 2005 году количество приобретаемых новых образцов техники и вооружения составляло 7% от общего объема закупок, то в 2007 году – уже почти 30%.
Мы продолжаем вводить в строй Единую информационно-телекоммуникационную систему (ЕИТКС) органов внутренних дел, которая обеспечит милиции широчайшие информационные возможности: от мгновенного получения информации в специализированных банках данных до проведения видеоконференций и осуществления образовательных программ для сотрудников МВД.
К ЕИТКС уже подключена почти четверть из запланированных объектов, среди которых помимо центрального аппарата присутствуют подразделения из 83 регионов и районов страны. За 11 месяцев прошлого года 41 тысяча пользователей осуществили 64,7 миллиона обращений к системе. Более двух третей из них были успешными, то есть запрашиваемая информация была найдена.
Очень серьезно удалось укрепить криминалистический блок, с помощью которого в прошлом году была подготовлена доказательная база к 72,5% всех расследованных преступлений. В 33 регионах создана сеть автоматизированных лабораторий ДНК-анализа, в 62 – функционируют лаборатории, занимающиеся идентификацией голоса: для раскрытия преступлений террористического характера, в том числе так называемого телефонного терроризма, их работа просто неоценима.
Внедрение автоматизированной дактилоскопической информационной системы позволило в несколько раз увеличить эффективность дактилоскопических экспертиз. Сегодня в наших базах – более 71 миллиона дактилоскопических карт.
– 2006 и 2007 годы были объявлены МВД не только годами технического перевооружения, но и решения социальных проблем личного состава. Как обстоит дело с этим?
– В прошлом году денежное довольствие сотрудников увеличилось в среднем почти на треть по сравнению с 2006-м. Вообще бюджеты МВД последних лет имеют четкую социальную направленность: более двух третей всего бюджета ведомства приходится на различные выплаты личному составу и пенсии.
Хуже обстоят дела с жилищной проблемой. До сих пор свыше 125 тысяч наших сотрудников – а это практически каждый десятый – нуждаются в улучшении жилищных условий. Но и здесь есть определенные сдвиги. В прошлом году в эксплуатацию сдано 45 жилых домов, а объем государственных капитальных вложений в жилищное строительство увеличен в целом в полтора раза по сравнению с 2006 годом.
– Но по крайней мере люди из МВД больше не бегут, как в прежние годы?
– Наоборот, люди потянулись в милицию, в прошлом году число принятых в органы внутренних дел на 24,6 тысячи человек превысило число уволенных. Понятно, что нельзя за один день решить все проблемы сотрудников, но мы пытаемся поддержать их самыми разными методами. Для очень многих людей принципиально важны стабильность, социальные гарантии, продвижение по карьерной лестнице, возможность дальнейшего бесплатного образования. Все это служба в милиции может дать. Например, сегодня уже почти 70% наших сотрудников имеют высшее и среднее специальное образование, этот показатель вырос на 10% за последние 5 лет. Причем образование можно получить даже без отрыва от работы, например, с помощью той же ЕИТКС мы активно используем систему дистанционного обучения в регионах.
– Рашид Гумарович, как раз накануне нашей беседы представители МВД объявили, что впервые за пять лет уровень преступности в России стал снижаться. C чем это связано – милиция стала работать лучше?
– Действительно, общее количество зарегистрированных преступлений за 2007 год по сравнению с 2006 годом снизилось на 7,1%, в том числе тяжких – на 10,6%. На 19,1% меньше совершено убийств, на 7,9% – случаев причинения тяжкого вреда здоровью, на 6,6% – краж, на 17,4% – грабежей.
Что касается причин┘ да, милиция стала работать лучше. Но, мне кажется, здесь более важно то, что жизнь в стране за последние годы наладилась. Вырос уровень жизни, выросла занятость. В общем, появилась долгожданная стабильность – люди перестали бояться за себя и своих близких, жить одним днем.
Но это не значит, что за будущее теперь можно не беспокоиться. Мы начали разговор с терроризма, с того, что еще несколько лет назад решалось, быть или не быть России такой, какой мы ее знаем. Сейчас, казалось бы, вопрос так не стоит. Но это только на первый взгляд. Ведь страна – это не просто территория, это люди. А у нас население в год сокращается чуть ли не на миллион человек. По прогнозам демографов, если нынешние темпы убыли российского населения сохранятся, к 2050 году у нас останется около 100–120 миллионов жителей. Таким образом, в России на одной седьмой части суши будет жить лишь 1/50 населения Земли. А в Китае, например, тем временем уже сегодня на 1/15 части суши живет одна пятая населения Земли.
Не случайно на последнем Экономическом форуме в Давосе не раз поднималась тема нарастающей борьбы за основополагающие ресурсы – энергию, продовольствие, воду, то есть все то, чем богата наша страна. И вот уже сегодня нас пытаются «подвинуть»: то из Арктики, то вообще из Сибири – мол, если сами не осваиваете территории, они должны принадлежать всему «мировому сообществу». И чем меньше нас будет, тем серьезнее будут эти процессы.
Другой аспект демографической проблемы – качество населения. К сожалению, для России по-прежнему характерны такие явления, как детская беспризорность, высокий уровень наркомании, алкоголизма. Одних алкоголиков в стране несколько миллионов, 15% из них – женщины. Потребление алкоголя на душу населения – в два раза выше предельного уровня, определенного Всемирной организацией здравоохранения в качестве смертельно опасного для здоровья. Средний возраст, в котором человек регулярно начинает употреблять алкоголь, в России составляет14 лет!
– Вопросы демографии и качества человеческого капитала давно включены в повестку дня российской власти. В конце концов, с ними призваны разобраться национальные проекты. Они реализуются и уже начали приносить отдачу. Но имеет ли все это непосредственное отношение к деятельности МВД?
– А как же, если, например, каждое пятое преступление в стране совершается на почве пьянства? Если ежегодно от отравления алкогольными суррогатами в России умирает 40 тысяч человек? Вообще у нас 15% смертей происходят в результате «внешних причин», чего нет ни в одной развитой стране. Вот и посчитайте: 40 тысяч смертей от паленой водки, более 30 тысяч в ДТП и 20 тысяч убийств – итого теряем более 90 тысяч человек. То есть, по сути, ежегодно стираем с карты страны один не самый маленький город.
– Некоторые демографы говорят, что Россию спасет только ставка на массовую иммиграцию.
– В прошлом году мы действительно упростили порядок приобретения правового статуса иностранных граждан на территории Российской Федерации, правила постановки на миграционный учет и процедуру получения разрешения на право трудовой деятельности. За год ФМС России на миграционный учет поставлено почти 8 миллионов человек. Но здесь возникает целый ряд вопросов: кто именно к нам приедет, с какой целью и должна ли страна выбирать, кто ей нужен, или пускать всех подряд? Ответить на них помогает Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Программа заработала в прошлом году, и от желающих вернуться в Россию было принято около 6 тысяч анкет, в Российскую Федерацию прибыло 327 участников Государственной программы, с членами семей – 763 человека. Это пока немного, но уже в 2008-м мы планируем поднять эти показатели в шесть раз.
Хочу подчеркнуть: я не сторонник бесконтрольной иммиграции, в первую очередь нужно опираться на собственные силы. Я убежден, что национальные проекты, направленные в том числе на повышение рождаемости, будут успешно реализованы. Но это работа на перспективу. А вот снижать смертность наших граждан в наших силах уже сейчас, и в этом направлении МВД работает не первый год.
– Действительно, в марте прошлого года вы рассказывали об одном из аспектов этой работы – федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения», которая призвана добиться сокращения числа погибших в ДТП в полтора раза к 2012 году. Ее реализация проходит по плану?
– 2006 и 2007 годы отводились на разработку научных, организационных и законодательных основ программы. Эта работа завершена. По инициативе МВД России был разработан Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Как вы знаете, с 1 января нынешнего года вступили в силу его положения, предусматривающие повышенную ответственность водителей за управление в состоянии опьянения, не имеющих права на управление или лишенных такого права, а также за повторное управление в состоянии опьянения.
– Кстати, по сообщениям СМИ, за прошедший месяц административному аресту за нарушение правил дорожного движения были подвергнуты уже 10 тысяч человек. В некоторых регионах в экстренном порядке строят СИЗО специально для водителей. Это тот результат, который рассчитывало получить МВД?
– Нас часто обвиняют в репрессиях по отношению к водителям, но это не так. Мы проводим очень серьезную профилактическую и разъяснительную работу – в 2008 году даже планируем реализовать общенациональный коммуникационный проект, связанный с проблемой смертности на дорогах. Но проблема в том, что для человека, который может позволить себе сесть за руль пьяным, разъяснений часто недостаточно. Я не могу заставить себя жалеть водителя, арестованного за езду в нетрезвом состоянии. Хотя бы потому, что за эти 15 суток, пока он сидит, может быть, по его вине не погибнет ребенок.
Кстати, за 2007 год число дорожных происшествий по вине нетрезвых водителей сократилось на 8,4%, на 14,6% снизилось количество дорожно-транспортных происшествий с особо тяжкими последствиями. А введение требований об обязательном использовании детских сидений – еще один повод, по которому нас часто критикуют, – способствовало сокращению на 12,5% числа погибших в ДТП детей.
Но, повторюсь, мероприятия ФЦП не ограничиваются законодательным ужесточением ответственности. В рамках программы запланированы меры, направленные на увеличение пропускной способности дорог, установка новых дорожных знаков, строительство пешеходных переходов. Началось широкомасштабное внедрение систем видеонаблюдения за ситуацией на дорогах: к июлю текущего года по всей России будет создано около 500 зон контроля с использованием стационарных устройств видеонаблюдения. Запланирована поставка 400 передвижных комплексов, с помощью которых будет осуществляться контроль за ситуацией на дорогах. Будем более оперативно разбираться с пробками, которые уже превратились в главный бич крупных российских городов, устанавливать угнанные и похищенные автомобили.
Мы стремимся, чтобы органы внутренних дел перестали восприниматься в обществе исключительно как карательный институт.
– Именно поэтому в последнее время в МВД столь часто говорят о профилактике преступлений?
– Да, и в этом направлении мы ведем еще один масштабный и социально значимый проект – создание Государственной системы профилактики преступлений. В июне прошлого года этот вопрос рассматривался на заседании Государственного совета России в Ростове-на-Дону. По поручению президента РФ подготовлена концепция Федеральной целевой программы на 2009–2012 годы. Сейчас готовим законопроект «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации», он будет представлен в Государственную Думу в этом году.
Сегодня в Москве действуют временный оперативный штаб и рабочие группы в регионах по профилактической работе. Созданы 3,5 тысячи комиссий по профилактике правонарушений, в субъектах и муниципальных образованиях введено почти 1,9 тысячи должностей заместителей глав администраций по профилактике правонарушений. Но мы намерены подключить к этой работе не только государственные органы, но и образовательные, социальные и медицинские учреждения, бизнес-сообщество, общественные объединения. Всего за прошлый год на профилактику преступлений было выделено более 16,4 миллиарда рублей.
– А на что пошли эти средства?
– Например, в профилактической работе мы стали более широко и системно использовать современные технические средства и информационные технологии. Оснастили системами видеонаблюдения более 9,5 тысячи мест массового пребывания граждан по всей стране, установили свыше 28 тысяч единиц аппаратов экстренной связи «гражданин–милиция».
Высокую эффективность показал аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», который в прошлом году был продемонстрирован участникам заседания Госсовета в Ростове-на-Дону. Система позволяет оперативно реагировать на любые осложнения ситуации в сфере общественной безопасности. Само наличие подобных систем оказывает профилактическое воздействие на потенциальных правонарушителей.
Вообще в России проблема профилактики правонарушений тесно связана с детской беспризорностью и безнадзорностью. Несовершеннолетние – основная целевая аудитория нашей профилактической работы. Иначе и быть не может, ведь каждое 11-е преступление совершается несовершеннолетними или при их участии.
Поэтому именно МВД стояло у истоков принятия Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Нам принадлежит инициатива по созданию Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних, проведению федеральной целевой программы «Дети России».
Сегодня на профилактическом учете в милиции состоит почти 334 тысячи подростков-правонарушителей. Среди учащихся общеобразовательных учебных заведений профилактику правонарушений активно проводят школьные инспектора милиции, которых сегодня работает почти 5 тысяч. В настоящее время думаем о введении института «семейных инспекторов», на которых предполагается возложить профилактику домашнего насилия, выявление неблагополучных семей и защита детей от побоев и издевательств родителей.
В целом же количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, уменьшилось на 11,2%, число несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, – на 10%.
– Вы говорите об очень серьезных вопросах, которые вряд ли можно решить, если действия милиции будут непонятны людям. Несколько лет назад вы сформулировали ключевую проблему МВД следующим образом: низкое доверие общества к милиции. Сегодня она стоит перед вашим ведомством так же остро?
– Для начала нужно было найти точку отсчета. При анализе проблемы доверия общества к милиции мы исходили из следующего принципа: давать оценку полноте и качеству работы милиции должны граждане России. Поэтому в последние годы мы постепенно отказывались от ведомственной оценки собственной деятельности как необъективной и не отвечающей реалиям сегодняшнего дня. В прошлом году мною подписан приказ, согласно которому общественное мнение об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел будет изучаться исключительно специалистами независимых социологических служб. На них мы и будем опираться.
По данным фонда «Общественное мнение», в 2003 году больше половины участников опроса (54%) высказали мнение, что милиция работает плохо и очень плохо. В 2007 году такую оценку дали 34%. Число тех, кто оценивает работу правоохранительных органов как удовлетворительную, напротив, выросло с 2003 года на 7%. Сегодня эта группа впервые численно превзошла группу недовольных работой милиции, составив 39%. Те, кто считает, что милиция работает хорошо и отлично, по-прежнему сравнительно малочисленны, но и эта группа увеличилась с 2003 года на 5% и сейчас составляет 12%.
К сожалению, большинство респондентов (58%) считают, что среди населения сегодня преобладает отрицательное отношение к работникам милиции, и только 21% участников опроса полагают, что более распространено положительное отношение. Это значит, что даже те, кто доволен деятельностью милиции, считают, что находятся в меньшинстве. Однако и здесь заметен небольшой сдвиг в сторону положительных оценок: в 2003 году первое мнение разделяли 66% опрошенных, второе – 16%.
– Скажите честно, вас устраивает такая динамика? Ведь, судя по приведенным цифрам, еще очень значительная часть общества милиции не верит?
– Доверие – такая вещь, выстраивать которую нужно долго и кропотливо, а потерять можно в одно мгновение. К сожалению, в какой-то момент с милицией, впрочем, как и с другими государственными институтами, так и произошло.
Я бы сказал, что мнение россиян о работе милиции, о том, как она справляется со своими обязанностями, улучшается медленно, что требует от нас еще более напряженной работы, но верно, что говорит о том, что движемся мы в правильном направлении. А самый главный результат для нас (это уже данные Всероссийского центра изучения общественного мнения) в том, что по сравнению с 2003 годом более чем в два раза выросло число граждан, которые в случае опасности готовы обратиться за помощью именно в милицию.
– Думаю, не в последнюю очередь это связано со стремлением к открытости, которое в последние годы демонстрирует МВД.
– Да, активный, конструктивный диалог с институтами гражданского общества – это то, что сейчас нам очень нужно. Большую роль в этом процессе играет Общественный совет при МВД, в составе которого работают члены Общественной палаты, видные ученые, представители общественных, правозащитных и религиозных организаций, профсоюзов, творческой интеллигенции, СМИ. Уверен, что их авторитетное мнение поможет нам более успешно решать проблемы, связанные с обеспечением прав и законных интересов граждан, а также в формировании объективного общественного мнения о милиции.
Кстати, новым информационным технологиям, тему которых мы уже затрагивали не раз, нашлось место и здесь. Большей информационной открытости МВД России способствовало функционирование в интернете официального сайта министерства. Через него любой гражданин может получить информацию об автомашине, находящейся в угоне, утраченных документах, найденных детях и пожилых людях, другие сведения, позволяющие предотвратить мошенничество, торговлю краденым, недобросовестные сделки и иные правонарушения.
Жители многих регионов страны, используя недавно созданный сервис «Мой участковый», сегодня могут обратиться по электронной почте к своему участковому с сообщениями, заявлениями и просьбами. За последнее время интерес граждан к интернет-ресурсу министерства значительно возрос. В среднем за сутки его посещает 6,5 тысячи человек.
– Скажите, а можно ли когда-нибудь будет подать официальное заявление в милицию через интернет, например, пожаловаться на вымогательство взятки со стороны инспектора ГИБДД?
– Пока этот вопрос упирается в отсутствие законодательного регулирования всех аспектов электронного документооборота. Но, я думаю, это вопрос ближайшего будущего. И, коль скоро речь зашла о борьбе с нарушениями закона со стороны сотрудников правоохранительного органа, приведу следующие очень важные для нас данные: в прошлом году 40% милиционеров, нарушивших закон, были привлечены к ответственности по материалам службы собственной безопасности, а 60% – по заявлениям граждан. Это свидетельствует о двух очень важных вещах. Во-первых, граждане не только не боятся жаловаться на милицию, но и рассчитывают на то, что будут услышаны. Во-вторых, власть все больше становится подконтрольной людям. А это значит, что в России складывается зрелое гражданское общество. Я считаю, что проводимый МВД курс на открытость в определенной степени этому способствует.
– Я как представитель СМИ могу лишь это подтвердить: недавно Агентством экономических новостей были проведены опросы среди российских журналистов. По их результатам, МВД РФ действительно является сегодня «самым доступным и открытым для общественности федеральным государственным органом, оперативно, качественно и достоверно информирующим граждан о своей деятельности». Но здесь есть и другая сторона медали. Вы сегодня много говорили о профилактике, о работе с детьми и подростками, о новой технике. Но почему мы не видим всего этого по телевизору? Почему освещение работы милиции, скажем, на телеканалах не выходит за рамки формата оперативной сводки, да еще с явным желанием показать побольше крови?
– Это очень своевременный вопрос. Я как телезритель не понимаю, на кого рассчитано такое огромное количество криминальных сериалов на нашем телевидении, качество которых к тому же оставляет желать много лучшего. Причем во многих из них речь идет как раз о периоде так называемого бандитского капитализма в России со всеми его атрибутами: жестокими убийствами, разборками и так далее. У нас что – в стране такой общественный запрос на «расчлененку»? У нас что – такая ностальгия по временам, когда нельзя было спокойно выйти на улицу? Я, конечно, понимаю, что каналы борются за рейтинг, за зрителя, но они же и формируют вкусы этого самого зрителя. Это же двусторонний процесс!
То же самое, к сожалению, касается новостных и документальных передач. Только картинка здесь уже не постановочная, а реальная. Причем бывает и так, что кадры оперативных съемок неизвестно как попадают в эфир до того, как дело расследовано и по нему принято решение суда. Это совершенно недопустимо, и с этим вопросом будем разбираться в ближайшее время.