В России, увы, партии и их лидеры предпочитают говорить исключительно о внутренних проблемах, словно забывая о внешней политике страны. Это, кстати, подтвердили и начавшиеся теледебаты. Почему так происходит, «НГ» рассказал вице-спикер Государственной Думы РФ, лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
– Владимир Вольфович, почему партиям внешняя политика страны оказывается неинтересной?
– Все, что происходит в мире, начиная от проблем экономики и заканчивая борьбой с международным терроризмом, неизменно сказывается и на ситуации в России. Беда в том, что у нас привыкли, что, как и в «брежние» времена, эти вопросы решали в ЦК КПСС. Вот и говорим про экологию, сельское хозяйство и т.д. Правда, сегодня еще говорим о Грузии, но лишь потому, что ближайший сосед, да и жесткие действия Саакашвили по разгону митинга оппозиции всех просто шокировали.
– А чем, кстати, на ваш взгляд, закончится эта громкая история?
– Грузия, что ни для кого не секрет, форпост США. А Саакашвили – очередной, скажем так, клиент. Ну, проведут для видимости выборы, может, останется Саакашвили, может, заменят его на другого клиента, столь же проамериканского. Оппозиция окажется в тюрьме, полиция будет разгонять любые протестные акции в республике.
Грузия нужна Америке для будущих бомбардировок Ирана, для контроля над Арменией и Азербайджаном, Ближним Востоком в целом. В эту республику Вашингтон вложил огромные деньги. На перемены к лучшему в Грузии рассчитывать не приходится.
– О чем же еще говорит отсутствие внешнеполитического вектора в программах российских партий?
– О слабости нашей партийной системы. Должна быть разработана толковая внешнеполитическая доктрина, в ней все нужно разложить по полочкам – с кем нам необходимо сотрудничать, с кем нет, в отношении каких стран соблюдать нейтралитет. И, главное, где место России в мире. Все это темы, которые важны и которые нужно обсуждать.
К примеру, завтра Китай все свои долларовые запасы переведет в США и перейдет на евро. Разве это не реально? Но ведь тогда рухнет доллар, а что будет с мировой экономикой? Она просто обрушится. Вопрос на засыпку: а мы устоим в этом коллапсе? Никто эту тему почему-то не обсуждает. Как и то, что нам нужно будет делать, если завтра Грузия, Украина вступят в НАТО. А как будет развиваться ситуация, если завтра Турция начнет войну с курдами, что взорвет весь Ближний Восток?
Вспомните начало войны в заливе, операцию «Буря в пустыне». Общественность России тут же выступила в защиту Саддама Хусейна, прошли пикеты у посольства США, Франции, Британии. Та же ситуация была и в момент, когда НАТО приступила к бомбардировке Югославии.
На днях, как известно, мы вышли из Договора об ограничении обычных вооружений (ДОВСЕ). Но ведь об этом говорилось много лет подряд. Можно без преувеличения сказать, что наша партия нередко была катализатором обсуждения в нижней палате российского парламента многих вопросов международных отношений. И, кстати, как показывает жизнь, рецепты мы предлагали здравые, правильные.
Кстати, когда произошли события 11 сентября 2001 года в Америке, руководство страны приняло решение войти в широкую антитеррористическую коалицию. У нас было другое предложение – занять нейтральную позицию. То есть таким образом проявить солидарность с мусульманским миром, успокоить его, чтобы они не боялись, что их будут бомбить, как Югославию.
Но Россия, увы, пошла на поводу у США. Более того, мы ушли с Кубы, покинули базу во Вьетнаме, пропустили фактически НАТО в Афганистан, помогли альянсу свергнуть там талибов. А что мы получили в ответ? В ответ – оранжевые революции в Тбилиси, Киеве, Бишкеке. В ответ – нападения на наших миротворцев на абхазо-грузинской границе, изгнание нашей армии из Грузии, установка противоракет в Чехии и Польше.
Мало того, что Запад разбомбил Югославию, теперь хотят уже и Сербию расчленить, признав независимость такого незаконного образования, как Косово. Вот полная деградация отечественной внешней политики.
Разве это не тема для обсуждения, для дискуссий между партиями? А то у нас либералы вдруг вспомнили о пенсионерах, стали о них заботиться. И про вступление в НАТО, про дружбу с Брюсселем никто не говорит, хотя раньше-то это были их идеологические установки.
– И какой, по-вашему, должна быть позиция России в этом плане?
– Четкой: никогда не вступать в НАТО, никогда не вступать в Евросоюз и воздержаться от вступления в ВТО до тех пор, пока это вредит отечественной экономике. То есть оставаться нейтральным государством.
– Можно ли быть нейтральным, когда существует однополярный мир, то есть доминирование США на мировой арене?
– Да нет сегодня никакого однополярного мира. Чушь это все! Россия сама как цивилизация, как один из центров мира. Мы считаем, что есть пять центров силы. США, Евросоюз, Россия, Китай и, наконец, исламский мир. И ни у кого монополии нет и быть не может. Особенно если учесть, что Америка везде проигрывает, а Евросоюз постоянно отступает. Так что сегодня мир снова многополярный. И в этом мире у нашей страны идеальная позиция. Россия должна в этом сложном, многополярном мире играть роль евразийского государства, роль страны, соединяющей два главных континента. Это означает, что мы можем иметь хорошие отношения и с Японией, Китаем и Индией, и с югом континента, где расположен почти весь исламский мир, где живут персы, турки, арабы, курды, афганцы, пакистанцы. И на Западе у нас отличные перспективы, Конечно, приоритет мы должны отдавать странам СНГ, а также нашим ближайшим соседям на Балтике, то есть Латвии, Литве и Эстонии. На втором месте Юг, на третьем – Дальний Восток, только на четвертом – Европа и США. А у нас сегодня все наоборот, Штаты на первом месте, отчего мы и не можем добиться успеха.
– Но те же страны Балтии, которым вы предлагаете отдать приоритет, противодействуют, к примеру, прокладке нашего газопровода по дну Балтики.
– Они боятся, что потеряют рычаги воздействия на Россию. Что мы будем напрямую продавать газ Германии, а та уже – всей Европе. Известно же, что труба с голубым топливом даже до Голландии дойдет, может, даже до Бельгии и Франции. С юга через Турцию наш газ поступит в Италию. Эти три маленькие страны просто боятся оказаться в изоляции. Поэтому им нужен рычаг, чтобы как-то себя обозначить в этом международном мире, они ведь тоже хотят играть хоть какую-то роль в европейской политике. Это обычный инстинкт самосохранения. Пусть хотят, мы не против. Но Nord Stream уже не остановить, а они все равно наши соседи, так что нужно налаживать отношения.
– Признание в ближайшее время независимости Косово – практически факт международной политики. Значит ли это, что мы должны в ответ признать независимость Южной Осетии, Приднестровья и Абхазии?
– Мы имеем все основания считать это прецедентом. Это дает нам право признавать в любой точке мира независимость любого такого образования. Раз так называемое мировое сообщество нарушает международное право, формирует новые принципы этого права, то есть оправдывает захват территорий, то мы должны отвечать адекватно. Тем более что, в отличие от ситуации в Косово, абхазы, осетины и приднестровцы ничего не захватывали, они жили и живут на своей земле. И для признания Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии у России в 10 раз больше правовых, исторических и моральных оснований. Нужна только политическая воля руководства страны.
– Еще одна проблема, которая не может не беспокоить Россию – ситуация в Ираке.
– Этой стране грозит расчленение, другого пути нет. Или Саддам Хусейн, или раздел государства. Курды, а также сунниты и шииты никогда не договорятся. Будет три государства: Южный Ирак (шиитский) со столицей в Басре, суннитский Ирак с центром в Багдаде, и, наконец, курды создадут независимое государство со столицей в Мосуле или в Киркуке. А в перспективе в Диярбакыре, то есть в восточной части Турции, где проживает больше всего курдов.
– Но рядом с распадающимся Ираком находится Иран с его так называемой ядерной проблемой...
– Нет такой проблемы, она столь же надумана, как и наличие ядерного оружия у Саддама Хусейна. В Пакистане, как известно, атомная бомба давно есть, но Вашингтон все равно поддерживает диктатуру генерала Мушаррафа. Между тем в этой стране нет никакой демократии, введено чрезвычайное положение, сажают в тюрьмы лидеров оппозиции. В Иране никакой бомбы нет, но США уже сегодня готовы уничтожить эту страну. Так что тут нет никакой борьбы с распространением ядерного оружия и уж тем более борьбы за демократию. Америка просто мечтает о контроле над регионом, где расположены гигантские запасы нефти и газа.
– Уже несколько месяцев идет активная дискуссия по поводу размещения ПРО в Европе. Этот опасный для России процесс можно остановить?
– Ни единого шанса. Будут устанавливать и радары, и противоракеты. И не только в Польше и Чехии. Следующие места их размещения – Украина, страны Балтии. Цель одна – создать помехи России и в военном отношении, и в экономическом, и даже в дипломатическом. Судите сам: единственный дипломат в мире, который сидит в тюрьме, – это русский дипломат Кузнецов. Разве это не показательно? Вот из таких деталей и нужно делать выводы: как мы должны относиться к США и проводить свою внешнюю политику.