Никита Белых не собирается согласовывать персональный состав списков и темы избирательной кампании с Кремлем.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
«Союз правых сил» готов извлечь уроки из прошлого провала на думских выборах. Лидер партии на перепутье: отказаться от популистских лозунгов накануне выборов смерти подобно, а небрежение буржуазными ценностями ставит под удар собственную программу и отталкивает потенциальных союзников – традиционный правый электорат.
– Никита Юрьевич, внесите ясность: что будет достраивать ваша партия – капитализм в России (как было объявлено вначале) или просто «Россию» (без всяких ссылок на рыночные отношения и защиту частной собственности, как можно понять из текста некоторых ваших предвыборных изданий)?
– Съезд рассмотрит в качестве центрального лозунга, базовой идеи нашей кампании слоган «Достройка России». Не существует левых или правых тем, левых или правых вопросов, а существуют левые или правые ответы. А то, что мы не говорили в 2003-м о социальной политике, – это наш недостаток. Сама тема социальной политики, пенсионного обеспечения, здравоохранения, заработной платы работников бюджетной сферы еще не означает нашего левого уклона. Вопрос в том, за счет каких механизмов мы предлагаем решать эти проблемы. Например, мы предлагаем решать проблему дефицита накопительной части пенсионной системы за счет приватизации госсобственности в топливно-энергетическом комплексе. Там вопрос не в темах, а в ответах.
– Принимая в союзники таких радикальных лидеров, как Борис Немцов, вы не боитесь осложнить отношения с властью, уменьшая свои шансы на прохождение в Думу?
– Если мы себя называем и позиционируем как партия, оппозиционная по отношению к политике действующей власти, то очень сложно соблюдать некую лояльность по отношению к власти. Мы не собираемся согласовывать наш персональный состав и темы кампании с Кремлем. Один из уроков 2003 года как раз и гласит, что договариваться бессмысленно. Договариваться можно только с равными по силе, а если ты собой ничего не представляешь, не пользуешься поддержкой избирателей, договоренности, какими бы они ни были, не могут быть выполнены. Поэтому нам нужно договариваться не с Кремлем. Нам нужно договариваться с избирателями.
– Договариваться с Кремлем бессмысленно?
– Да. Ведь договоренности результативны только тогда, когда существует механизм их обеспечения. Когда власть в любой момент может сделать что угодно и ты ничего не можешь этому противопоставить – смысл договоренностей теряется.
– Какие темы станут центральными в агитации СПС?
– Федерализм, профессиональная армия, адресно-централизованная поддержка, в том числе и пенсионное обеспечение, защита бизнеса и собственников. Тем будет порядка 12–15 – учитывая, что кампании будут носить во многом региональный характер. Местные отделения получат право самостоятельно выставлять приоритеты.
– Очевидно, проблема федерализма не сильно взволнует столичных избирателей...
– Да, действительно, в Москве и Санкт-Петербурге она не самая главная. Соответственно там будут другие темы более актуальны: защита собственности, вопросы, связанные с точечной застройкой... Тема федерализма важна для территорий-доноров: Пермского и Красноярского краев, Свердловской области... Вот для них эта тема будет центральная. Но в любом случае эти регионы будут сами выбирать свои приоритеты по тем темам, которые будут обозначены нашей кампанией.
– Вы уже определились с первой тройкой?
– Здесь решение еще не принято, окончательно определимся на съезде. Сегодня обсуждается некий перечень фигур, они все достаточно известные. В любом случае в кампании будут принимать участие в тех или иных форматах и старые партийные деятели – Борис Немцов, например, и люди, которые недавно стали нашими однопартийцами, но при этом имеют свою собственную биографию и своих собственных избирателей. Такие, как Андрей Нечаев, первый министр экономики, Анатолий Ермолин и ряд других известных людей. Уверен, что в кампании будут принимать участие представители Республиканской партии.
– То есть Владимир Рыжков?
– Я сформулирую – представители Республиканской партии. Мы ведем переговоры в комплексе. И это касается не только федеральных фигур, касается не только Рыжкова, Лысенко, Мельниковой и некоторых региональных лидеров. Я не исключаю, что некоторые из региональных корзин будут представлены или даже возглавляться выходцами из Республиканской партии России.
– Таким образом, вы с Григорием Явлинским поделили солдатских правозащитниц?
– С «Яблоком» действует Светлана Кузнецова, это московский Комитет солдатских матерей.
– Какие уроки вы извлекли из прошлой кампании?
– Главный урок – быть ближе к избирателям. Это вопрос пафосного заявления, вопрос риторики – не нужны научные измышления, полезные и актуальные для круглых столов или творческих встреч, но крайне неудачные для широкой массы избирателей. То же касается вопросов политтехнологий. Мы в основном упор делаем не на СМИ и не на наглядную агитацию, а на работу в режиме «от двери к двери». У нас в рамках избирательной кампании будут задействованы десятки тысяч наших сторонников, агитаторов-волонтеров, которые будут доносить информацию до избирателей – о том, с чем партия идет на выборы, что в партии произошло, какие изменения случились за четыре года, пока партия не была представлена в парламенте. Агитаторы будут ходить по домам, заглянут в студенческие общежития, если где-то есть возможность – поедут на предприятия.
– Что будет собой представлять предвыборный ролик СПС?
– Будет несколько роликов. Будут ролики, посвященные основным темам кампании: федерализму, межнациональным отношениям, профессиональной армии, так же, как было в 1999 и 2003 годах, будет несколько роликов на разные темы. Самолетов не будет.
– С какими пиар-компаниями у вас договор и что именно они для вас делают?
– Конечно, для съемки роликов и некоторых других проектов будем привлекать какие-то специализированные компании.