Все решает не то, как голосуют, а то, как считают голоса.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Новые избирательные механизмы неизбежно рождают новые манипулятивные технологии. Голосование по открепительным удостоверениям может стать одним из новых элементов влияния на борьбу внутри партий за то, какая именно территориальная группа должна получить мандат при распределении между региональными списками.
Ранее голосование по открепительным удостоверениям не играло в отечественной избирательной системе большой роли – открепительные удостоверения заменили собой институт досрочного голосования на региональных и федеральных выборах. Сейчас досрочное голосование допускается только в виде исключения, в небольшом ряде случаев – когда выборы проводятся в труднодоступной местности. Зато избиратель, который в день голосования не сможет прибыть на тот избирательный участок, где он включен в список избирателей, вправе получить открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том участке, где он будет находиться в день голосования.
Открепительное удостоверение считается действительным, если в него внесены фамилия, имя и отчество избирателя, номер избирательного участка, на котором избиратель включен в список избирателей по месту жительства, а также если на этом открепительном удостоверении стоят печать территориальной или участковой избирательной комиссии и подпись члена территориальной или участковой избирательной комиссии, выдавшего открепительное удостоверение.
Возможность появления на любом участке «новых» избирателей с открепительными удостоверениями ставит крайне острую проблему контроля за изготовлением этих талонов и учетом их выдачи. Сверка списков избирателей на разных участках, исключающая многократное голосование одного избирателя на разных участках, сейчас технически просто не реализуема.
Самый известный на постсоветском пространстве случай фальсификации результатов выборов с помощью открепительных удостоверений произошел во время скандального второго тура выборов президента Украины 21 ноября 2004 г. В постановлении Верховного суда Украины от 3 декабря 2004 г. отмечено, что выдача и использование открепительных удостоверений проходили с нарушениями и без контроля со стороны ЦИКа. По официальным данным, на Украине в 2004 г. было изготовлено 1 млн. 491 тыс. открепительных удостоверений. Местная милиция выявила тогда 5586 фактов злоупотреблений ими. В частности, использовалась технология массового перемещения организованных групп, которые колесили по стране на микроавтобусах и по нескольку раз голосовали по поддельным открепительным талонам. Доказано, например, что начальник одного из управлений госадминистрации Николаевской области организовал фальсификацию результатов выборов на девяти избирательных участках 133-го территориального избирательного округа путем многократного голосования открепительными удостоверениями, задействовав автопарк госадминистрации Врадивского района. Высший менеджмент компании «Нафтогаз Украины», поддерживавший на выборах Виктора Януковича, под угрозой увольнения требовал от работников получить открепительные и сдать их руководству предприятия. Оно, в свою очередь, составляло списки с фамилиями работников и номерами открепительных. Сотрудникам же сообщили, что голосовать они будут по этим талонам в Полтавской области. Туда их и отвезли на автобусах утром 21 ноября 2004 г.
В России при смешанной избирательной системе избиратель получал два бюллетеня: один для голосования за кандидата-одномандатника, а второй – за политическую партию. По открепительному удостоверению он мог получить бюллетень для поддержки окружного кандидата лишь на территории того же округа. Что касается выборов по партийным спискам, то при больших размерах территориальных групп внутри списка и 18 кандидатах в центральной его части перемещение избирателей не оказывало существенного влияния на распределение мандатов между группами внутри списка.
Но теперь ситуация изменилась. В условиях полностью пропорциональной избирательной системы и более значительного дробления списков (каждый партийный список должен состоять не менее чем из 80 территориальных групп) перемещение избирателей с открепительными удостоверениями превращается в потенциальный рычаг воздействия на шансы той или иной группы партсписка получить депутатский мандат. Дело в том, что при распределении мандатов внутри партийного списка огромную роль играет число голосов, которые смогла получить каждая списочная группа в отдельности.
Судя по всему, на выборах 11 марта 2007 г. именно по этой причине Псковская область резко выделилась уровнем использования голосования по открепительным удостоверениям. 28 февраля 2007 г. газета «Псковская губерния» рассказала о том, что руководство регионального отделения одной из политических партий пытается обеспечить прохождение кандидата по списку по территориальной группе № 11 (в которую входили Печорский и Палкинский районы) с помощью этой манипулятивной технологии: «...Рядовых сотрудников предприятий, связанных с лидером региональной группы, в административном порядке обязали получить открепительные удостоверения в округах, к которым они приписаны по месту постоянного проживания, и в городе Пскове (в основном), и даже в районах области. Оплата за «путешествие» в день выборов будет производиться наличными┘ Разрабатываются расписание и маршруты десятков автобусов, которые 11 марта будут развозить «открепленцев» по избирательным участкам, расположенным на территории округа. Раскидывая их по участкам, организаторы вброса «левых» избирателей ориентировались даже на состав конкретных участковых избирательных комиссий и персоналии наблюдателей». Важно отметить, что «Псковская губерния» оказалась единственным СМИ, опубликовавшим данную информацию.
По данным КПРФ, к избирательным участкам Печорского и Палкинского районов централизованно были подвезены автобусами около 2 тыс. человек. В каждом автобусе находилось по 40–50 человек, в том числе и лица без определенного места жительства. Все они обеспечивались спиртным. «Проголосовавших» отвозили обратно в г. Псков и возвращались на избирательные участки с новой партией. По официальным данным, в округе № 11 по открепительным удостоверениям проголосовали 1792 человека (11,7% от пришедших на участки избирателей). Очевидно, это было связано исключительно с борьбой кандидатов внутри партийного списка, так как очередность получения мандатов зависела от результата партии в каждом округе.
Поскольку внутри списка каждой партии на выборах депутатов Госдумы есть территориальные группы с разным числом избирателей и разными электоральными перспективами, у лидеров групп с меньшими или проблемными шансами (особенно в регионах, которые партии разбили на несколько групп) вполне может возникнуть соблазн улучшить свои шансы на получение депутатского кресла путем миграции на свою «подведомственную» территорию сторонников с прилегающих городов и районов, а возможно, и областей. На общий процент поддержки партии по стране это не повлияет, а вот соотношение сил внутри списка может и измениться.
Таким образом, внутрипартийная борьба может спровоцировать явление локальной миграции населения в первых числах декабря 2007 г., и вряд ли этому уже что-либо может помешать: до официального старта избирательной кампании остались считанные дни. Власть вряд ли пойдет на изменение закона хотя бы по той простой причине, что, независимо от причин вероятной миграции части избирателей, в целом подобная технология будет работать на повышение явки, а Центризбирком уже пообещал явку на уровне 60% и сейчас изыскивает все мыслимые и немыслимые резервы для реализации этого обещания.