Сохраняя свою идентичность, Россия вступает в глобальный мир.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Вся наша противоречивая и многострадальная история последних трех веков, по крайней мере со времен Петра I, свидетельствует о том, что Россия в борениях с внешними врагами и при внутреннем противостоянии западников и славянофилов, продолжая поиск самоидентификации, выстраивает свою судьбу как государство, тяготеющее к европейским ценностям.
Российская интеллигенция и преобладающая часть российского общества испокон веков исповедуют эти ценности и, как правило, независимо от национальной принадлежности. Недаром великий провидец Федор Достоевский, глубоко чувствовавший душу русского народа и его общечеловеческую устремленность, при всем своем критическом отношении к европейскому филистерству писал: «Нам от Европы никак нельзя отказаться. Европа нам второе отечество...»
Речь идет о фундаментальных, базовых ценностях – таких, как Свобода, Равенство и Братство, – провозглашенных Великой французской революцией и постепенно утвердившихся в качестве краеугольных основ западной цивилизации. Со временем в этом ряду свое место уверенно заняла Справедливость. Равенство трансформировалось в диктатуру Закона, а понятие Братство приобрело значение общественного Согласия и Солидарности. Все эти ценности были закреплены в конституциях стран Европы и Северной Америки. Здесь очень важно отметить, что фундаментальные национальные ценности не определяют геополитическую стратегию страны. Ее определяют только многообразные национальные интересы.
Задача заключается в том, чтобы органично соединить с ценностями западной цивилизации наши преимущества и достоинства, географические и психологические: необъятные просторы страны, выгодное геополитическое положение, природные богатства, неистребимую духовность народа, который даже в условиях ограничения политических и личных свобод добился выдающихся достижений в науке и культуре. Ни в коей мере нельзя сбрасывать со счетов и вековую тягу народа к державности и сильной власти, жизненно необходимым для единства и стабильности гигантского многонационального и многоконфессионального государства. Фактически речь идет о том, чтобы процессу модернизации России, государственной и общественной практике придать дополнительную мощную созидательную энергию и качество.
Выстраданные перемены
Конечно, слепое копирование западных моделей не просто контрпродуктивно, оно невозможно по той главной причине, что присущая российской интеллигенции тяга к западноевропейской культуре не прошла длительного испытания практикой государственной и общественной жизни.
В Российской империи процесс приобщения к западным ценностям проходил медленно, с остановками и откатами назад. Запоздалая отмена крепостного права и мощнейшее развитие капитализма в России не успели дать своих плодов. Войны затормозили формирование робкого парламентаризма в условиях монархии. Октябрьская революция 1917 года и Гражданская война раскололи и обескровили Россию, а сталинская диктатура, многомиллионные потери в ходе Второй мировой войны привели к почти полному уничтожению культурного слоя европейской цивилизации в нашей стране. И только горбачевская перестройка положила начало процессу высвобождения страны из пут общественной стагнации. К сожалению, из-за отсутствия сильной команды, упорного сопротивления противников перемен, а также из-за разыгравшихся личных амбиций до глубоких реформ дело не дошло, а период правления Ельцина привел к расцвету не демократии, а беззастенчивой вседозволенности и коррупции, параду суверенитетов в самой России.
Можно ли после такого мучительного процесса выживания российской нации требовать, чтобы в России в короткий срок установилась демократия западного образца, для которой на самом Западе потребовалось более двух веков и которая сама переживает сейчас не лучшие времена? Капризы демократии и железный характер диктатуры одинаково опасны.
Вопреки грубейшим ошибкам и преступлениям, несмотря на огромные тяготы, обрушившиеся на людей в последние полтора десятилетия прошлого века, большинство россиян не отвергают нынешнюю модернизацию, более того, они приняли ее, причем – честь и хвала здравому смыслу российского народа – без кровопролития.
Бесспорно, огромное число людей оказались выбитыми из привычной колеи и не смогли найти себя в новой жизни. Но время лечит любые раны, и с каждым годом все больше россиян начинают ценить выстраданное чувство свободы и сопричастности к воистину историческим переменам, и они уже никогда и никому не отдадут эту обретенную свободу, особенно поколения, родившиеся и сформировавшиеся в условиях демократических реформ.
Именно поэтому в последние два-три года после долгих лет «хождения по мукам» стало очевидно: Россия благодаря, как всегда, своему народу сквозь страдания и лишения пронесла, сохранила уникальный шанс остаться великой державой и одновременно обрести качества новой цивилизации, адекватной условиям современного мира, своим уникальным природным и людским ресурсам. Этому в решающей степени способствует редкий феномен в нашей истории – наличие не показного, а реального единства между лидером и народом. Впервые за нашу долгую историю и власть в лице президента, и большинство граждан заинтересованы в строительстве современной, суверенной и процветающей России, может быть, впервые реально понимая, что это значит.
Кстати говоря, такой поворот не устраивает Запад, несмотря на многочисленные заявления об обратном. Да иначе и быть не могло. Не знает история других примеров. Что же касается панических настроений на Западе по этому поводу и попыток вновь муссировать вопрос о разных ценностных подходах Запада и России, следует сказать: обновленная Россия сама избрала путь демократизации и модернизации на основе Свободы и Справедливости, Закона и Согласия, но не для того, чтобы развиваться в угоду кому бы то ни было и по чьим бы то ни было моделям.
Реформа власти
Россия должна продолжать избранный ею курс на укрепление своей государственной и экономической независимости и мощи. Всякий иной путь губителен для России, ибо ведет к неизбежной потере контроля над собственными ресурсами и ослаблению суверенитета страны. Здравый смысл победит. Россия – прекрасный партнер в борьбе с нарастающими вызовами человечеству. И чем она сильнее, тем это лучше для всех.
Вот именно здесь и сейчас мы подошли к главному вопросу – как обеспечить проведение фундаментальной политической реформы, имея в виду формирование идеологии новой России и адекватного ей механизма власти. Только это способно снять извечную проблему России – обеспечение преемственности курса развития страны.
Приняв управление страной в условиях хаоса и вседозволенности, Владимир Путин фактически был вынужден стать кризисным управляющим, с тем чтобы восстановить сильную и эффективную государственную власть, единственно способную защитить демократический выбор России, начать фундаментальные политические реформы, в том числе и реформу самой власти.
Президенту Путину удалось, несмотря на сопротивление определенных политических и экономических сил, решить эту задачу. Однако это очень важное, но только начало реформы государственной власти. Предстоят настойчивые, кропотливые усилия по закреплению в законах и Конституции всеобъемлющей системы новых демократических механизмов власти, действующих в автоматическом режиме.
Пожалуй, самый важный результат мучительного слома старой эпохи и рождения новой: в России появились свободные люди, которые признали необходимость частной собственности и научились ценить политическую свободу. И эти свободные люди заинтересованы в сильной власти, действующей на основе Закона. Такого в России не было никогда. И не воспользоваться этим было бы непростительно.
Идеология обновления
Великая французская революция уничтожила сакральный характер власти и провозгласила политическую и экономическую свободу. Власть в лице государственных структур разного уровня стали избирать, значит, появилась угроза ее потерять. Именно эта угроза потери власти заставляет властные структуры и людей, облеченных властью, быть максимально эффективными и ответственными, добиваться поддержки избирателей делами и побеждать на очередных выборах. Это и только это есть непреходящий императив демократии. Все остальное, конечно, носит сугубо суверенный, национальный характер.
В России такого исторического опыта нет. Все прежние попытки модернизировать властные структуры в России кончались провалом. Прежде всего потому, что осуществлялись в условиях несвободы, когда незыблемо сохранялся приоритет интересов государства в лице высшей власти. По сути, такой приоритет означал вседозволенность властной элиты и пренебрежение интересами и достоинством человека-гражданина. Это не только аморально, это контрпродуктивно. Несвободный человек неконкурентоспособен ни в быту, ни в труде, ни в общественной жизни. Свободные благополучные люди обеспечивают благополучие собственной семьи, создают рабочие места для других, создают общественное богатство и платят налоги государству. Это национальное достояние каждого народа. Это они вместе с государством в состоянии обеспечить благополучие людей и мощь страны.
Прежняя власть никогда не была готова к созданию механизмов саморегулирования и саморазвития общества, основанных на той же частной собственности и политической свободе, механизмов, способных генерировать инициативу, энергию, динамизм и качество, обеспечивая тем самым конкурентоспособность страны. В условиях высокого современного уровня образования и культуры общества никакая другая парадигма власти не работает. Разве можно было подумать, что трехсотлетняя монархия Романовых рухнет фактически сама собой? А сталинская империя, контролировавшая почти полмира, рухнула сразу же после ухода вождя! Это вполне естественно. Иван Грозный, Петр Первый, Сталин стали символами мифа о всесилии личной власти в России. Но миф был обречен и рухнул под воздействием отмены крепостного права, признанной миром лучшей в мире системы образования в СССР и, конечно же, перестройки Михаила Горбачева. Более того, большинство людей, оказывавшихся у власти, были не только не способны, но и не готовы обеспечивать преемственность власти такой страшной ценой, каждый раз все начиная сначала. Только вместе с обществом и под контролем общества власть способна обеспечить долгосрочное, планомерное поступательное развитие страны.
В этих условиях стратегическим направлением является продолжение модернизации страны во всех областях политической и экономической жизни. В этом плане приобретает особую срочность и важность вопрос о выработке новой государственной идеологии, отвечающей новым реалиям обновляющейся России.
Новая государственная идеология должна основываться на вышеупомянутых ценностях обновляющейся российской цивилизации, способных объединить большинство сограждан. По нашему убеждению, она должна отвечать установке «За Свободу и Справедливость, Закон и Согласие, с верой в себя и Отечество».
Столь же важной является вторая часть установки: грандиозные долговременные задачи всесторонней и глубокой модернизации России действительно могут быть решены только благодаря вере в себя и в Отечество. Тот же исторический опыт России и в прошлом, и в недавнем настоящем говорит о том, что при реализации задач модернизации нашей страны наивно и в конечном счете преступно полагаться нам на чью-то помощь со стороны. У России, как у любой великой страны, нет вечных друзей, есть только вечные национальные интересы. Поэтому полагаться можно и должно только на себя и отстаивать свои национальные интересы всегда и повсеместно с верой в себя и в свое Отечество. В этих словах – целая программа действий: верить в себя – значит верить в необходимость своей активной гражданской позиции.
Не менее важна вера граждан в свое Отечество, а это означает учиться с детства гордиться своей страной, тем, что составляет славу и величие ее истории, гордиться ее всемирно признанными достижениями в науке и культуре. Вера в свое Отечество, в лучшие деяния прошлого, в его возрождающуюся свободу и силу сегодня и в его великое будущее удесятеряет силы активных граждан при преодолении трудностей, заряжает оптимизмом и энергией. В этом суть нарождающегося нового патриотизма в нашей стране, свободного от былой напыщенности и высокомерия, патриотизма, основанного на любви к своей Родине и гордости за нее.
В процессе начатой модернизации с особой остротой встает вопрос об идентификации России в современном глобальном мире. Кто мы, как мы оцениваем свое прошлое и настоящее, куда мы идем, каковы ценности новой России, какова ее стратегическая цель в долгосрочном плане, каковы, наконец, средства ее достижения. Для большинства наших граждан это отнюдь не вопросы праздного любопытства. Слишком уж глубоко сидит во всех нас исторический опыт предыдущих хождений в светлое будущее, когда путь к провозглашенным высоким и благородным по своей сути, но ни разу не достигнутым целям оказывался на деле бесконечным процессом народного долготерпения, связанным с бесчисленными жертвами, лишениями, нищетой и бесправием миллионов и миллионов людей. Сегодня общество вновь ощущает актуальную потребность в социальных ориентирах, нравственных ценностях, в исторической традиции, основательно разрушенных и дискредитированных в минувшие годы.
Только в рамках государственной идеологии социальные группы, нации и государства идентифицируют себя, осмысливают свое бытие, формулируют программные цели и стратегические задачи, определяют политику. Без этого бессмысленно выстраивать экономические модели и правовые концепции, поскольку любая смена правящих элит может спровоцировать тотальное разрушение всего уже достигнутого, резкую смену вех и новый мучительный поиск своего особого исторического пути, в основе которого – тайная надежда на чудо.
Страна и ее лидер
Мировой опыт свидетельствует о том, что свобода и демократия нуждаются в защите. Только сильная власть в состоянии защитить свободу и справедливость, только сильная власть способна привлечь к управлению государством весь интеллектуальный потенциал нации. Сильные властные структуры в условиях демократии, опираясь на гражданское общество, на сильные цивилизованные политические партии, способны победить коррупцию и вседозволенность. Следовательно, без сильной и авторитетной власти невозможно и полномасштабное реформирование страны.
Европейская цивилизация создала эффективные механизмы управления государством и правила гражданской самоорганизации. Они основаны на том, что сильная власть, с одной стороны, и политические свободы и демократические права граждан – с другой, не противостоят друг другу, а взаимодействуют, привлекая к управлению государством на разных уровнях власти интеллектуальный потенциал и творческую энергию гражданского общества.
Пока в России все процессы, и политические в первую очередь, могут эффективно развиваться только при условии, что их направляет и в них лично участвует признанный лидер страны. Только высокий уровень поддержки обществом авторитетного лидера может гарантировать успех политических реформ в государстве. Сегодня это именно так. Этот уникальный шанс, который дает нам история, должен быть использован и государством, и обществом.