Аэрокосмический салон «МАКС-2007» в подмосковном Жуковском побил рекорды и по посещаемости, и с точки зрения заключенных контрактов. Причем контракты заключены не только на покупку самолетов российского производства, как военных, так и гражданских, иностранцы продемонстрировали готовность участвовать в их обслуживании и продвижении.
Во время авиасалона было объявлено о создании совместного предприятия компаний «Сухой» и Alenia Aeronautica. ОАО «Компания «Сухой» будет принадлежать 49% акций, а Alenia Aeronautica – 51%. Союз компаний уже назвали стратегическим. Россия давно перестала играть первые роли в гражданском сегменте авиационного рынка. Бал здесь правят европейский Airbus и американский Boeing. Даже первый вице-премьер Сергей Иванов, отвечающий за авиастроение, откровенно признал: «С гражданской авиацией у нас беда». Но теперь у России появляется шанс не только создать хороший современный гражданский самолет, но и сделать продукт, который будет востребован на международном рынке.
Sukhoi Superjet 100 – детище холдинга «Сухой», известного в стране и мире непревзойденными истребителями семейства Су-27 и Су-30. По словам представителя ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» Ольги Каюковой, новый самолет вобрал в себя все лучшее, что есть в мировой практике реализации подобных программ. Консультантом проекта на самых ранних стадиях его создания стал Boeing. Немецкий Liebherr и российский «Теплообменник» поставляют системы кондиционирования и управления полетом. Двигатель к Sukhoi Superjet 100 – SаM-146 создали российское НПО «Сатурн» и французская Snecma – мировой лидер по авиационным двигателям. Решение Alenia – крупного авиапроизводителя, имеющего собственный проект в этом сегменте, войти в проект Sukhoi Superjet 100 говорит о том, что у этого самолета большой потенциал. Итальянцы займутся продвижением самолета на Запад.
На мировом рынке у Sukhoi Superjet 100 достаточно конкурентов. Это бразильский «Эмбраер», канадский «Бомбардье», украинский Ан-148. Однако наша машина комфортабельнее. В салоне Sukhoi Superjet 100 пассажиры смогут свободно вытянуть ноги. Багажный отсек под ручную кладь имеет объем 70 литров. В него войдет даже достаточно большой чемодан.
По существующим прогнозам, должно быть произведено около 800 самолетов. Две трети из них пойдут на западные рынки. Твердый заказ от авиаперевозчиков на Sukhoi Superjet 100 – 71 самолет. В планах ГСС до конца этого года довести объем портфеля твердых заказов до 100 самолетов. Первый Sukhoi Superjet 100, как и обещал глава компании «Сухой» Михаил Погосян, выкатят из сборочного цеха в Комсомольске-на-Амуре уже 26 сентября. А в следующем, 2008 году его начнут поставлять российским и западным авиакомпаниям.
Сейчас в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) проверяется на прочность первый Sukhoi Superjet 100. По словам главы института Владимира Каргопольцева, система управления Sukhoi Superjet 100 позволяет практически в любых аварийных ситуациях избежать катастрофических последствий.
– Такой ситуации, как в Донецке, когда Ту-154 свалился в «плоский штопор», с Sukhoi Superjet 100 не будет, – уверен Каргопольцев. – Эта система не допустит возникновения максимальных углов атаки и сваливания самолета в плоский штопор. Интерес к этим разработкам огромен.
Возможности самолета в рамках МАКСа-2007 демонстрировали на инженерном тренажере пилоты «Гражданских самолетов Сухого». Познакомиться с ними приехал и президент России Владимир Путин. С шеф-пилотом «Гражданских самолетов Сухого» Александром Яблонцевым он совершил виртуальный полет на новой машине. Как говорит летчик-инструктор, две минуты объяснений главе государства особенностей пилотирования Sukhoi Superjet 100 – и машина под управлением Путина уже в воздухе.