0
1651
Газета Идеи и люди Интернет-версия

17.08.2007 00:00:00

Между Москвой и Брюсселем

Александр Рар

Об авторе: Александр Рар - руководитель программ СНГ и России Германского совета внешней политики.

Тэги: евросоюз, украина, выборы


евросоюз, украина, выборы Главная интрига конца лета и начала осени – досрочные выборы в Верховную Раду.
Фото Reuters

Историкам и аналитикам пришло время оценивать внешнеполитическую деятельность второго президента России Владимира Путина. Суждения будут самые разные. Одни считают, что Путин прочно закрепил Россию на международной арене и она опять стала одним из главенствующих факторов мирового порядка. В 1999 году все было по-другому: Россия разваливалась и бедствовала, ни одна граница не была по-настоящему стабильной. На востоке на нее давил Китай, на западе – НАТО, на юге – исламские экстремисты. Сейчас как будто ситуация качественно исправлена. Не Россию ущемляют в ее развитии, а Россия сама может на кого хочет, если нужно, надавить, в первую очередь на исламских экстремистов, если они опять наберут силу в Афганистане. У России появился новый мощный рычаг, с помощью которого она может соуправлять миром, – нефть и газ. Россия при Путине стала энергосупердержавой.

Другие аналитики оспаривают такое толкование путинской внешней политики, считая, что, наоборот, второй президент почти проиграл для России Европу, интеграция стратегических интересов России с Западом не получилась, ни США, ни ЕС не доверяют России. Вместо стратегического партнерства вскоре может возникнуть новое противостояние, как во время холодной войны. США и ЕС совместно действуют на пути закрепления своей победы, достигнутой 20 лет тому назад в холодной войне. Будущая Европа строится исключительно на фундаменте двух западных институтов – НАТО и ЕС. Россия не является членом этих организаций и поэтому не может влиять на конструкцию новой Европы. Россия наивно полагала, что Европа заинтересована в интеграции ЕС с новой сильной Россией. Российская элита долгое время верила в возможность сближения и даже в союз с Европой на глобальном уровне. Россия предлагала ЕС объединение экономических мощностей – своей и европейской – для отстаивания общих интересов в отношении Азии и США. Но Европа хочет строить отношения только с демократической, а не с авторитарной Россией. По-видимому, цивилизационный конфликт между Россией и остальной Европой будет решать и по-новому в него вникать уже будущий президент России.

Отношения между ЕС и Россией серьезнейшим образом могут испортиться за несколько недель до российских парламентских выборов. Если на украинских парламентских выборах 30 сентября победят политические силы бывшей оранжевой коалиции, на Украине будет немедленно запущена новая дипломатическая инициатива в пользу скорейшей интеграции страны в структуры ЕС и НАТО. Победа Виктора Януковича, которого принято считать пророссийским политиком, может быть оспорена оранжевыми силами, которые не захотят признать свое окончательное историческое поражение. Поскольку украинский народ 30 сентября выбирает не только новый парламент, но и косвенно новое правительство, от этого зависит будущая политическая система, при которой должна жить страна. Народ должен высказаться либо в пользу продолжения молодой парламентской республики, либо проголосовать за возвращение к старой президентской вертикали власти. Особенностью украинской политики является то, что здесь все наоборот, нежели в других бывших государствах соцлагеря. В Восточной Европе прозападные силы выступают за более демократическую парламентскую республику, а консервативные государственники – за сильную президентскую власть. На Украине оранжевые хватаются за идею президентской республики, а менее либеральные силы восточной Украины – за идею парламентской системы.

Россия сама находится в предвыборной гонке и на историческом перепутье. Она вряд ли захочет или вообще сможет напрямую вмешиваться в украинскую политику. Ей не до Украины. При этом влияние Кремля на Януковича заметно сократилось после того, как украинский премьер решил выстраивать свои особые отношения с Брюсселем. Другое дело США и ЕС, которые выстраивают сейчас стратегию в Черноморском регионе после второго расширения НАТО. Украина – это главный мост, по которому политика Запада будет двигаться в сторону Каспийского региона, его энергетических ресурсов. Американцам только осталось уговорить осторожных западноевропейцев, которые не хотят ссориться с Россией, согласиться как можно скорее принять Украину в состав НАТО.

По всем доступным прогнозам украинского будущего, никакой геополитической катастрофы для России не произойдет. Украина проголосует, как и на прошлых выборах. Президент Виктор Ющенко и премьер Виктор Янукович вынуждены будут закрепить компромисс и поделить власть, чтобы не развалить страну и украинскую нацию. Украина, в отличие от других стран постсоветского пространства, всегда находила спокойный и разумный выход из кризисов. Без компромиссов ее на политической карте мира, наверное бы, уже не было. Путин не потерял Украину и не потеряет Европу. Но геополитические реалии на европейском континенте меняются. Нужны новые подходы в России и на Западе, чтобы вернуться к вопросам стратегического партнерства и взаимной интеграции. После утраченного времени в первом десятилетии нового столетия – уже XXI века. Просто Западу пора осознать, что Россия другая, нежели в 90-е годы. Ждать и надеяться, что она опять вернется к либеральной модели развития после того, как она, пойдя по иному пути, смогла стабилизироваться при Владимире Путине, не приходится.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1168
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1439
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1309
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1282

Другие новости