Дискуссия о лекции Владислава Суркова «Русская политическая культура. Взгляд из утопии» («НГ» от 22.06.07) продолжается (см. статьи Константина Ремчукова и Георгия Бовта («НГ» от 22.06.07), Сергея Степашина и Михаила Барщевского («НГ» от 29.06.07), Владимира Жириновского и Анатолия Стреляного («НГ» от 06.07.07). Сегодня мы публикуем тексты людей, которые ищут аналогии, похожесть с уже известными штампами. Сурков–Суслов, серый кардинал, Фукуяма, конец истории, преодоление неоконсерватизма┘ Любопытно наблюдать за тем, что именно уважаемые авторы считают возможным донести до читателя, какие этические границы считают возможным для себя перейти. Что ж, это тоже важно для понимания контуров и глубины заданного дискурса. Для понимания границ свободы как блага для страны.
Нашей целью по-прежнему является прояснение архетипических черт русского национального самосознания как основы для построения современного конкурентоспособного общества в России. При этом представляется важным выявление и наиболее общих черт этого самого конкурентоспособного современного общества. Ответ на вопрос о принципиальной совместимости архетипа русской матрицы с фундаментальными чертами современного и успешного общества поможет лучше понять ошибочность или верность предлагаемых Сурковым решений. Более того, хотелось бы все-таки понять, насколько сама эта матрица является корректно составленной. Ведь архетипических матриц без религиозных компонент быть не может. А что есть религиозное сознание в современной России? Насколько оно православно в том, изначальном, смысле, когда Русь называли святой не почему-то, а лишь потому, что идеалом для русского православного человека было повторение судьбы Господа, с мечтой завершить жизненный путь на Голгофе во имя спасения ближних. Многое в возрождающемся интересе молодых людей к православию мне кажется православным лишь по форме. Содержательно, сущностно – это люди протестантского склада, давно уже в общении с Богом обходятся без посредников. Именно их индивидуализм, способность брать ответственность на себя позволяют им конкурировать с представителями иных конфессий, менее ориентированных на соборность или коллективизм. Хочу пригласить авторов высказаться и по этим вопросам.