Кто-то верно сказал, что «следы страданий в истории более заметны, чем следы радости или счастья». Возможно, поэтому мы на всякий случай и будущее рисуем осторожно, серыми красками. А все научные прогнозы даже пугают, стараются назвать угрозы, развенчать их, сорвать с них маски. Потому что выявленное зло хотя и внушает страх, но побуждает к действию. И лучше таким образом испугаться, чем оцепенеть перед угрозой анонимной, не зная толком, чему противостоять. К сожалению, большинство прогнозов только и делают, что рассказывают о грозящих миру злоключениях, а причин их не раскрывают.
Не стал в этом смысле исключением и состоявшийся на прошлой неделе форум в Давосе. Его участникам в этом году представили два десятка алармистских сценариев, сведенных в доклад под заголовком «баланс сил». Политикам и бизнесменам предложили поразмышлять над двадцатью тремя рисками – экономическими, экологическими, геополитическими, социальными, технологическими. И каждый из рисков, по мнению авторов, способен даже в одиночку «взорвать» планету.
В перечне, понятно, энергетический кризис, новый злокачественный вирус – опаснее птичьего гриппа, потоп в Южной Азии, «битва за землю» в США, глобальное потепление, массовые беспорядки на Олимпиаде-2008 в Китае. При этом злокачественность одних рисков стабильна – например, международной коррупции и преступности, землетрясений и инфекций в развитых странах. А вот такие угрозы, как дефицит в текущих операциях США или терроризм, могут в перспективе обостриться. В общем, есть от чего впасть в меланхолию даже в Швейцарских Альпах. И участники форума решили: чтобы миру спастись, ему надо объединиться. Беда лишь в том, что он, возможно, и хотел бы объединиться, но не знает, как. Так что с альпийских вершин на этот раз надежных рецептов всеобщего спасения не прозвучало.
Три года назад группа экспертов Московского клуба, в работе которой я принимал участие, выпустила что-то вроде прогнозного меморандума, опубликовав его в виде открытого письма. В нем была развернута картина глобального кризиса, во многом совпадающая с тревожным докладом Давосского форума этого года. Мы утверждали, в частности, что мир переживает цивилизационную трансформацию, к которой человечество оказалось не готово. И это проявляется так или иначе во всех областях жизнедеятельности – политике и экономике, экологии, социальной и духовной сфере.
Сегодня термин «цивилизационный кризис», который несколько лет назад употреблялся в основном только в экспертном сообществе, получил постоянную прописку в политических и бизнес-кругах. Что лишний раз подтвердил и Давос-2007. С опозданием и пока не слишком успешно мировые элиты ищут пути решения этой глобальной проблемы. Одна из основных угроз – разгорающийся конфликт между Западом и Востоком, который также является элементом цивилизационного тупика.
Последние несколько сотен лет Запад уверенно правил миром. Среди культурологов и историков имеется даже специальное понятие – «вестернизация цивилизационного процесса». Однако с началом XXI века США и Европа начали сдавать казавшиеся ранее непреложными позиции. В экономике их все сильнее поджимают Китай и Индия, в духовно-религиозной области – страны исламского Востока. Рост конфликтности между ними – я имею в виду конфликтность на почве этнической и религиозной нетерпимости, стычку традиционных ценностей и цивилизационных кодов – начинает угрожать безопасности всего человечества.
Две противоборствующие стороны – Запад с его либерально-христианскими ценностями и Восток, прежде всего исламские фундаменталисты, – не просто отвергают друг друга. Они агрессивны и пытаются навязать друг другу свое видение мира либо военными, либо террористическими методами. Кто-то, например, пытается разрешить спор креста и полумесяца мечом, осчастливить народы «распространением демократии». Кто-то рисует карты «всемирного халифата» и посылает смертников на улицы городов. А в Западной Европе этнорелигиозные конфликты приобретают формы не только террористических актов, но и восстаний обитателей предместий крупных городов.
Привычный нам мир на глазах разваливается. Но об этнорелигиозной конфликтности стараются говорить как можно меньше, и не столько из-за политкорректности, сколько потому, что не знают, как ей противостоять.
На мой взгляд, этот конфликт мировоззрений тем не менее не является фатальным. «Ветви всех деревьев растут из одного корня». Глубинные, базовые ценности всех религий, а значит, и этносов, общие. Вряд ли единый Бог мог провозгласить разные этические принципы для разных вероисповеданий. Отличаются религиозные практики, то есть методы доведения этих принципов до верующих. С этой, более глубокой точки зрения именно религии образуют духовное единство человечества.
Единственно возможным путем сегодня поэтому должно быть не «ценностное насилие», а диалог и сотрудничество религий и цивилизаций. Вопрос не в идентификации носителей ценностей, а в том, чтобы носители поняли свою фундаментальную общность и неразличимость, чтобы они узнавали друг в друге себя. Потому что в противном случае им придется разойтись в разные стороны навсегда, а мир станет жертвой этого заблуждения. Без солидарности он не выживет.