На днях вступило в силу новое миграционное законодательство России. Оно стало одним из самых либеральных в мире. Иностранным гражданам, прибывшим к нам из стран с безвизовым режимом въезда (все государства СНГ, кроме Туркмении и Грузии), теперь гораздо проще получить разрешение на работу, в том числе и в Москве.
О том, к чему ведут вступившие в силу изменения в миграционном законодательстве, «НГ» рассказал председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Алексей Александров.
– Алексей Олегович, у нас очень много сейчас говорится и о новых миграционных законах, и об изменениях в миграционной политике в целом. В чем плюсы и минусы этих перемен?
– Давайте для начала назовем сами документы. Их три. Это прежде всего федеральный закон о миграционном учете граждан и лиц без гражданства на территории РФ и федеральный закон о внесении изменений и дополнений в уже действующий закон о правовом положении иностранных граждан в РФ. Третий документ – Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Но по порядку.
Миграционный учет включает в себя регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания. Процедура регистрации по месту жительства в целом осталась прежней. Учет по месту пребывания теперь имеет уведомительный характер. Уведомление о прибытии иностранного гражданина представляет в ФМС принимающая сторона (непосредственно или по почте). Если принимающая сторона по документально подтвержденным уважительным причинам не может направить уведомление, то иностранец имеет право сделать это сам. Фактом постановки на миграционный учет является соответствующая отметка органов ФМС или почты на отрывной части уведомления. Снятие с учета проводится после направления принимающей стороной в органы ФМС отрывной части уведомления не позже двух дней после убытия иностранного гражданина.
Теперь о том, как получать разрешение на работу. Для граждан из стран с визовым въездом порядок трудоустройства остается прежним. Что касается граждан из безвизовых стран, то они должны обратиться лично либо через работодателя или представителя в орган ФМС с заявлением о выдаче разрешения на работу. Нужно представить три документа: паспорт, миграционную карту и квитанцию об оплате госпошлины. Работодатель может привлекать иностранцев из стран с безвизовым порядком въезда без соответствующего разрешения, но при обязательном уведомлении об этом тероргана ФМС и Управления государственной службы занятости населения города Москвы (создано в декабре 2006 года, федеральный закон № 188-ФЗ от 31.12.2005 года). Кроме того, надо бы добавить, что правительством РФ установлена квота на привлечение иностранных граждан из стран с безвизовым порядком въезда, которая составляет 6 миллионов человек. Москва, исходя из своих ресурсов и положения на рынке труда, направила свои предложения, оценив возможность предоставления работы гражданам из указанных стран – до 700 тысяч человек.
Но вернемся к процедуре получения разрешений. В течение десяти дней (таков срок рассмотрения) иностранный гражданин получает разрешение на работу. Для принимающей стороны и приезжего иностранца это, конечно, удобно.
И нам, глядя на их праздник со стороны, за них бы только радоваться. Но со стороны-то как раз и не получится. Основная масса иноземного народа приезжает к нам на заработки, играя с судьбой в рулетку, ведь на фиксированное число рабочих мест приезжает многократно большее число претендентов. Так было и до либерализации миграционной политики, а уж теперь-то┘ Наша забота, однако, все же о своих гражданах. А вот для них миграционные новации могут обернуться большими проблемами с трудоустройством. Судите сами. В стране повсеместно процветает демпинговая оплата труда, при которой работодатели создают рабочие места с заниженной оплатой. Эта практика, к сожалению, очень многим нашим гражданам «поможет» остаться без работы. На эти «грабли» до нас наступали многие страны, привлекавшие из-за очевидной, но, увы, сиюминутной выгоды дешевую иностранную рабочую силу. Дворники из солнечных республик СНГ на московских улицах стали притчей во языцех как пример неизбывной потребности Москвы в иностранных работниках – москвичи, мол, на непрестижную, тяжелую и грязную работу не идут! Господа, но это ж чистой воды лукавство! В Москве есть авиапредприятие, которое набирает конструкторов, и тоже из солнечных республик. Что, и это – непрестижная работа, на которую не идут москвичи? Да нет же, просто зарплата там 10 тысяч рублей в месяц. А вот Московский метрополитен на «легкие» работы по прокладке туннелей, ремонту подвижного состава и коммуникаций, строительству новых и ремонту действующих станций принимает только москвичей и жителей Подмосковья. И ничего, оказывается, хорошо работают.
Не будем забывать и о соотечественниках, о содействии переселению которых в Россию наш президент подписал указ еще в июне этого года. Если на достойную работу по специальности трудно устроиться постоянно проживающему в стране народу, то им-то каково придется?
– За что, собственно, отвечает теперь работодатель, нанимая иностранного работника? Его ответственность по новым законам и постановлениям правительства увеличилась или наоборот?
– Что касается работников, прибывающих к нам из стран с визовым режимом, все осталось по-прежнему. Работодатель должен получать специальное разрешение, чтобы взять их на работу, заплатив пошлину государству. И еще оформить для каждого из работников-иностранцев документ, подтверждающий право этого человека трудиться по определенной специальности в течение конкретного периода. Для того же, чтобы оформить трудовой договор, к примеру с гражданином Украины, Армении или Таджикистана, делать этого теперь не нужно. А проверить наличие разрешения на работу, которое работник оформляет самостоятельно (о чем говорилось раньше), работодатель, конечно, обязан.
Но если трудовой договор заключен официально, российский Кодекс законов о труде и закон о занятости населения не делают различий между нашими гражданами и иностранцами. Следовательно, и отвечает работодатель за принятого им на работу иностранного работника в той же мере, как и за россиянина.
Помочь воздержаться от соблазна привлекать иностранных работников без оформления разрешительных документов законодатель решил ужесточением административной ответственности. За незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранцев, несоблюдение ограничений на осуществление отдельных видов деятельности и другие нарушения предлагается взимать штрафы до 8000 МРОТ либо приостановление деятельности на срок до 90 суток. И такое законодательное решение состоялось в ноябре прошлого года. Помогло. Закон только вступил в силу, а народ уже зашевелился: работодатели стали массово либо избавляться от нелегально нанятых работников, либо в срочном порядке оформлять им нужные документы. Неимоверно возрос интерес работодателя к изучению законодательной базы в этом вопросе.
– Какой, по-вашему, должна быть роль субъектов Федерации и Москвы в частности в формировании миграционной политики и регулировании миграционных потоков?
– Уверен, что такие вопросы, как формирование миграционной политики, контроль над правоприменительной практикой в области миграции, обеспечение безопасности государства в миграционной сфере, следует оставить за ФМС России. Поскольку эти вопросы теснейшим образом связаны с регулированием миграционных потоков в масштабе страны, само это регулирование должно оставаться прерогативой Федеральной миграционной службы. Но такие вопросы, как, например, квотирование и выдача иностранцам разрешений на работу, следовало бы все-таки передать в субъекты Федерации.
Что касается Москвы, то о ней разговор особый. С плотностью населения в 13 тысяч человек на квадратный километр и тремя миллионами приезжих ежедневно Москва превратилась в город-шейкер, город-гипертоник, в который вливается не менее четверти въезжающих в страну иностранцев. В силу этого все звенья московской инфраструктуры вынужденно участвуют в регулировании миграционных процессов. Эта тема крайне злободневна для строительной сферы города, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, здравоохранения, образования. Про правоохранительные органы и говорить нечего – сплошной экстрим. А где правдами и неправдами будут регистрироваться, пусть даже на три месяца, все эти жаждущие найти работу в столице? Про имеющие склонность к возгоранию бытовки и однушки, в которые набиваются десятки человек, все знают, но можно же и по-другому. Представьте: передвижной модульный городок, в котором есть жилые блоки, пункт охраны порядка, медпункт, досуговый центр, да пусть и гостиница для приезжих родственников! К нам уже обращаются работодатели, готовые взяться за строительство таких административно-бытовых городков, и, что примечательно, без всякого расчета на городской бюджет.
Понятно, что эффективно управлять течением такой жизни, как московская, возможно лишь при мгновенном реагировании на все возникающие изменения ситуации, чего бы они ни касались. Свежий пример. У всех на слуху недавние усилия федерального правительства по наведению порядка в сфере рыночной торговли и розничной торговли алкогольной и фармацевтической продукцией. Чего от этого можно ожидать москвичам? Не исключаю, что если дословно выполнить постановление правительства РФ, то придется закрыть многие аптеки, супермаркеты, рестораны национальной кухни и т.д.
Вы спросите: какой здесь выход? Как застраховаться от, мягко говоря, нецелесообразных решений с неприятными последствиями? На мой взгляд, в первую очередь нужно отдать определенные полномочия региональным и местным властям. У нашей федеральной власти нет оперативности, необходимой для разрешения некоторых проблем на рынке труда в отдельном регионе. Да и слишком разные проблемы в сфере регулирования трудовой миграции, скажем, у Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровского края и Калининградской области. Поэтому без привлечения региональных и местных властей навести порядок в нынешней миграционной ситуации, конечно, не получится. Я уж не говорю о том, что одновременно с решением конкретных насущных проблем необходимо разработать стратегию, то есть миграционную политику нашего государства в целом.