0
2980
Газета Идеи и люди Интернет-версия

12.01.2007 00:00:00

Верхи и низы: постсоветские метаморфозы

Ирина Глебова

Об авторе: Ирина Игоревна Глебова - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИНИОН РАН.

Тэги: рублевка, новый русский, нефтегаз


рублевка, новый русский, нефтегаз Люди власти у нас прежде всего озабочены имиджем власти и своим имиджем во власти.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В России в последние два десятилетия оформился новый тип социальности, одна из главных характеристик которой – сосуществование двух враждебных культурных укладов или, как сказал бы В.О.Ключевский, «складов». Если коммунистический порядок устранил фундаментальное противоречие между традиционалистской, старомосковской культурой основной массы населения и европеизированной cубкультурой верхов (путем уничтожения – как физического, так и ментального – обеих), то выход из коммунизма привел к новому социокультурному расколу.

Из общего исторического корня снова выросли две культуры: новая культура социальных верхов (условно – «нефтегазовая») и новая массовая культура (условно – культура «резервации»). Первая, как бы (именно – «как бы») прозападная, космополитическая, родилась в ответ на социальную трансформацию. Вторую питает «почва», «закрытая» среда. Раскол между ними нельзя свести к обычному противостоянию верхов и низов, свойственному любому обществу. Наш высший слой полностью замкнулся в себе и на себе. Его совершенно не интересует «почва», ее проблемы, интересы, ценности, то, как она выживает. Он озабочен исключительно собой, своим «делом». Самое яркое и убедительное тому свидетельство – судьба постсоветской власти.

Имидж власти и власть имиджа

Одно из центральных понятий, определяющих наше время, – имидж. Образы, замещающие реальность, позволяют примириться с нею. Имидж власти, имидж народа, имидж реформ, имидж демократии и порядка, имидж прошлого. Имидж – это то, с чем может войти в историю современная власть. Именно поэтому новая русская власть – в той же мере, что и советская – стремится замаскировать подлинную действительность, творя рядом с ней и вместо нее иную.

Что же скрывается за имиджем власти, каковы ее истинная природа, задачи, черты? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к исследованиям глубинных образов власти, проводившимся в 2001–2002 гг. под руководством Е.Б.Шестопал. Согласно этим исследованиям, большинству россиян неясно, кому власть принадлежит, кто ею владеет и распоряжается. Четко выражено только ощущение глубокого водораздела между властью и народом.

С социально-экономической точки зрения подкрепляющую власть «нефтегазовую» культуру представляют 2% населения – лица со сверхвысокими доходами. Обслуживающий и амортизирующий их слой (обобщенный средний класс) – это около 20% общего числа российских семей (его «ядро», обладающее всеми базовыми характеристиками «среднеклассовости», – 7% домохозяйств). Подавляющая часть «средних» связана с относительно эффективными секторами экономики, где сосредоточены очаги экономического оживления.

Носителями культуры «резервации» выступают низшие слои, находящиеся за чертой бедности (около 10% домохозяйств): пенсионеры, безработные, многодетные семьи, инвалиды и др.

Основная же часть «почвы» (примерно 70% российских домохозяйств) – это та промежуточная группа, которую специалисты описывают формулой «уже не низшие, но еще и не средние». Если экономический рост укрепляет материальное положение наиболее обеспеченных доходных групп, а прямое регулирование доходов дает некоторый результат в зоне бедности, то до группы «ниже среднего» (то есть большинства населения современной России) импульсы, исходящие и от положительной экономической динамики, и от попыток правительства поднять уровень жизни населения, либо вообще не доходят, либо доходят в усеченном виде.

Промежуточная группа, вобравшая в себя значительную часть «почвы», – наш аналог западноевропейского и американского среднего класса. Там 60–70% населения – гарант и стабилизатор демократии, рыночной системы хозяйства. У нас эта открытая, аморфная, неопределенная среда – основа Порядка. Дезориентированная, лишенная внутренних органических скреп, нацеленная на выживание (то есть простое воспроизводство), готовая свести к минимуму свои потребности в обмен на гарантированную социальную поддержку, она легко поддается манипулированию. Власть конденсирует и использует бродящие в этой среде «призраки» (мифы, воспоминания, надежды). И группа «ниже среднего», которой как нельзя лучше подходит определение «никакой класс», является в этом ее союзником.

Примирение с хаосом

Можно констатировать: в России в очередной раз все произошло «как всегда». (При том что «хотели как лучше» – каждый для себя. У очень немногих осуществилось.) В ходе «демократических преобразований» меньшинство (2% «избранных» + 20% «приближенных») получило возможность жить: приобщиться к обществу потребления, увидеть мир – и стать его частью, создать «стартовую базу» для детей, ощутить вкус перемен, испытать «шок будущего». Большинство (70% уже не бедных, но еще не средних + 10% оказавшихся «за чертой») вынуждено выживать – причем само по себе и тихо. Нынешнее «молчаливое большинство» со своими проблемами существует помимо и вне зоны публичности – там правят бал «новые русские», их вкусы, ценности, интересы, представления о жизни. Остальные могут приобщиться – чаще всего виртуально, в качестве зрителей. Поэтому «нефтегазовая» культура приобретает форму легальной, а «почвенная» – подпольной.

Уникальность нынешней ситуации в том, что все эти метаморфозы, расколы и трансформации произошли без обычных русских ужасов – крови, гражданской войны, закрепощения и эксплуатации всего и вся. Напротив, свобода – главный атрибут «постсоветскости». Власть (и ельцинская, и путинская) оставила населению все значимые для него свободы – равно как и заботу об обеспечении возможностей ими пользоваться.

Теперь, когда гнет государства свелся к минимуму, у народа наконец появилась возможность создать что-то, альтернативное власти. Важную роль здесь могли бы сыграть церковь, гражданские инициативы, свободное предпринимательство. Могли бы – но не играют. «Свободная» Россия не проявляет стремления организоваться на благое дело. Она скорее склонна сдаться России «единой» – в обмен на продление своей «вольной».

Что же касается власти, то она вынуждена мириться с вечным хаосом «внизу» (который, собственно, и есть русская повседневность), то «подмораживая» его, то инициируя «потепления». В этом смысле источник развития по-прежнему остается «наверху». Сегодня главная задача власти – приспособиться к своему географическому и демографическому «сужению», не допустить, чтобы оно «съело» русскую историю. А рецепт здесь у нее один – наращивание военного, «имперского» потенциала, что при нынешнем алгоритме существования власти весьма проблематично.

В самоустранении от общесоциальных проблем проявляется истинная природа постсоветской «элиты». Господствующий слой новой России раздроблен на группы, которые находятся в состоянии перманентной войны за доступ к ресурсам и сверхдоходным производствам. Все эти группы участвовали (и участвуют) в создании супермонополий – сырьевых, телекоммуникационных и др., которые легко взять под контроль. Верховная власть выступает одним из игроков на этом поле и «результирующей» всех схваток.

Новый раскол

Теоретически потребительская реальность должна была бы препятствовать расколам, формировать некое подобие социального единства верхов и низов. Однако в России произошло прямо наоборот, хотя потребительская гонка отчасти опосредует, смягчает разрыв социальной ткани. И дело здесь не просто в разном качестве, способах, формах потребления (в том числе информационного). Дело в том, что внезапное вторжение западных потребительских стандартов в сочетании с возможностью стремительного обогащения буквально разорвало постсоветский социум на два мира, две «цивилизации».

Потребности, запросы представителей «нефтегазовой» культуры могли быть удовлетворены только за счет массы населения. Именно заключение в «резервацию» основной части народа позволило «новорусской» жизни превратиться из сказки в быль.

В 1990-е гг. власть (подспудно, незаметно) создала такие рамочные условия существования среднестатистического человека, которые максимально усложняют решение им даже элементарных жизненных задач, ориентируют на выживание в агрессивной социальной среде. Практически все аспекты бытия homo postsoveticus (получение паспорта, приватизация жилья, рождение ребенка и т.д.) превращаются в тяжелую проблему, требующую сил и времени. Многопроблемье подавляет и озлобляет, рождает социальную пассивность. Поглощенный бытовыми проблемами, homo postsoveticus прочно связан с «почвой», вырваться из которой может только чудом. Перемещение в пределах «резервации» в большинстве случаев мало что меняет; здесь действуют единые правила – и все они не в пользу человека.

Конечно, в 1990-е гг. бывший русско-советский «маленький человек» совершенно изменился. Он получил свою долю «американской мечты», свой кусочек потребительского рая. Но общий настрой, жизненная стратегия, тип обустройства в мире претерпели лишь незначительную эволюцию. Люди ищут укрытия от враждебной социальной среды в своих частных мирках, не допуская туда посторонних. Им свойственно неприятие Других, недоверие к внешнему миру вообще.

Специфика нынешней ситуации в том, что благодаря преобразованиям конца 1980-х – начала 1990-х гг. в России возник слой людей, для которых власть – только функция, пусть важная и существенная. Судьба этих людей в чем-то подобна судьбе интеллигенции: их тоже, сама того не желая, породила власть в процессе «реформ». Речь идет о представителях «нефтегазовой» культуры, впитавших в себя западный (потребительский и накопительский) опыт. Это теперь уже бывшие «новые русские», «вышедшие» из малинового пиджака (как истинный интеллигент – из «шинели»). Среди них – не только криминальные лидеры и прожигатели жизни, но и образованные, чрезвычайно эффективные люди, занятые реальным делом, интересующиеся высоким искусством и поддерживающие его. Она постоянно приращивается, эта среда, принимающая всех, кто ей соответствует – в финансовом отношении.

В России в переломные моменты именно так и формируется «элита» (опричнина Ивана Грозного, петровское дворянство, ленинско-сталинская партия). Русский правящий класс всегда был смешанным, «сбродным» по составу – в социальном, профессиональном, этноконфессиональном отношении. Данная его черта особенно бросается в глаза в смутные времена, когда «элита» открывается для притока людей из «почвы». Эти «новики», непривычные к власти, становятся носителями и проводниками новых политических понятий, проникавших в русские умы в каждую очередную Смуту.

Хотя «новики» вышли из «почвы», ради стремительного броска наверх они отказываются от «корней» и, преодолевая их, перерабатывают себя. Но и «старая знать» тоже должна отказаться от прошлого, пожертвовать им. Будучи полностью адекватна велениям времени, «нефтегазовая» культура строится на отрицании прошлого (как и будущего) во имя настоящего. Отсутствие истории, реальной преемственности заставляет российскую «элиту» постоянно выстраивать традицию, искать «корни», эксплуатировать любое (символическое, культурное, политическое) наследие.

Первый и главный уклад постсоветской жизни сегодня принято обозначать термином «Рублевка». Данное понятие из географического превратилось в социокультурное. Конгломерат «рублевок» (во всех городах и весях современной России) образует «архипелаг» новой русской жизни, оторванный от «почвы», но определяющий ее настоящее и будущее. Это своего рода питомник, где выращивается новая порода людей, чистый продукт «нефтегазовой» культуры. С ними, с их воспроизводством связано подлинное торжество этой «высокой» культуры раскола. И перспективы развития страны тоже.

И вновь «особый путь»

В ситуации нынешнего раскола, при непримиримом, антагонистическом характере взаимоотношений основных субкультур, именно верховная власть скрепляет общество, удерживает вместе его составляющие. Раскол, несомненно, делает власть (как реальность и воображаемое явление) абсолютно необходимой социуму, воспроизводя традиционный принцип социальной интеграции «сверху вниз». Для самой же власти решающее значение приобретают ее внутренние проблемы – легитимации и трансляции.

Противостояние субкультур актуализирует и иные компенсаторные механизмы, обеспечивающие сплоченность на «почвенном» уровне, символическое единение социального организма – все то, что находит выражение в идее «особого русского пути». Ее возрождение приходится на середину 1990-х гг., когда определились основные черты новой российской социальности. Идею «особого пути» не просто «спускают сверху», чтобы усилить почвеннический изоляционизм, герметично закрыть «резервацию». Этой идеей обременена сама «почва». Посредством ее легитимируется власть: обеспечивая России «особый путь», она как бы встает над двумя «складами» русской жизни, непосредственно не связывая себя ни с одним из них, но выполняя функции посредника, модератора. Иначе говоря, она (символически) занимает то положение, которое и назначено русской власти. В результате формируется некое странное подобие (имидж) социального единства, гарантирующего подобие (имидж) благосостояния и прогресса.

Все это еще раз подтверждает: по своему происхождению и взглядам мы не принадлежим к западному миру. Очередной дрейф на Запад не привел к возникновению на русской «почве» гражданской формы жизни, опирающейся на либеральный государственный и экономический строй. И в том, что в 1990-е гг. в России не произошло коренного социального и духовного обновления, вина в первую очередь господствующих групп, которые остаются своего рода несущей конструкцией общественного здания. Несмотря на усвоение западных «элитарных» потребительских стандартов (и размещение на Западе своих капиталов), представители «нефтегазовой» культуры так и не стали людьми европейской цивилизации. Они избавляются, очищаются от тех, кто всерьез пытается вживить в русскую действительность западные ценности, нормы, модели. Именно их интересы требовали преодоления демократической формы правления, торможения модернизации и реального экономического роста. Вместе с тем, как ни прискорбно это констатировать, неспособность одержать победу над собой во имя будущего – черта, которая в равной степени присуща двум культурам, двум русским мирам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1654
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1858
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
1314
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
955

Другие новости