По словам дорожников, это – «не коммунальная грязь».
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Вчерашний день, хотя и с натяжкой, можно считать первым по-настоящему зимним с начала календарной зимы: в Москве зафиксированы заморозки. Согласно прогнозам, дальше будет еще «зимнее»: вся наступившая неделя обещает быть минусовой.
Для столичных автомобилистов это означает новые проблемы с гололедицей и реагентами, призванными с нею справляться. Однако и без наледи на мостовой странная зима этого года принесла автовладельцам немало проблем. Как оказалось, даже когда в столице нет морозов и снега, она отнюдь не превращается в аналог западноевропейских городов с сухими и чистыми дорогами.
Что смываем – тем и пачкаем
Неожиданно теплая и относительно сухая зима сбила с толку столичные коммунальные службы. По распорядку уже должны пойти в ход антигололедные реагенты, но ни льда, ни снега нет.
Пресс-секретарь департамента ЖКХ и благоустройства Москвы ЖКХ Марина Орлова рассказала «НГ», что, несмотря на отсутствие зимней погоды, убирать улицы приходится. «Каждую ночь мы вынуждены мыть. Сейчас вообще ничем не обрабатываем. Поскольку температуры плюсовые, только промывка простой водой. Вода – самое дешевое средство», – объясняет Марина Орлова.
Однако автомобилисты жалуются, что нынешнюю уличную грязь отмыть гораздо сложнее, чем ту, которая оседает на машине летом, и подозревают, что реагентами сдабривают улицы уже сейчас. В департаменте ЖКХ эти предположения опровергают, а специфику загрязнений объясняют по-своему. «Если в дождь переходить дорогу в белых брюках, их потом невозможно отстирать. Это не коммунальная грязь: у кого-то бензин капает, у кого-то масло, есть технический мусор, – уточняет Марина Орлова. – Когда снег на улице, колеса меньше несут грязи, и убирать в какой-то степени легче».
С тем, что отмыть городскую дорожную грязь довольно сложно, согласен и начальник дорожного отдела Научно-исследовательского проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры Василий Радов. Он рассказал «НГ», что в появлении специфической грязи надо винить и машины, и дорожное покрытие. «Сам асфальтобетон и битумная фракция идут с дороги, они не растворяются в воде. От машин – маслянистая фракция, протечки. Это от отечественных автомобилей – если сравнить с зарубежными марками машин, те пачкают дороги значительно меньше, – с сожалением отмечает эксперт. – Источником загрязнения может быть и груз, который перевозят. Нужно следить, чтобы грузовики, которые перевозят, например, щебенку, были накрыты».
Несмотря на то что поливальные машины, по словам представителя коммунальщиков, выходят на свои маршруты каждую ночь, особой чистоты автолюбители не отмечают. «Я за последнее время помытых улиц видел всего две. Стоит жуткая пыль, и на зубах трещит песок, и видимость сильно падает. Что улицы моют, я слышать-то слышал, но не видел: видимо, у меня хорошо со слухом, но плохо со зрением», – с возмущением поделился с корреспондентом «НГ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
Снижение видимости обратно пропорционально безопасности дорожного движения, а появление на дороге тонкого слоя воды еще больше осложняет ситуацию. По словам Василия Радова, важное условие для безопасности – чтобы слой воды на дороге не превышал одного миллиметра. Поэтому он уверен, что сейчас поливать городские дороги не стоит, а нужно убирать специальной машиной со щеткой и подачей воды, после чего промыть лотки и ливневую канализацию. «Водой прочищают лоток, где скапливается грязь. Из лотка это поступает в ливневую канализацию, а оттуда выгребается и утилизируется. Делают ли службы это на практике, нужно проверять. Промывать лоток можно с помощью специального пылесоса, это машина, которая собирает скопившуюся грязь и вывозит, – объясняет Василий Радов. – При отсутствии активной солнечной радиации полив не должен быть, желательна влажная уборка. Это нужно задать вопрос предприятию, которое это делало, что за задачу ставили, почему лили воду, а не делали влажную уборку».
Отрицательная реакция на реагент
Как только погода из осенней станет зимней, коммунальщики собираются посыпать проезжую часть антигололедными реагентами. Как объяснила Марина Орлова, качество реагентов не будет отличаться от тех, что использовали годом ранее: «Основной состав средств не изменится: АГС – антигололедное средство, ХК – хлористый кальций, ХКМ – хлористый кальций модифицированный и СБГ – средство борьбы с гололедом. В этом году будем еще смотреть новые реагенты на небольших участках в районе Лосиного острова – ЭСБГ и «Биодор».
Пресс-секретарь отметила, что все эти химические вещества не используются на тротуарах и остановках общественного транспорта – там будут посыпать мелкой щебенкой. Однако Виктор Травин не согласен с тем, что используемые реагенты полностью безопасны: «Любой реагент – это разрушитель. Если он ничего не разрушает, значит, и снег от него не тает. Нет такого лекарства, которое только лечит: оно одно лечит – другое калечит. Не может быть универсального реагента, который действует только на снег и больше ни на что. Нам каждый год говорят, что вот в этот раз точно самое лучшее, но каждый год мы получаем «съеденные» ботинки и проржавевшие машины и колеса».
Защитник автомобилистов уверяет, что никаких заключений о безопасности реагентов ему ни разу не удавалось увидеть. «Технологии производства автомобильных покрышек разные, и резина разная, она по-разному будет реагировать на реагенты. На одних шинах это может не сказаться, а другие будут по ним скользить, – объясняет Виктор Травин. – Нужно брать ботинки и шины разные и проводить эксперименты. Реагент может быть экологически чистым – а как в плане безопасности для водителей? А заключения врачей-аллергологов? Я никаких подобных исследований не видел». Однако в департаменте ЖКХ уверяют, что все необходимые заключения медиков и экологов у них есть, а пока не пришли холода, беспокоиться, дескать, вообще не о чем...