Им стреляли в спину из крупнокалиберного «Магнума», ломали двери кувалдой, вскрывали монтировкой обшивку. Но пилоты-испытатели отделались лишь легким испугом. Как показали предварительные испытания нового пассажирского самолета «Сухой Суперджет-100», не только кабина на замке, вся перегородка надежно защищена от взлома. Конструкторы знаменитых истребителей марки «Су» впервые применили военные технологии защиты пилотов для гражданского самолета.
Пуленепробиваемая перегородка из алюминиевого сплава и многослойной арамидной ткани способна задержать пулю, выпущенную в упор из крупнокалиберного 11-миллиметрового пистолета, например, из «Магнума-44».
«Мы пошли дальше существующих требований, – рассказывает ведущий конструктор департамента кабины экипажа проекта Superjet-100 Павел Платов, – защищаем не только дверь, но и всю перегородку, которая отделяет кабину экипажа от пассажирского салона. Эта перегородка обеспечивает защиту пилотам и всем жизненно важным системам лайнера».
В создании кабины активное участие принимала группа летчиков-испытателей. «Все системы управления самолетом должны быть максимально удобны и доступны, – рассказывает ведущий летчик-испытатель по программе Superjet-100 Александр Яблонцев. – Ощущения летчика, который управляет «Суперджетом», можно сравнить с ощущениями автолюбителя, пересевшего из «Жигулей» за руль иномарки. В кабине имеются подстаканники, держатели для ручек, крепежи для бумажной документации. Так как я летал на самолетах Boeing и Airbus, у меня есть четкое понимание необходимости этих аксессуаров. Отдельного внимания заслуживает рабочий столик для каждого из пилотов, на нем можно расположить ноутбук с расчетными программами полета, либо печатную информацию».
На раннем этапе разработки самолета шли дебаты, касающиеся органов управления. Решено было установить боковые ручки-джойстики вместо привычного штурвала. Ручка легче и более точна в управлении, к тому же вторая рука пилота освобождается для манипуляций с другими приборами. Впрочем, активно манипулировать приборами в Superjet-100 и не придется. Электроника решит многие проблемы за пилотов, например, она не даст лайнеру свалиться в штопор.
Первый Superjet-100 поднимется в воздух уже летом.