Издательство «Альпина Бизнес Букс» издало книгу ярославского журналиста Евгения Соловьева «Выживший. Региональный лидер эпохи перемен». Это одна из первых попыток исследовать и обобщить региональный опыт управления в современной России.
12 политиков-долгожителей смогли удержать власть на протяжении 15 лет – с 1991 года по сегодняшний день: Николай Волков (Еврейская АО), Виктор Ишаев (Хабаровский край), Виктор Кресс (Томская область), Анатолий Лисицын (Ярославская область), Шериг-оол Ооржак (Республика Тыва), Леонид Полежаев (Омская область), Михаил Прусак (Новгородская область), Муртаза Рахимов (Республика Башкортостан), Константин Титов (Самарская область), Александр Филиппенко (Ханты-Мансийский АО), Владимир Чуб (Ростовская область) и Минтимер Шаймиев (Республика Татарстан).
Почему книга «красная»? Во-первых, потому, что ее обложка ярко-алого цвета. Во-вторых, потому, что в ней описан редкий, почти исчезнувший в нашей стране вид политика – избранный губернатор. Их осталось дюжина на всю Россию, и Евгений Соловьев пишет о каждом из них. Пишет объективно, не роясь в грязном белье, но и не упуская случая припомнить просчет или глупую остроту; не славословя попусту, но и не стесняясь отметить достижения. Так что образы героев не напоминают ни региональных ангелов-хранителей, ни хрестоматийных злодеев-наместников. При всех своих добродетелях и пороках они живые люди, и уже одним этим вызывают некоторую симпатию, особенно если учесть, что выборные губернаторы, как мамонты, уже отбракованы управляемым процессом эволюции, а на смену им идет генерация роботов-назначенцев.
В каждой главе материал о регионах и их лидерах дан на фоне основных событий постсоветской истории России. Деятельность двенадцати региональных лидеров рассматривается не как набор изолированных случаев, а как элемент сложного процесса трансформации страны в новое качество. И становится понятно, сколь важна роль любого из этих людей. Например, как успешное, казалось бы, лоббирование самарским губернатором Константином Титовым интересов АвтоВАЗа внесло немалый вклад в последующий застой отечественного автомобилестроения. И наоборот, как аналогичная лоббистская деятельность хабаровчанина Виктора Ишаева и ярославца Анатолия Лисицына способствовала сохранению отечественной авиапромышленности.
Автор настойчиво ищет то, что характерно для всех двенадцати «историй успеха», что является рецептом губернаторского долгожительства. Он классифицирует губернаторов по различным признакам: по социальному происхождению, политическим взглядам, по уровню социально-экономического развития возглавляемых ими регионов, по способам выстраивания команды, по стилю отношений с региональным бизнесом, по взаимоотношениям с олигархами, по реакции на давление со стороны федерального Центра. Картина получается пестрая.
Регионы по уровню доходов различаются в разы, по объему производства – в десятки раз. На одном полюсе безнадежно дотационная Тыва во главе с руководителем-долгожителем Шериг-оол Ооржаком, на другом – купающийся в деньгах Ханты-Мансийский автономный округ с бессменным губернатором Александром Филиппенко. Социальное происхождение и прошлый опыт персонажей тоже не сводится к единому знаменателю. Здесь и цеховой мастер Владимир Чуб, и прораб Леонид Полежаев, и оператор установки Муртаза Рахимов, и столяр Анатолий Лисицын, и агроном Виктор Кресс; у остальных профессии тоже совершенно разные. Что касается политических взглядов, то приведенная в тексте таблица маршрутов миграции губернаторов из одних партий в другие наглядно демонстрирует отсутствие партийно-идеологических привязанностей. В этом региональные лидеры-долгожители действительно схожи.
В конце концов Евгений Соловьев приходит к выводу о личностных поведенческих особенностях как главной характеристике своих персонажей. «Отличительная черта «выживших» – отказ следовать общепринятым правилам. Каждый из них придумал и использовал индивидуальную «формулу успеха», создал в регионе собственную политическую реальность, определил новые правила игры».
Значительная часть текста представляет собой не что иное, как набор кейсов, вполне пригодных для использования в учебном процессе. Например, 16-страничный сюжет о попытке уголовного преследования под надуманным предлогом ярославского губернатора Анатолия Лисицына насыщен фактами, оснащен многочисленными ссылками на документы, материалы СМИ и интервью, взятые автором у экспертов и участников событий. Все вещи названы своими именами, вплоть до предложений неких доброхотов об урегулировании прокурорских претензий за взятку.
Приведенная в книге хроника уголовных преследований региональных руководителей впечатляет. Даже простое перечисление фактов с кратким описанием растянулось на целых пять страниц. Вообще исследование взаимоотношений губернаторов с федеральным Центром, пожалуй, самое важное для понимания того, как «выживают» региональные руководители. При чтении текста возникает что-то вроде дежавю – все это уже было в далекие времена, когда русские князья вырабатывали опыт существования под ордынским игом. Размах репрессий, конечно, не тот, зато по эффективности сбора дани татарам далеко до нынешней Москвы.
Евгений Соловьев живет в Ярославле, поэтому он с особым интересом пишет об Анатолии Лисицыне. За фактами, мнениями и оценками разных людей – от восхвалений до проклятий, вырисовывается реальный образ губернатора, амбициозного, в меру упрямого, умеющего «подать себя», наделенного развитой интуицией, способного «держать удар» и отвечать за свою работу, незлопамятного и весьма изобретательного.
Чего стоит один только компромисс с пикетчиками, перекрывавшими железные дороги осенью 1998 года. Тогда Лисицын договорился с железнодорожниками, и они, изменив расписание движения, позволили пикетам «сымитировать» двухчасовое перекрытие дороги. Губернатор подписал постановление, в котором согласился с наиболее громкими лозунгами митингующих, и ввел троих руководителей пикета в состав правительства на один год с правом совещательного голоса. Эти меры позволили сбить протестную волну в самый трудный момент.
Особенно рекомендую прочесть «Выжившего» москвичам – им будет полезно ознакомиться с политической стороной провинциальной жизни за пределами Садового кольца.