0
1216
Газета Идеи и люди Интернет-версия

09.11.2006 00:00:00

Заслон против криминала

Тэги: нургалиев, милиция, криминал


нургалиев, милиция, криминал Рашид Нургалиев: и терроризм, и коррупцию, и наркопреступность питают криминальные деньги.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Информационная картина последних месяцев вызывает стойкое ощущение дежа вю – страна словно возвращается в смутные 90-е годы, когда она столкнулась с такими новыми для себя понятиями, как «разборки», «наезды», «беспредел». За предельно короткий период от Москвы до Приморья прокатилась концентрированная волна громких заказных убийств: первый зампред ЦБ РФ Андрей Козлов, кандидат в мэры Дальнегорска Дмитрий Фотьянов, журналист Анна Политковская...

– Первый и главный вопрос: Рашид Гумарович, что происходит в стране?

– Для меня совершенно очевидно, что то, о чем вы сейчас говорите, – ответная реакция преступного мира на системные шаги государства и правоохранительных органов по декриминализации общества.

Не секрет, что криминальная обстановка в стране по-прежнему остается сложной и напряженной. Причины этой ситуации уходят своими корнями как раз в 90-е годы, о которых вы вспоминаете. Именно тогда произошла стремительная криминализация общественного сознания, начавшаяся с того, что в условиях тотальной нестабильности в стране людьми с криминальным правосознанием преступным путем были получены огромные капиталы. Сегодня, по прошествии 10 лет, эти деньги давно легализованы, но криминальное правосознание, методы деятельности их владельцев хотя и трансформировались, но не изменились по сути.

И второй момент, на который хочу обратить внимание. Вот вы перечислили громкие убийства высокопоставленного банкира, политика, журналиста. Что их объединяет? То, что, какие бы цели ни преследовали киллеры в каждом конкретном случае, в первую очередь все это – акции, направленные на дестабилизацию обстановки в стране. Раньше инструментами такой дестабилизации, как правило, были теракты: захваты заложников, взрывы, дерзкие нападения боевиков. Но благодаря жестким и целенаправленным ударам, нанесенным правоохранительными органами по террористическому подполью, в последнее время остроту этой проблемы удалось снизить, и очень заметно. Вы, наверное, сами заметили, что слово «теракт» сегодня встречается в криминальных сводках гораздо реже, чем это было совсем недавно.

– Да, но теперь не меньше людей гибнет, например, от суррогатного алкоголя. Недавно вы заявили, что ежегодно по этой причине страна теряет 42 тысячи человек.

– Вы правы, эпидемия отравлений некачественным алкоголем начинает приобретать черты национального бедствия. Только с начала сентября отравились 5100 человек, из них 295 скончались.

Мы предпринимаем максимум усилий по борьбе с преступлениями в данной сфере. По фактам отравлений уже возбуждено 533 уголовных дела. В 14 регионах РФ работают оперативные группы, во Владимирскую, Белгородскую, Псковскую, Иркутскую, Кировскую, Новгородскую, Челябинскую, Воронежскую и Московскую области выехали сотрудники департамента экономической безопасности МВД РФ. В Воронежской, Белгородской и Тверской областях уже арестованы семь участников преступной группы, занимавшихся распространением суррогатного алкоголя.

Однако не стоит думать, что все это время мы дожидались, «пока гром грянет». За 9 месяцев 2006 года правоохранительные органы России изъяли из незаконного оборота более 2,5 миллиона литров этилового спирта. За этот период пресечена деятельность 68 организованных групп, связанных с незаконным производством и оборотом спиртосодержащей продукции. Выявлено 772 подпольных цеха по производству этой продукции, а также проверены 3200 организаций, занимающихся ее оптовой продажей. По фактам выявленных нарушений внесено почти две тысячи представлений для приостановления лицензий в этой области.

Вместе с тем наша работа в данном направлении затруднена из-за несовершенства законодательства. Сложившаяся судебная практика в различных регионах России показывает, что судебные санкции в отношении изготовителей суррогатной продукции ограничивает их ответственность небольшими штрафами, как правило, не превышающими дневную выручку подпольного бутлегера. МВД России предлагает ужесточить ответственность по ряду статей Уголовного кодекса РФ, связанных с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции (статьи 171, 238, 327). Пока же задержанные милицией изготовители и продавцы суррогатного алкоголя, в том числе не отвечающего требованиям безопасности, оплатив штрафы (например, в Псковской области – в пределах 1000 рублей), продолжают заниматься незаконной деятельностью.

Для меня очевидно, что в этом плане законодательство нуждается в серьезной корректировке в сторону ужесточения ответственности за данные преступления, тем более что они – такой же серьезный фактор дестабилизации обстановки в России, как и «громкие» убийства и теракты.

– По-вашему получается, что международные террористы, киллеры и даже «черные бутлегеры» имеют чуть ли не общих заказчиков и координаторов┘

– Одно могу сказать наверняка: и терроризм, и коррупцию, и наркопреступность, и большинство других видов организованной преступности питают криминальные деньги. Именно поэтому такие понятия, как, скажем, «терроризм» и «преступные доходы», рассматриваются в совокупности уже в самом названии Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма».

– А откуда взялись эти криминальные деньги?

– С распадом СССР перестала существовать старая система денежного обращения, и в кредитно-финансовом секторе образовался нормативно-правовой вакуум. По этой же причине надзор за банковской деятельностью практически не осуществлялся, к тому же зарегистрировать банк можно было, имея всего 10 тысяч рублей, а лицензирование этого вида деятельности де-факто носило заявительный характер.

Все это создало благоприятную почву для внедрения в кредитно-финансовую систему страны организованных преступных групп, которые на протяжении ряда лет осуществляли финансовые махинации в колоссальных масштабах.

Причем, как правило, похищались государственные деньги. Например, одни только аферы с фальшивыми банковскими авизо, когда преступники буквально делали деньги из воздуха, нанесли стране, согласно существующим оценкам, ущерб в триллионы рублей.

Также не секрет, что с помощью этих преступных денег криминалитету удалось взять под контроль и многие промышленные предприятия, фирмы, банки. Мы до сих пор пожинаем горькие плоды этой ситуации. В сентябре президент страны Владимир Владимирович Путин прямо заявил, что использование банковских институтов для криминальных целей продолжается. Кстати, Андрей Андреевич Козлов курировал именно сферу банковского надзора и даже предлагал ввести для нечистых на руку банкиров пожизненный запрет на профессию.

Кроме того, определенная часть преступных денег была использована криминалитетом на коррумпирование органов государственной власти, общественных институтов, СМИ, правоохранительных структур. Так что именно отсюда проистекают многие острые проблемы современной России – от терроризма до коррупции.

– Но если, как следует из ваших слов, сами государственные институты оказались интегрированы в преступную конструкцию – кто будет декриминализировать общество?

– Если говорить конкретно об МВД, то на самом деле это именно то, чем мы занимаемся в последние годы. Другими словами, практически заново создаем систему общественной безопасности, основанную на принципах законности и прозрачности. Конечно, эта огромная работа еще далека от своего завершения. Но все же контуры этой системы становятся все более отчетливыми.

– В чем суть вашего подхода?

– На мой взгляд, в единстве трех элементов: «закон», «люди», «современные технологии». Расшифрую. Во-первых, для того, чтобы обеспечить эффективную служебную деятельность сотрудников милиции, необходимо дать им соответствующую мотивацию. Нынешний и будущий годы объявлены руководством МВД годами решения социальных проблем личного состава, самые острые из которых – зарплата и жилье. С начала этого года денежное содержание сотрудников органов внутренних дел повысилось на пятнадцать процентов и будет увеличиваться в дальнейшем, так же как и размеры пенсий. Что касается жилья для сотрудников, то по сравнению с прошлым годом мы в два с половиной раза увеличили объемы строительства – до двухсот тридцати тысяч квадратных метров.

Во-вторых, необходимо оснастить органы внутренних дел абсолютно всем, что необходимо для эффективного несения службы: современной аппаратурой, оружием, спецсредствами. С этой целью в прошлом году мы выделили из федерального бюджета низовым подразделениям органов внутренних дел 3,5 миллиарда рублей.

– То есть ставка делается на низовые подразделения?

– Не только. Продолжается внедрение единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел, которая серьезно облегчит нашу работу: ускорит процесс обработки запросов, заявлений граждан, а значит – раскрытия преступлений. Сейчас эта система действует в полном объеме в Татарстане, Москве, Ставропольском и Приморском краях, Оренбургской области. В текущем году еще 17 регионов смогут использовать ее в пилотном режиме, а еще в 49 субъектах Федерации ведутся подготовительные работы. К 2009 году система начнет действовать в полном объеме, обеспечив связь с каждым подразделением органов внутренних дел, в том числе посредством видеоконференции. У сотрудников появится возможность практически мгновенного получения информации из банков данных общего и специального назначения, аккумулируемой на всех уровнях – от федерального до районного.

Активно вводятся в строй автоматизированные комплексы для производства экспертных исследований. Оценить потенциал таких комплексов можно на примере Великобритании, где с их помощью раскрываются более 1,5 тысячи различных преступлений в неделю. Еще одним из наиболее перспективных направлений использования научно-технических достижений в правоохранительной деятельности являются ДНК-лаборатории. В настоящее время такие лаборатории работают в 19 субъектах Российской Федерации, еще в 10 регионах они создаются.

Наконец, повышение эффективности работы милиции невозможно без совершенствования нормативной базы. Мы занимаемся этим вопросом очень активно. При непосредственном участии экспертов МВД в этом году в российское законодательство внесены серьезные поправки в части противодействия терроризму, отмыванию преступных доходов и коррупции, ужесточающие наказания за данные преступления и в том числе предусматривающие конфискацию имущества.

Именно поэтому мы воспринимаем нынешний год как год серьезных решений и системной работы по формированию в России эффективной и надежной структуры безопасности.

– Есть ли уже результаты этой работы?

– Последние несколько лет я очень много бываю в регионах, посещаю территориальные подразделения органов внутренних дел. Раньше от этих поездок у меня оставалось тягостное чувство – обшарпанные стены, колченогие стулья, в большинстве подразделений карандашей и бумаги не было, не то что компьютеров. Сейчас ситуация с материально-техническим обеспечением постепенно выправляется, и сами сотрудники, глядя на это, стали относиться к своей работе более ответственно.

Считаю, что сегодня во многом решена и другая проблема – «пресловутой палочной системы», когда сотрудники отказывались принимать у граждан заявление, понимая, что оно превратится в заведомый «висяк». В подтверждение своих слов приведу следующую статистику: в январе–сентябре 2006 года органами внутренних дел рассмотрено более 14 миллионов заявлений, сообщений и иной информации, поступившей от граждан о разного рода происшествиях. Эта цифра возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года примерно на треть. Количество зарегистрированных преступлений в текущем году достигло почти трехмиллионной отметки, что более чем на 12% больше по сравнению с данными аналогичного периода прошлого года. И на 14% больше возбуждено уголовных дел. Хочу подчеркнуть, что это показатели, отражающие реальный уровень преступности в стране.

Что касается раскрываемости преступлений, основного показателя работы милиции, то за этот же период количество раскрытых преступлений увеличилось почти на 8%. Органами внутренних дел раскрыт 1 миллион 400 тысяч преступлений, в том числе более 45 тысяч преступлений прошлых лет.

– Какую роль в этом сыграла новая техника, о которой вы говорили?

– Если говорить об эффективности шагов по техническому перевооружению органов внутренних дел, то можно привести следующий пример. Ввод в строй комплексов по проведению криминалистических исследований, о которых я упоминал выше, позволил увеличить результативность сложных экспертиз на 78%. Только в прошлом году с помощью системы дактилоскопических учетов дана разыскная информация о возможной причастности более 39 тысяч конкретных лиц к совершению преступлений. С помощью этой же системы удалось раскрыть «громкое» убийство бывшего депутата Государственной Думы Сергея Юшенкова. Серьезно продвинуться в расследовании убийства Андрея Козлова нам, кстати, тоже помогла сложная телекоммуникационная аппаратура.

– Рашид Гумарович, 10 ноября – День российской милиции, ваш профессиональный праздник. Что бы в этот день вы хотели пожелать вашим коллегам?

– Я хотел бы от всего сердца поздравить всех тех, кто имеет непосредственное отношение к милиции: личный состав подразделений МВД России, ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск. Особые слова благодарности и добрые пожелания тем, кто и в этот праздничный день будет нести службу по охране законности и правопорядка. Отдельно хочу поздравить женщин – сотрудников милиции, на чьи хрупкие плечи возложена тяжелая мужская работа.

Не могу не выразить глубокую благодарность родным и близким сотрудников органов внутренних дел – тем, кто днем и ночью ждет дома.

В условиях непростой криминальной ситуации служба в органах внутренних дел требует от каждого сотрудника максимальной мобилизации, высокого профессионализма, стойкости и принципиальности.

Для личного состава МВД России эти понятия наполнены особым смыслом. Работа в органах правопорядка всегда опиралась на лучшие человеческие качества сотрудников – верность Долгу и Присяге, патриотизм, взаимопомощь и самопожертвование.

Сегодня мы можем сказать, что наши усилия стали одним из факторов обеспечения безопасности, территориальной и политической целостности Российской Федерации. МВД России представляет собой мощную силу, способную создать надежный заслон преступности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1173
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
738
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
514
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
738

Другие новости