Агентство экономических новостей по заказу «Независимой газеты» продолжает регулярное исследование – насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом «цивилизованном лоббировании», не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов.
Настоящее исследование проводилось по итогам сентября текущего года. 67 экспертов по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 240 претендентов – предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. Причем средняя оценка, поставленная экспертами, соответствовала следующей эффективности лоббирования: от 0 до 1 – очень слабая, от 1 до 2 – слабая, от 2 до 3 – средняя, от 3 до 4 – сильная, от 4 до 5 – очень сильная. В группу экспертов входят главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов – «Трибуна», Н.Вардуль – «Газета», А.Кондратьев – ИД «КоммерсантЪ», Б.Леонов – «Труд», М.Леонтьев – Первый канал, Ш.Муладжанов – «Московская правда», С.Скляров – «Независимая газета», С.Туранов – Агентство экономических новостей, А.Тутушкин – «Ведомости», Ю.Якутин – «Экономика и жизнь» и другие), руководители и представители государственных, научных и общественных и других организаций, сами лоббисты (Ю.Бондаренко – Центр национальных исследований, В.Ермаков – Ассоциация агентств поддержки малого и среднего бизнеса «Развитие», В.Желнин – Ассоциация рекламодателей, А.Зудин – Центр политических технологий, Ю.Любашевский – Независимый институт политических технологий, С.Марков – Институт политических исследований, А.Нечаев – Московский финансовый клуб, В.Никонов – фонд «Политика», Д.Орешкин – аналитическая группа «Меркатор», М.Урнов – фонд аналитических программ «Экспертиза», И.Харичев – Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков – Совет по национальной стратегии), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
В сентябре после долгого перерыва лидерство в региональной номинации вернул себе московский мэр Юрий Лужков. К своему 70-летию он получил хороший подарок: правительство одобрило благоприятный для столицы законопроект о выкупе земель под приватизированными предприятиями. На фоне общего снижения ставок выкупа для Москвы и Санкт-Петербурга была принята норма, лоббируемая Лужковым, – в случае перепрофилирования производства стоимость выкупа земли многократно возрастает.
Позиции бывшего заместителя Лужкова, нижегородского губернатора Валерия Шанцева, наоборот, ухудшились. По-видимому, из-за того что Министерство экономического развития и торговли отвергло его вариант достройки Чебоксарской ГЭС, который предусматривал строительство гидроузла в Городецком районе области и сооружение автодорожного моста через Волгу. МЭРТ в качестве базового принял более простой проект, подготовленный «ГидроОГК».
А дебютантом «топ-25» региональных лидеров стал тюменский губернатор Владимир Якушев. Он привлек к себе внимание аналитиков и прессы тем, что лоббирует систему комплексной оценки эффективности деятельности региональных органов государственной власти, разработанную под его руководством рабочей группой президиума Госсовета. Система содержит аж 138 критериев.
Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко поднялся на одну ступеньку в рейтинговой таблице «профессиональной» номинации. Скорее всего из-за того, что правительство одобрило в целом стратегию развития электронной промышленности до 2025 года, разработанную Минпромэнерго. Она направлена на выведение отечественного производства электроники на мировой уровень. Сейчас Христенко лоббирует отказ с 2007 года от государственного контроля за ценами на газ для промышленных предприятий, что вызвало жесткое противодействие министра экономического развития и торговли Германа Грефа. Исход этой интересной лоббистской интриги наверняка скажется на их рейтинге в ближайшем будущем.
Что касается Грефа, то в прошедшем месяце его позиции также улучшились. Совет по конкурентоспособности и предпринимательству одобрил предложенные министром меры по стимулированию темпов роста промышленного производства. Они основаны на новом механизме сотрудничества государства с бизнесом, во многом копирующем австралийскую модель «investing for growth». В свою очередь, Греф мог способствовать падению рейтинга министра сельского хозяйства Алексея Гордеева. Дело в том, что МЭРТ отвергло многие предложения Минсельхоза по развитию господдержки сельского хозяйства, считая их неэффективными.
Увеличению «аппаратного веса», а следовательно, рейтинга полномочного представителя президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака и помощника президента Игоря Шувалова способствовало то, что они возглавили авторитетные комиссии. Первый стал председателем комиссии из министров и глав регионов юга России, которая станет своеобразным окружным правительством. Шувалов же с подачи первого вице-премьера Дмитрия Медведева стал руководителем комиссии по продвижению нацпроекта «Национальное жилье» при совете по национальным проектам.
В номинации «первых лиц» увеличился рейтинг главы Внешэкономбанка Владимира Дмитриева. Ему удалось пролоббировать назначение Сергея Крюкова, считающегося его креатурой, на пост председателя правления Российского банка развития. Теперь возросла вероятность того, что Национальный банк развития будет создан на базе ВЭБа.
Председатель совета директоров Магнитогорского металлургического комбината Виктор Рашников набрал очки на поприще международного лоббизма. Во время визита президента Владимира Путина в Марокко Рашников, возглавлявший делегацию представителей отечественного крупного бизнеса, договорился с Maghreb Steel о создании совместного предприятия для производства проката, что заметно усилит позиции Магнитки на мировых рынках.
Лоббисты - первые лица
№ |
ФИО. |
В сентябре 2006 г. |
В августе 2006 г. |
---|---|---|---|
Очень сильная эффективность | |||
1 |
Медведев Д.А. (федеральное правительство, ⌠Газпром■) |
4,34 |
4,32 |
2 |
Миллер А.Б. (⌠Газпром■) |
4,18 |
4,23 |
3 |
Чубайс А.Б. (РАО ⌠ЕЭС России■) |
4,14 |
4,17 |
4 |
Собянин С.С. (администрация президента) |
4,10 |
4,12 |
5 |
Пугачев С.В. (Совет Федерации, Межпромбанк) |
4,05 |
4,08 |
6-7 |
Фридман М.М. (холдинг ⌠Альфа-групп■) |
4,00 |
4,02 |
6-7 |
Дерипаска О.В. (⌠Базовый элемент■, ⌠Русский алюминий■) |
4,00 |
3,98 |
Сильная эффективность | |||
8 |
Алекперов В.Ю. (⌠ЛУКОЙЛ■) |
3,97 |
4,00 |
9 |
Костин А.Л. (Внешторгбанк) |
3,92 |
3,95 |
10-11 |
Вайншток С.М. (⌠Транснефть■) |
3,88 |
3,95 |
10-11 |
Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) |
3,88 |
3,90 |
12 |
Потанин В.О. (⌠Интеррос■) |
3,86 |
3,90 |
13 |
Столяренко В.М. (АКБ ⌠ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНК■) |
3,85 |
3,87 |
14-15 |
Богданов В.Л. (⌠Сургутнефтегаз■) |
3,81 |
3,86 |
14-15 |
Богданчиков С.М. (⌠Роснефть■) |
3,81 |
3,82 |
16 |
Евтушенков В.П. (АФК ⌠Система■) |
3,79 |
3,84 |
17 |
Гуцериев М.С. (⌠Русснефть■) |
3,78 |
3,80 |
18 |
Усманов А.Б. (Газпроминвестхолдинг) |
3,67 |
3,53 |
19 |
Чемезов С.В. (⌠Рособоронэкспорт■) |
3,23 |
3,12 |
Средняя эффективность | |||
20 |
Якунин В.И. (⌠Российские железные дороги■) |
2,83 |
2,56 |
21 |
Ахмедов Ф.Т. (Совет Федерации, ⌠Нортгаз■) |
2,81 |
2,80 |
22 |
Рашников В.Ф. (Магнитогорский металлургический комбинат) |
2,51 |
2,44 |
23 |
Дмитриев В.А. (Внешэкономбанк) |
2,48 |
2,42 |
24 |
Ничипорук А.О. (АК ⌠АЛРОСА■) |
2,45 |
2,93 |
25 |
Варданян Р.К. (⌠Тройка Диалог■) |
2,42 |
2,34 |
|
Средний рейтинг |
3,59 |
3,60 |
№ |
ФИО |
В сентябре 2006 г. |
В августе 2006 г. |
---|---|---|---|
Очень сильная эффективность | |||
1 |
Лужков Ю.М. (Москва) |
4,53 |
4,47 |
2 |
Матвиенко В.И. (Санкт-Петербург) |
4,47 |
4,51 |
3 |
Лисицын А.И. (Ярославская область) |
4,14 |
4,17 |
4 |
Абрамович Р.А. (Чукотский АО) |
4,11 |
4,12 |
5-6 |
Ткачев А.Н. (Краснодарский край) |
4,06 |
4,08 |
5-6 |
Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) |
4,06 |
4,05 |
7 |
Тулеев А.М. (Кемеровская область) |
4,02 |
4,05 |
Сильная эффективность | |||
8 |
Сердюков В.П. (Ленинградская область) |
3,67 |
3,51 |
9 |
Россель Э.Э. (Свердловская область) |
3,65 |
3,72 |
10 |
Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) |
3,41 |
3,35 |
11 |
Прусак М.М. (Новгородская область) |
3,39 |
3,37 |
12 |
Хлопонин А.Г. (Красноярский край) |
3,28 |
3,23 |
13 |
Позгалев В.Е. (Вологодская область) |
3,01 |
2,87 |
Средняя эффективность | |||
14 |
Строев Е.С. (Орловская область) |
2,79 |
2,69 |
15 |
Громов Б.В. (Московская область) |
2,77 |
2,87 |
16 |
Дарькин С.М. (Приморский край) |
2,68 |
2,65 |
17-18 |
Кресс В.М. (Томская область) |
2,59 |
2,50 |
17-18 |
Неелов Ю.В. (Ямало-Ненецкий АО) |
2,59 |
2,61 |
19 |
Титов К.А. (Самарская область) |
2,51 |
2,48 |
20 |
Штыров В.А. (Республика Саха (Якутия) |
2,37 |
2,32 |
21 |
Шанцев В.П. (Нижегородская область) |
2,31 |
2,37 |
22-23 |
Боос Г.В. (Калининградская область) |
2,28 |
2,23 |
22-23 |
Тишанин А.Г. (Иркутская область) |
2,28 |
2,28 |
24 |
Якушев В.В. (Тюменская область) |
2,25 |
2,17 |
25 |
Полежаев Л.К. (Омская область) |
2,23 |
2,20 |
|
Средний рейтинг |
3,18 |
3,16 |
Лоббисты - "профессионалы"
№ |
ФИО |
В сентябре 2006 г. |
В августе 2006 г. |
---|---|---|---|
Очень сильная эффективность | |||
1 |
Сурков В.Ю. (администрация президента) |
4,41 |
4,39 |
2 |
Кудрин А.Л. (Министерство финансов) |
4,33 |
4,37 |
3-4 |
Греф Г.О. (Министерство экономического развития и торговли) |
4,17 |
4,03 |
3-4 |
Козак Д.Н. (полномочный представитель президента в Южном федеральном округе) |
4,17 |
4,12 |
5 |
Шувалов И.И. (помощник президента) |
4,10 |
4,03 |
6 |
Тосунян Г.А. (Ассоциация российских банков) |
4,03 |
4,01 |
Сильная эффективность | |||
7-8 |
Шохин А.Н. (Российский союз промышленников и предпринимателей, Координационный совет предпринимательских союзов России) |
3,92 |
3,95 |
7-8 |
Зурабов М.Ю. (Министерство здравоохранения и социального развития) |
3,92 |
3,89 |
9 |
Ресин В.И. (правительство Москвы) |
3,84 |
3,82 |
10 |
Христенко В.Б. (Министерство промышленности и энергетики) |
3,81 |
3,72 |
11 |
Примаков Е.М. (Торгово-промышленная палата РФ) |
3,79 |
3,82 |
12 |
Язев В.А. (депутат Госдумы, Российское газовое общество) |
3,67 |
3,68 |
13 |
Торшин А.П. (Совет Федерации) |
3,65 |
3,68 |
14-15 |
Гордеев А.В. (Министерство сельского хозяйства) |
3,62 |
3,70 |
14-15 |
Федун Л.А. (⌠ЛУКОЙЛ■) |
3,62 |
3,65 |
16 |
Гурьев А.Г. (Совет Федерации, ⌠ФосАгро■) |
3,58 |
3,56 |
17 |
Трутнев Ю.П. (Министерство природных ресурсов) |
3,53 |
3,47 |
18-19 |
Авен П.О. (Альфа-банк) |
3,49 |
3,51 |
18-19 |
Вьюгин О.В. (Федеральная служба по финансовым рынкам) |
3,49 |
3,47 |
20 |
Хан Г.Б. (ТНК-ВР) |
3,45 |
3,42 |
21 |
Черной Л.С. (портфельный инвестор) |
3,40 |
3,37 |
Средняя эффективность | |||
22 |
Артемьев И.Ю. (Федеральная антимонопольная служба) |
2,87 |
2,82 |
23 |
Шмаков М.В. (Федерация независимых профсоюзов) |
2,77 |
2,71 |
24 |
Рейман Л.Д. (Министерство информационных технологий и связи) |
2,73 |
2,71 |
25 |
Коваль А.П. (депутат Госдумы, Всероссийский союз страховщиков) |
2,71 |
2,67 |
|
Средний рейтинг |
3,64 |
3,62 |
Агентство экономических новостей, 2006