0
1472
Газета Идеи и люди Интернет-версия

20.10.2006 00:00:00

Сверхдержавные провинциалы

Владислав Иноземцев

Об авторе: Владислав Леонидович Иноземцев - доктор экономических наук, главный редактор русского издания газеты "Le Monde diplomatique", издатель и редактор журнала "Свободная мысль".

Тэги: россия, америка, европа


россия, америка, европа Уловки американской торговли: цены должны казаться ниже, чем они есть на самом деле.
Фото Бориса Кауфмана (НГ-фото)

В конце первой трети XIX века два француза – Алексис де Токвилль и Астольф де Кюстин – отправились в путешествия. Итогом их стали книги «Демократия в Америке» и «Россия в 1839 году», описывавшие США и Россию – две европейские державы, лежавшие вне географических границ Западной Европы.

В те годы Америка и Россия были естественными «окраинами» Европы: Восток считался совершенно чуждым, а колонии не принимались в расчет. Но уже через сто лет Соединенные Штаты стали самой мощной экономикой мира и новой родиной для миллионов европейцев, а на месте Российской империи вырос Советский Союз с его революционной идеологией, обретавшей все новых сторонников. В середине ХХ века СССР и США «вытащили» Европу из самой ужасной войны в истории, разделив ее на зоны влияния. Создав ядерное оружие и вырвавшись в космос, сверхдержавы еще раз показали превосходство над Старым Светом, ставшим чуть ли не их провинцией.

Но в начале XXI столетия все возвращается на круги своя. Советский Союз проиграл холодную войну и распался на национальные республики. Соединенные Штаты предались гегемонистским устремлениям – и сейчас вовлечены в конфликт чуть ли не со всем миром. Европейцы же реализовали свой интеграционный проект: ЕС обрел политическую субъектность, число его членов удвоилось, была введена единая валюта – евро. Европа освободилась от угрозы со стороны СССР, а заодно – и от рабской зависимости от Америки. Мир второй половины ХХ века, с его «двумя Европами и одним Западом», сменился новым, где есть «одна Европа, но два Запада».

В России пятнадцать лет реформ привили гражданам дополнительное отвращение к нормальности. Доминировавшая сначала самоуничижительная констатация «мы не можем стать такими, как все» сменилась надменной максимой «нам не нужно быть такими, как все». Обе формулы позволяют не думать о задачах развития страны – а это столь приятно, что тезис об особости России принимается как данность, не требующая доказательств. Между тем нынешняя Россия не более уникальна, чем другая «окраина» Европы – Америка. Эти две «окраины» очень похожи друг на друга – и резко отличаются от Европы.

«Ощущение нации»

Первое, что заметно при сравнении США и России, – это их сходство как избранных, мессианских народов. Представления европейцев о своих роли и предназначении также не всегда скромны и адекватны, но они черпают вдохновение и уверенность в будущем из своих истории и традиций. Их идентичность неидеологична: еще У.Черчилль, возражая в 1940 г. в палате общин против запрета британской компартии, говорил, что никакие убеждения не делают англичанина не-британцем (un-British). Ориентированность на сложившиеся ценности, а не иллюзия великого будущего, как раз и порождает европейскую «нормальность».

США устроены иначе. С XVII века поселенцы считали себя народом «избранным», которому суждено построить новую Обетованную землю, второй Иерусалим, откуда свет истины разольется по миру. Учреждая в 1640 г. провинцию Новая Англия, они закончили резолюцию словами: «Господь может отдать Землю или ее часть избранному Им народу. Принято. Мы являемся избранным Им народом. Принято». Эта аргументация определила американское мировоззрение.

Россия – еще одна «ветвь» европейской цивилизации; ее история не менее необычна, чем американская, но весьма на нее похожа. Русь дважды подвергалась «европеизации». В первый раз – в X–XI столетиях, когда, приняв христианство восточного образца, она вошла в «зону влияния» Византии. Упадок последней совпал с подъемом Московии, которая, переняв у бывшей империи традиции доминирования светской власти над духовной и символику, самоидентифицировалась в образе «третьего Рима». Во второй раз Россия обратилась к Европе в конце XVII века, чтобы использовать европейские достижения для защиты от самих европейцев. Итог известен: менее чем через сто лет она стала самой мощной державой Старого Света.

К концу XIX века Россия и США были по форме «европейскими», оставаясь вне Европы географически и культурно. Удивляет, сколь синхронно обе страны отказались от крепостничества и рабства; пережили острые споры о своей роли в мире (дискуссии «славянофилов» и «западников» в России, «изоляционистов» и «экспансионистов» в США). Все изменилось после Первой мировой войны, итоги которой открыли глобальные перспективы и перед Соединенными Штатами, и перед Россией, вышедшей из потрясений 1917–1922 гг. Союзом Советских Социалистических Республик.

«Сущностное» сходство Советского Союза и Соединенных Штатов еще не осмыслено надлежащим образом. Великие идеологические державы, они были единственными странами, сами названия которых не содержали даже малейшего указания на их исторические и национальные корни. Их влекли перспективы бесклассового и вненационального общества. Они схожим образом использовали силу универсальных идей. Их очаровывали горизонты технического прогресса и собственная территориальная безграничность. Победой в Второй мировой войне они доказали и самим себе, и остальному миру силу своих идеологий и прочность своих социальных основ.

Итоги ХХ века для США и СССР оказались различными – что не отрицает их сходства. Соединенные Штаты как общество менее «этатистское» не искали искусственной мобилизации – и потому смогли не столько победить, сколько пережить Советский Союз. Но и сегодня ни Россия, ни Соединенные Штаты – в отличие от европейских стран – не позиционируются как «одни из многих» государств многообразного мира и менее всего ищут «нормальности» в европейском ее понимании.

Страна и мир

Отношение к миру у Соединенных Штатов и России удивительно схоже – что обусловлено историей обеих этих европейских «окраин», сочетающей в себе, во-первых, продолжительные периоды экспансии; во-вторых, известную заданность пространства, на которое распространялось их влияние; и, в-третьих, присущее им в критические моменты превалирование политического могущества над экономическим.

Стремление к экспансии – характерная черта почти всех европейских государств, но ни Россия, ни Соединенные Штаты, в отличие, например, от Испании, Франции или Великобритании, не создали глобальных империй. Поэтому в странах Старого Света сегодня осознают, что пик экспансии пройден, а в России и США многие уверены, что их страны не достигли своего политического зенита. Эта противоположность европейского и «окраинного» подходов отражена в политической риторике наших дней.

Сверхдержавы выстраивали свою политику, ориентируясь прежде всего на геополитические интересы и идеологические цели, тогда как европейцы стремились обеспечить хозяйственные выгоды – отсутствие последних вызвало их уход из колоний. Борьба между США и СССР за бессмысленное влияние на никчемные территории привела в результате к истощению и краху Советского Союза, путь которого в наши дни с мазохистской увлеченностью повторяют Соединенные Штаты.

Такое историческое наследие искажает восприятие мира как Россией, так и Америкой. В обеих странах крайне переоценено значение фактора силы в международных отношениях. И в России, и в США стратеги исходят из того, что врага следует уничтожать, а не подчинять. Обе страны мнят себя центрами мировой политики и относятся к остальному миру как к пространству, где могут найтись союзники, но никогда – образцы для подражания. Они способны задаться вопросом: «кто наши союзники?», но никогда не задумаются: «чьими союзниками можем стать мы сами?».

Отсутствие такой спесивости у современной Европы делает ее гораздо более приспособленной к политическим реалиям XXI века. И Россия, и США видят во внешнем мире источник угроз, что вполне ясно подчеркивает риторика их президентов. Европейцы, напротив, относятся к происходящим в мире событиям как к вызовам, а не опасностям, – и действуют соответственно, считая, что их модель ценна оригинальностью и уникальностью, и не претендуя быть образцом для остального мира.

При этом экономическое развитие и России, и Соединенных Штатов отстает от их политических претензий. В начале XX века Великобритания и Франция были главными нетто-экспортерами товаров и капитала. Россия и Америка не могут похвастаться ничем подобным. Опыт СССР показал, сколь опасен этот отрыв политики от экономических возможностей; США начинают ощущать это в наши дни, и этому ощущению, на наш взгляд, суждено в будущем лишь обостряться.

Человек и общество, гражданин и государство

Социальная структура, статус личности, отношения между гражданином и государством – во всем этом тоже несложно проследить близость «окраин» друг к другу и отличия от европейского «центра».

Единственный пункт, по которому между Россией и Америкой нет явного сходства, – это отношения между человеком и государством. В США власть отчасти отделена от общества, но не враждебна ему; престиж политической карьеры не слишком велик. Отлажена система выборов; имеется одна из лучших в мире судебных систем; на страже прав граждан стоит свободная пресса. В России государство – это антипод общества. Власть не воспринимается как нечто, проистекающее из воли народа; престиж участия в ней велик, но доверие к чиновникам минимально. Власть не уравновешена ни избирательным процессом, ни независимой судебной системой – однако в обществе пока не заметно желания отказаться от «сильного государства».

Эта «сила» власти и в США, и в России брутальна. Правительства все более зацикливаются на проблеме безопасности. Итоги заметны: в США в тюрьмах и местах предварительного заключения находятся 2,1 млн. человек, или 715 на 100 тыс. жителей; в России – 670 тыс. человек, или 526 на 100 тыс. жителей (в ЕС – 103 человека на 100 тыс. жителей). При этом удельное число правонарушений в России и США более чем в три раза превышает европейские показатели.

Социальная роль государства практически несопоставима. В ЕС доля ВВП, перераспределяемая через бюджеты разных уровней, равна 47,8%, тогда как в США – 28%, а в России – 29%. На решение социальных проблем в ЕС расходуется около 60% бюджетных средств, тогда как в США – 38%, а в России – всего 18%. Веками европейцы вырабатывали в себе уважение к законам и относятся к власти как к их исполнителю. В Америке (в меньшей мере) и в России (в большей) государство оторвано от общества и задает его цели; население не ждет от него помощи и стремится избежать обязательств перед ним.

Сегодняшние Америка и Россия – индивидуалистские общества. Самый верный индикатор «коллективности» – отсутствие социального неравенства. Между тем в России и США его уровень почти одинаков; 10% богатейших граждан в нашей стране владеют в 16 раз большей, а в США – в 14,8 раза большей долей национального богатства, чем наименее обеспеченные 10%; в 15 странах ЕС этот разрыв – 7,6 раза.

Ответом общества на индивидуализм становится поиск суррогатов коллективности – в частности, религии. Если до Первой мировой войны религиозность в Европе и в ее «окраинах» была сравнимой, то сегодня в ЕС религиозные граждане составляют 12–17%; в Америке же и России доля населения, считающего, что религия играет в их жизни «важную» или «очень важную» роль, устойчиво нарастает. Элиты обеих наших стран все чаще ставят религию на службу политике. Ни в одной европейской стране политики не пробуют, подобно Дж. Бушу, объяснять свои внешнеполитические шаги указаниями Господа; нигде в Европе первосвященник не сочтет достойным себя, подобно патриарху Алексию II, благодарить президента за прекрасную жизнь своей паствы. Американцы на каждом долларе напоминают, что in God we trust, а российские менеджеры хотят «подтолкнуть» возрождение автопрома принесением на АвтоВАЗ мощей св. Иоанна Крестителя.

Экономические реалии

Экономика и деньги – вот что в наибольшей степени сближает сегодня «окраины», противопоставляя их «центру». В Америке и России деньги являются объектом поклонения, мерилом успеха и критерием человеческой значимости. Если в Европе топ-менеджеры получают в 12–30 раз больше своих работников, то в США – в 160–250 раз, а в России соотношение еще более разительное. Но эти доходы не отражают экономической успешности: ЕС производит в 1,1 раза больше автомобилей, чем Америка; в 1,6 раза больше продукции химической промышленности и в 1,75 раза – фармацевтической; в 2 раза больше стали; в текстильной и легкой индустрии разрыв еще заметнее.

В последние десятилетия Россия превратилась в «экономику трубы», но и Америка почти «самоликвидировалась» как индустриальная держава. Обе страны хотят контролировать не производство, а инфраструктуру; в США это проявляется в гипертрофированной роли финансовых и информационных услуг, в России – в трубопроводной «сверхдержавности» и назойливой идее превращения страны в «мост» между Европой и Азией.

Это не значит, что «окраины» отстали, а «центр» вырвался вперед, – просто экономическое развитие Европы в наши дни выглядит гораздо более сбалансированным. И это проявляется не только в интенсивном хозяйственном росте, сокращении продолжительности рабочего времени и ужесточении экологических стандартов, но и в том, что в ЕС высокотехнологичная продукция входит в повседневный оборот быстрее, чем в странах, где была разработана. Если в США мобильной связью пользуются 56% жителей, то в ЕС – почти 100%; 19% новых американских автомобилей оснащены системой позиционирования на местности, а в Европе – 65%, и т.д.

В США и России человек воспринимается как потребитель. Когда потребительский бум выдыхается, его поддерживают массовым кредитованием. У нас эти тенденции заметны в тех группах населения, которые приближаются к западным стандартам потребления. Продажи товаров в кредит растут на 30–40% в год; так же увеличиваются и продажи дорогих автомобилей.

Россия даже пытается «обогнать» Америку: если там восторг вызывают разного рода «истории успеха», то в России культовыми стали богатство и известность как таковые, вне зависимости от их источника. Телевидение, газеты и журналы умиляются выходкам «новых русских», а с недавних пор – и чиновников. Америка и Россия похожи и в отношении к «роскоши», приобщенность к которой только и отличает «верхи» их обществ от «низов». В США luxury стало словом-паразитом. Оно применяется к домам во Флориде, собранным из гипсокартонных конструкций; к уродливым джипам; к любой одежде, кроме джинсов; ко всем гостиницам, кроме стоящих у больших автострад. У нас «роскошь» превратилась в «элитность» (что подчеркивает неразличение обществом богатства и статуса). «Элитным» становится все – от бижутерии и косметики до ресторанов, от автомобилей до домов. В Европе слово «элитный» отсутствует в рекламном лексиконе, понятие luxury встречается редко, а исключительность подчеркивается «закрытостью» (например, клубов, которые именуются private, но никак не elitist).

Еще одна черта, присущая США и России, но не Европе, – мелкий и крупный обман, от ощущения которого невозможно отделаться. Например, в США все цены указаны без налогов, которые удорожают покупку иногда почти на четверть. Особенно обескураживает сфера обслуживания с распространенными «рекомендованными чаевыми». Ситуация, когда пассажир платит таксисту двадцать долларов при указанных на счетчике пятнадцати и слышит: «А где чаевые?», стала привычной и даже не удивляет. В России аналогичную роль играют клерки и госслужащие – не секрет, что объем «низовой» коррупции составляет от 10 до 15% ВВП.

Когда я бываю в Америке, я воспринимаю ее даже не как окраину, а как самую что ни на есть провинцию – со всеми чертами провинциальности, прикрытыми красивой упаковкой. В России эти ощущения возникают у иностранцев по мере того, как они «входят» в повседневную жизнь, переставая судить о ней по витринам магазинов.

* * *

Считается, что Соединенные Штаты сделали великой страной люди, которыми двигала «американская мечта» – мечта о своем деле и о финансовом благополучии. Ее распространенность объясняет и отсутствие в Америке социальных движений: европейскому стремлению к равенству результатов американцы предпочли иллюзорное равенство возможностей. Незаметно эгалитаристских движений и в России. За этим, как мне кажется, также скрывается один из элементов нашей «похожести».

В американском обществе преклонение перед успехом не означает почитания всех успешных, но капитализм как воплощение личной независимости, автономности и свободы – «вне подозрений». В России то же самое относится не к рынку, а к государству. Сегодня никто не вызывает в обществе такого презрения, как коррумпированные представители власти, но назначающий их президент имеет огромный кредит доверия как воплощение государства. Не потому ли, что многие россияне так же наивно полагают, что смогут к ней «приобщиться», как разносчик газет в провинциальном американском городке надеется стать миллионером? Разве не потому наши демократы в начале 90-х гг. приняли авторитарную конституцию, что писали ее «под себя», а не для страны? Именно это предпочтение гипотетических планов сиюминутной основательной нормальности и отличает русских и американцев от европейцев. Оно и неудивительно – ведь в любом мегаполисе коренные горожане так сильно отличаются от провинциалов, а сами провинциалы всегда так похожи друг на друга!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
338
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
341
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
278
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
180

Другие новости