0
1784
Газета Идеи и люди Интернет-версия

22.09.2006 00:00:00

Брутальная сентиментальность

Тэги: венеция, биеннале, архитектура


Проблемы расширяющихся мировых мегаполисов стали в сентябре основной темой X архитектурной биеннале в Венеции. Куратор выставки, профессор Лондонской школы экономики Ричард Бардетт предложил многослойное название – «Города, архитектура и общество». Оно четко показывает, что организаторы постарались свести воедино целый ряд аспектов современной урбанизации и человеческого общества.

Пришедшие в древний Арсенал, по традиции ставший сердцем биеннале, увидят варианты развития инфраструктуры крупнейших мегаполисов планеты. В отличие от предыдущей выставки, которая по воле швейцарского историка Курта Форстера получила название «Метаморфозы» и продемонстрировала культурные и технологические изменения, произошедшие в архитектуре за последние десятилетия (собственно, поэтому она напоминала парк аттракционов), X архитектурная биеннале выступает скорее в академическо-респектабельном ключе.

Моделями для демонстрации настоящего и будущего мегаполисов кураторы биеннале выбрали 16 городов: Лондон, Токио, Шанхай, Лос-Анджелес, Стамбул, Каир, Мехико, Нью-Йорк и др. И хотя Москва, к сожалению, в этот список не попала, это не помешало российскому павильону уже занять одно из лидирующих мест в предпочтениях специалистов. По мнению участников биеннале, среди 50 национальных павильонов российский получился самым заметным.

Отечественная экспозиция имеет безликое название «Населенные пункты», но интригующий подзаголовок – «Несколько эпизодов из жизни любимого города архитектора, рассказанные им самим». Автором инсталляции, которого пригласил российский куратор биеннале Евгений Асс, стал один из лучших современных архитекторов России Александр Бродский.

В двух залах российского павильона, построенного в 1914 году знаменитым архитектором Щусевым, представлена собственно инсталляция, а на цокольном этаже расположилась обзорная экспозиция архитектурных работ Александра Бродского в виде эскизов, чертежей и слайдов авторских строений. Художник представил на суд зрителей и смонтированные изображения фасадов домов, находящихся на улицах Покровка и Большая Никитская. Фантазия автора перенесла их на берег канала, по замыслу ставшего связующей нитью между российской столицей и городом будущего.

Александр Бродский говорит, что, создавая в своем воображении город, он не имел в виду какой-то конкретно мегаполис. Он назвал это субъективными мыслями архитектора о предполагаемом городе, но не стал отрицать, что эти мысли были навеяны именно российской столицей.

Воображение Бродского поразило специалистов. Архитектор Юрий Аввакумов рассказал, что русская экспозиция входит как минимум в пятерку самых зрелищных инсталляций выставки. Однако о наградах говорить пока рано. «Предугадать решение сложно, – подчеркнул Юрий Аввакумов. – Если жюри в своем выборе будет чуточку поэтичным, то получение приза вполне возможно, но если критерий выбора будет сугубо архитектурным, тогда скорее всего награды достанутся другим претендентам». Согласно архитектору, российская экспозиция слегка расходится с основной темой биеннале. Скорее, по мнению Аввакумова, это мостик между художественной биеннале и архитектурной. И этот мостик Александра Бродского Аввакумов назвал нежным и трогательным.

С мнением, что российская экспозиция – одна из лучших, согласен и архитектор Андрей Саввин. По его определению, Александр Бродский очень эмоционально передал атмосферу и ощущения, которые окружают российских горожан. Щусевский павильон разделен на две зоны – верхнюю и нижнюю, которые оригинально связаны между собой знакомым каждому гражданину бывшего СССР коридором, сделанным из фанеры, оцинкованного железа и пенопласта. В главном зале можно увидеть пять инсталляций, с помощью которых архитектор отобразил нежность и трогательность постсоветской действительности. С ходу привлекает внимание объект, напоминающий шарманку, внутри которой находится макет городского спального района. Если покрутить ручку шарманки, как в детской игрушке, над домами начинает кружиться снег.

Инсталляции Бродского смогли передать еле уловимую, но вместе с тем все еще живущую в памяти радость от узнавания картин детства и грусть от прощания с этим временем. Некоторые отечественные эксперты даже переживали по поводу сугубо российской ментальности выставки, опасаясь, что маститые члены жюри не смогут по достоинству оценить произведения. Однако эти опасения пока что оказываются напрасными. Даже знаменитый классик современной архитектуры Ханс Халяйн после посещения русского павильона дал экспозиции самую высокую оценку.

Директор Государственного музея архитектуры Давид Саркисян, побывавший на биеннале, рассказал о реакции посетителей: «Русские говорили на выходе, что хочется выпить водки, иностранцы выходили просветленными. А если серьезно, Бродский сумел показать проблему урбанизации по-нашему, по-русски. Получилось очень брутально и выразительно. Кстати, участие России в биеннале стало возможным благодаря усилиям многих людей: от куратора Евгения Асса до члена Совета Федерации Сергея Эдуардовича Гордеева, который оказал неоценимую помощь и лично приехал на открытие биеннале по приглашению ее куратора Ричарда Бардетта поддержать участие России».

Несмотря на российскую брутальность и выразительность, Андрей Саввин считает, что, исходя из тематики биеннале и ее основных задач, к числу фаворитов следует причислить и других участников. «Если определять победителя по представленным решениям, соответствию теме, постановке проблемы и ее решению в положительном векторе, то победят скорее всего американцы, – говорит Саввин. – Неплохие шансы у японцев, которые, как всегда, очень сильны в решении технических проблем. Французы поразили созданной средой творческого восприятия идей, испанцы – неожиданной экспозиционностью проекта. В общем, слабых нет».

Финал выставки состоится 8 ноября. В этот день будут вручены «Золотые львы» за лучший национальный павильон, лучший городской проект и специальная премия за архитектурную школу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1194
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
751
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
526
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
757

Другие новости