В России необходимо принять закон о лоббизме, который, подобно своему американскому аналогу, обеспечил бы законное право граждан России знать, кто, за какую сумму и в чьих интересах «работает» со слугами народа, включая президента, депутатов Государственной Думы и федеральных судей. (Замечу, что в США отдельной отраслью лоббизма является продвижение интересов в судах, и при этом используются вполне легальные методы – записки друзей суда, взносы в предвыборные фонды кандидатов в судьи в тех штатах, где судьи избираются населением подобно мэрам и членам легислатур.) Принятие такого закона облегчит законное лоббирование интересов различных заинтересованных групп.
Если же говорить о лоббировании российских интересов за рубежом, то принятие этого закона разрешит правовую проблему, которая заключается в том, что по американскому лоббистскому законодательству (закону 1938 года «О регистрации иностранных агентов», закону 1995 года «О раскрытии лоббистской деятельности», поправке Бэрда 1989 года) контракты лоббистов с клиентами ДОЛЖНЫ быть достоянием общественности. В России же, как и в любом другом государстве, где нет законодательства с таким требованием, защита коммерческой тайны противоречит принципу гласности лоббизма, принятому в развитых демократических странах, имеющих подобное законодательство (США, Канада). Выбор в пользу последнего принципа необходимо сделать и нам.
Кроме того, необходимо четко осознавать, что непременными условиями эффективного иностранного лоббизма в США являются не только тесные контакты по дипломатическим каналам с различными представителями политической элиты, но и длительные дружеские отношения со СМИ, академической элитой и различными «мозговыми центрами». России не нужно влияние на американских домохозяек, безработных и фермеров, смотрящих телевизор, на что направлено создание телеканала «Russia Today». России необходимо влияние среди политической, деловой и интеллектуальной элиты США, формирующей государственную политику. Для этого следует выпестовать в этой элите «своего» Збигнева Бжезинского, который бы нейтрально относился к России и консультировал президента США. Это именно то, чем уже сейчас стратегически мыслящий Госдепартамент США занимается в РФ посредством разветвленной сети государственных фондов и программ обменов для российских ученых, журналистов, правозащитников. Но это требует государственного подхода к политике.
Сегодня же российская власть лишь возмущается американским финансированием российских общественных организаций. При этом она не понимает, что вместо того, чтобы помогать Бушу увеличивать оборонные расходы и содержать военные базы в Средней Азии, покупая казначейские обязательства Минфина США, а потом пытаться выкурить его оттуда, эти же самые средства можно потратить в самих США, но с куда большим эффектом. Крайне желательно также не делать дурно пахнущих вещей в самой стране, вроде Благовещенска или дела ЮКОСа, способных мгновенно свести на нет эффект от всех усилий и потраченных средств. Беда в том, что у Российского государства нет стратегии внешней политики, а есть лишь оперативное реагирование. Россия, подобно кораблю без капитана, не знает, куда плыть, поэтому для нас нет попутного ветра, и применение пропаганды без ясно осознаваемых целей не принесет результатов.
Перспективы же российского лобби в США довольно скверные – по целому ряду причин.
Во-первых, там нет организованной российской диаспоры, а следовательно, нет и возможности легально финансировать выборы, поскольку по закону 1938 года «О регистрации иностранных агентов» нерезидентам запрещается делать взносы в предвыборные фонды кандидатов в органы исполнительной и законодательной власти. Правда, как и в России, в Соединенных Штатах строгость ДАННОГО закона компенсируется необязательностью его исполнения. За без малого семьдесят лет ни один лоббист не был осужден за его нарушение. Дело в том, что контроль за исполнением закона 1938 года возложен на отдел регистрации лоббистов Министерства юстиции США, который имеет право осуществлять инспекции только тех лоббистских фирм, которые уже зарегистрировались в качестве представителей интересов зарубежного государства или политической партии. Следовательно, для того чтобы избежать проверок Минюста, нужно просто не регистрироваться, что подавляющее большинство лоббистов и делает.
Контроль же за реализацией закона 1995 года «О раскрытии лоббистской деятельности», который регулирует лоббизм зарубежного бизнеса, возложен на клерка Палаты представителей и секретаря Сената Конгресса США, которые не имеют никаких полномочий для действенного контроля над лоббистами. Хотя в первоначальной версии 1992 года билля о лоббизме было положение о создании специального Управления раскрытия лоббистской деятельности с соответствующими широкими полномочиями. Но лоббисты добились исключения этого положения из окончательной версии законопроекта. А поскольку деньги – это материнское молоко политики, то выходит, что для реального и легального воздействия на политиков в Вашингтоне остается только посредническая деятельность самих лоббистских фирм, которым по закону НЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ вносить свои средства в предвыборные фонды или оказывать «организационную поддержку» в пополнении этих фондов. Хотя сейчас в согласительной комиссии Палаты представителей и Сената лежит законопроект, который в случае его одобрения запретит подобную практику. Но каким он будет после окончания работы комиссии, мы узнаем в сентябре, когда конгрессмены вернутся с каникул.
Во-вторых, нет объективной основы для реального лоббирования интересов российского бизнеса в США: торговый оборот между нашими странами ничтожно мал, по его объему Россия в списке внешнеторговых партнеров Америки стоит после Нигерии.
В-третьих, российские компании по вышеуказанной причине не занимаются выстраиванием системы представительства своих интересов в США.
В-четвертых, эффективное лоббирование государственных интересов в Америке возможно лишь в случае, если государство, занимающееся таким лоббизмом, не является даже пешкой в шахматной партии Государственного департамента США. Если же государство играет хотя бы эту роль, то Госдепартамент и Белый дом не отдают дело лоббирования его интересов на откуп лоббистам (бывшим коллегам и друзьям) и лоббистские фирмы выступают в качестве пятого колеса в телеге. Госдепартамент в таких случаях старается проводить самостоятельную и осмысленную политику. А поскольку президент Путин в своей внешней политике сейчас активно играет на антиамериканизме, то и нанимать лоббистские фирмы для лоббирования государственных интересов России в таких условиях – швырять деньги на ветер. Таким образом, становится понятно, что закон о лоббизме является одной из опор демократического общества и даст нам возможность больше знать о том, кто и за какую сумму лоббирует интересы российского бизнеса в США.