0
1337
Газета Идеи и люди Интернет-версия

29.08.2006 00:00:00

«Тигры» старые, «тигры» новые и мы

Валентин Кудров

Об авторе: Валентин Михайлович Кудров - доктор экономических наук, профессор ГУ-ВШЭ, руководитель Центра международных экономических сопоставлений Института Европы РАН.

Тэги: россия, экономика


Прошли времена, когда при сравнении разных стран на передний план выступали объем производимого ВВП или промышленного производства, выплавка стали, объем капитальных вложений или основного капитала в целом или на душу населения, военная мощь и т.д. Теперь самыми важными показателями стали творческий потенциал стран и наций, реальные его результаты в виде инноваций и конкурентоспособности их экономики. Современный мир делает упор не на традиционный капитал в виде машин, оборудования и зданий и не на фондовые рынки, а на капитал человеческий, предпринимательский, инновационный. Все страны сегодня проходят своего рода естественный отбор по критериям инновационности и конкурентоспособности экономики.

Российская экономика вышла из шинели экономики бывшего СССР, применительно к которой об инновационности и конкурентоспособности речи не было. СССР имел нерыночную плановую экономику, которая официально признавалась эффективной и рентабельной не по критериям прибыльности, инновационности и конкурентоспособности, а по идеологическим и политическим критериям, и эти критерии не воспринимались в свободном мире.

Советские предприятия должны были согласно плану производить «вал», то есть миллионы тонн, литров или метров той или иной продукции. Существовал и «план внедрения новой техники», но он не касался мотивации научно-технического прогресса, изменений в хозяйственном механизме, а сводился к мероприятиям по внедрению техники, как правило, известной в развитых странах. Но там уже в 1960–1970-е гг. появилась инновационная база для постоянного повышения конкурентоспособности, возник феномен научно-технической революции (НТР).

Сегодня, в условиях вхождения нашей страны в мировую экономику и ее институты, вопрос об инновационности и конкурентоспособности российской экономики встает совсем в иной плоскости, а именно в плоскости критериев мирового рынка и процесса глобализации. Важнейшим направлением в современном развитии мировой экономики является формирование международных инновационных сетей, совместное научно-техническое творчество разных стран и их корпораций в интересах не только национального бизнеса, но и экономического и научно-технического развития всего мира.

Имеющиеся данные говорят о том, что по уровню научно-технического развития (к сожалению, в мире нет показателя уровня инновационного развития) США сейчас намного опережают другие страны. В прошлом году их затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) превысили 300 млрд. долл., в то время как в Евросоюзе (25 стран) эта сумма составила 150 млрд., а в Японии – 100 млрд. долл. В России же на эти цели по реальному счету (по паритету покупательной способности для сферы НИОКР) расходуется сейчас 30–40 млрд. долл. в год при огромной численности занятых в многочисленных НИИ и лабораториях. При этом российская экономика опирается в основном на невысокий внутренний спрос на инновации и почти не присутствует в международных инновационных сетях. Так было в прошлом и в СССР.

Инновационная активность российских предприятий до удивления низка. Считается, что разработку и внедрение технологических инноваций осуществляют лишь чуть более 2000 промышленных предприятий, причем основная их часть сосредоточена лишь в трех отраслях: машиностроении, пищевой и химической промышленности. Доля инновационной продукции в промышленном производстве России – всего 3,5%. Удельный вес предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, в промышленности составляет 7,3%, в то время как в странах ОЭСР от 25 до 80%. На мировом рынке вооружений Россия сегодня № 1, но на рынке высокотехнологичной продукции она занимает лишь 0,3%, в то время как США – 32%, Япония – 23, а Германия – 10%. Даже на рынке продукции для космических исследований, в которых наша страна всегда была одним из мировых лидеров, сейчас мы занимаем 2%, в то время как США – 50%, ЕС – 25, а Канада и Япония – по 5%.

На долю компаний «новой экономики» в ВВП РФ приходится около 5%, а в развитых странах Запада – от 40 до 60%. В среднем за год в России регистрируется около 20 тыс. патентов, а в США и Японии – по 200 тыс. В свое время у нас были приняты проекты по разработке и внедрению 10 критических технологий, считавшихся локомотивами развития российской экономики. Однако на деле действительно инновационными оказались лишь два проекта. Остальные – технологии, давно разработанные и используемые зарубежными фирмами, но лоббируемые определенными группами предпринимателей.

Давосский счет 

В последние десятилетия мир узнал об интереснейших международных сопоставлениях таких показателей, как человеческий и природный капитал, индексы экономической свободы и человеческого развития, индексы коррупции и т.д.

По надежности банков и рискам финансового сектора Россия занимает 57-е и 56-е места в мире. Почти отсутствует венчурный капитал. По техническому уровню производства в 2005 г. Россия находилась на 55-м месте в мире, по использованию интернета – на 57-м. По оснащенности страны телефонами и факсами мы занимаем 56-е место в мире, сотовыми телефонами – 57-е, по качеству менеджмента – 59-е, по коррупции и бюрократии – 89-е. А по жизненному уровню населения – 60-е место в мире.

Однако среди всех этих новых измерений особый интерес и важность представляют международные сопоставления конкурентоспособности национальных экономик. Наиболее авторитетными оценками рейтинга разных стран по конкурентоспособности их экономики являются сегодня расчеты, производимые ежегодно для Всемирного экономического форума в Давосе (ВЭФ).

Традиционно ВЭФ готовит два рейтинга конкурентоспособности. Первый строится на базе индекса конкурентоспособности для экономического роста, второй – на базе индекса конкурентоспособности для бизнеса. Чаще всего используется рейтинг по первому индексу. Этот индекс имеет целью оценить возможности той или иной страновой экономики, достичь устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе. В основу своих расчетов ВЭФ кладет около 200 исходных показателей, исчисляемых как на базе национальной статистики изучаемых стран (70% всех исходных показателей), так и на базе социологических опросов и экспертных оценок (30% показателей).

В расчетах ВЭФ, к сожалению, все время меняются число стран и число базовых показателей конкурентоспособности. В 1996 г., например, расчеты касались 49 стран, а в 2005-м – уже 117. Поэтому места, занимаемые разными странами в рейтинге за разные годы, несопоставимы между собой. Тем не менее рассмотрим итоговые рейтинги стран, полученные ВЭФ за последние годы (см. таблицу).

Приведенные данные свидетельствуют о высоком уровне конкурентоспособности экономики США и Скандинавских стран. Сегодня эта группа стран – лидеры мировой экономики по данному показателю. Пять мест из первой десятки стран принадлежат скандинавам, своего рода «новым молодым тиграм» по конкурентоспособности. На первом месте – Финляндия, бывшая когда-то частью Российской империи и в последние два десятилетия создавшая у себя весьма открытую инновационную модель экономики. Далее идут самые развитые страны Западной Европы, а также Япония и Канада. Однако главная западноевропейская страна – Германия – не является лидером в этой группе стран и уступает Великобритании, правда, укрепляя свои позиции.

В группе развивающихся стран обращают на себя внимание «старые молодые тигры», а именно Южная Корея (за год она поднялась на 12 ступеней), Тайвань (5-е место в 2005 г.), Сингапур и Малайзия, а также латиноамериканская страна Чили. Что касается таких гигантов этой группы стран, как Индия и Бразилия, то они прочно занимают срединные места в мире по конкурентоспособности своих экономик.

В группе стран с переходной экономикой, похоже, тоже появились «молодые тигры». Это страны Балтии, прежде всего Эстония, а также постсоциалистические страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ): Чехия, Венгрия и Словения. Что касается Китая, то его рейтинг постоянно ухудшается, но он выше рейтинга Польши, хотя и ниже рейтинга других стран ЦВЕ.

Кому мы уступаем

По уровню конкурентоспособности экономики Россия уступает странам Балтии, большинству стран ЦВЕ (мы впереди лишь Боснии, Сербии, Македонии и Албании), а также Китаю. В 1999 г. из числа 59 стран Россия занимала последнее место в рейтинге ВЭФ. Украина тогда опережала нас (58-е место). В 2000 г. среди тех же 59 стран Россия занимала 55-е место, опередив Украину (57-е место). В 2001 г. из числа теперь уже 74 стран Россия заняла 63-е место, имея впереди себя Шри-Ланку, Ямайку и Филиппины, а чуть позади – Индонезию, Боливию и Эквадор. В 2002 г. Россия заняла 64-е место из 80 стран, превзойдя Вьетнам и Румынию, но отставая от Аргентины, Болгарии и Филиппин.

В 2004 г. наша страна среди 104 стран заняла 70-е место по конкурентоспособности экономики, пропустив вперед себя Индонезию и Румынию. В 2005 г. среди 117 стран мы заняли 75-е место, имея впереди себя уже не только эти две страны, но и Казахстан. Особенно отстает Россия по исходным параметрам сводного индекса конкурентоспособности – таким, как открытость экономики, роль государства и системы управления в деле повышения ее эффективности, финансовая и институциональная среда, производственная инфраструктура. Относительно сильные позиции у нас в сферах науки и естественно-технического образования, а также в железнодорожном транспорте. Все видят силу России в наличии огромных природных ресурсов и таком факторе конкурентоспособности, как низкая оплата труда при высоком уровне образованности рабочей силы.

По мнению многих экспертов, в нашей стране имеется реальный потенциал для производства конкурентоспособной продукции в таких отраслях, как оптоэлектроника, телекоммуникационное оборудование, ядерные технологии, геодезическое оборудование, программные продукты и т.д. Кроме того, Россия является одним из мировых лидеров в создании оборудования для АЭС на тепловых и быстрых нейтронах, в основных областях физики высоких энергий и термоядерного синтеза.

Но все это лишь отдельные примеры. Суть дела в другом: нам нужна новая экономика, базирующаяся на инновационной модели развития, а не на простом наращивании объемов традиционной и часто устаревшей продукции, нам нужна высококонкурентная экономика, базирующаяся не только на инновациях, но и на разумной государственной политике по повышению конкурентоспособности, и что не менее важно, на соответствующей национальной идее, продолжении рыночных и демократических реформ, налаживании тесной связи между наукой и бизнесом. Только так наш традиционный некачественный экономический рост может стать реальным развитием и модернизацией производственного аппарата, номенклатуры и качества производимой продукции. Только так мы сможем избавиться от деиндустриализации, нефтяного и газового рока, от «голландской болезни», ослабляющей роль науки, знаний и отраслей по производству продукции с высокой долей добавленной стоимости в цене. Эта стратегическая задача намного важнее не только пресловутого удвоения ВВП, но и отдельных национальных проектов или укрепления вооруженных сил.

Правила современного роста

Изучение мирового опыта повышения конкурентоспособности и инновационности экономики разных стран позволяет выделить как минимум десять «золотых правил», которыми надо руководствоваться в экономической политике.

1. Надежная и стабильная законодательная база с четкими нормами защиты прав собственности, честной конкуренции и корпоративного менеджмента.

2. Надежная и стабильная рыночная инфраструктура (финансовая система, фондовые, валютные, товарные и иные рынки).

3. Государственная поддержка предпринимательской среды, конкуренции, борьба с монополизацией.

4. Рост инвестиций прежде всего в модернизацию производственного аппарата и создание конкурентоспособных производств.

5. Всемерная поддержка на государственном и корпоративном уровнях науки, образования, инновационных фирм и предприятий.

6. Создание основ инновационной модели российской экономики.

7. Решительная диверсификация промышленного производства, четкая промышленная политика, направленная на развитие обрабатывающих отраслей, в том числе в целях форсирования экспорта их продукции.

8. Всемерная поддержка малого и среднего бизнеса, повышение его конкурентоспособности, укрепление позиций среднего класса в социальной структуре российского общества.

9. Разработка стратегии освоения Сибири путем масштабного развития там предпринимательской среды и бизнеса (а не путем переноса столицы в Красноярск), в том числе с помощью привлечения иностранного капитала и повышения уровня оплаты труда.

10. Глубокое встраивание России во всемирный процесс глобализации, повышение степени открытости ее экономики, в том числе путем привлечения иностранного банковского капитала, поощрения притока высоких технологий и масштабного экспорта продукции этого профиля.

Для практической реализации перечисленных «заповедей» необходимо четко обозначить стратегию не только продолжения давно начатых экономических реформ, но и широкого встраивания в их систему инновационной составляющей, государственной политики по созданию инновационной модели экономики и повышению конкурентоспособности отечественного производства. Отставание в России в этой сфере необходимо как можно быстрее преодолеть. Вопрос о достижении высокого уровня конкурентоспособности нашей экономики становится вопросом национальной безопасности.

Место стран в мировой экономике по уровню конкурентоспособности

Страны/годы 1999 2000 2001 2002 2004 2005
1. Развитые
США 2 1 2 1 2 2
Финляндия 11 6 1 2 1 1
Швеция 19 13 9 5 3 3
Сингапур 1 2 4 4 7 6
Швейцария 8 10 15 6 8 8
Япония 14 21 21 13 9 12
Великобритания 6 9 12 11 11 13
Канада 5 7 3 8 15 14
Германия 25 15 17 14 13 15
Испания 26 27 22 22 23 29
Франция 23 22 20 30 27 30
Италия 35 30 26 39 47 47
2. Развивающиеся
Южная Корея 22 29 23 21 29 17
Чили 21 28 27 20 22 23
Таиланд 30 31 33 31 34 36
Малайзия 16 25 30 27 31 24
Индия 52 49 57 48 55 50
Мексика 31 43 42 45 48 55
Бразилия 51 46 44 46 57 65
Турция 44 40 54 69 66 66
Перу 36 48 55 54 67 68
Аргентина 42 45 49 63 74 72
3. С переходной экономикой
Эстония 29 26 20 20
Чехия 39 32 37 40 40 38
Венгрия 38 26 28 29 39 39
Словакия 45 39 40 49 43 41
Латвия 47 44 44 44
Китай 32 41 39 33 46 49
Польша 43 35 41 51 60 51
Болгария 56 58 59 62 59 58
Казахстан 61
Россия 59 55 63 64 70 75
Украина 58 57 69 77 86 84
4. Общее количество стран 59 59 74 80 104 117

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
714
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
703
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
576
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
372

Другие новости