Прошли времена, когда при сравнении разных стран на передний план выступали объем производимого ВВП или промышленного производства, выплавка стали, объем капитальных вложений или основного капитала в целом или на душу населения, военная мощь и т.д. Теперь самыми важными показателями стали творческий потенциал стран и наций, реальные его результаты в виде инноваций и конкурентоспособности их экономики. Современный мир делает упор не на традиционный капитал в виде машин, оборудования и зданий и не на фондовые рынки, а на капитал человеческий, предпринимательский, инновационный. Все страны сегодня проходят своего рода естественный отбор по критериям инновационности и конкурентоспособности экономики.
Российская экономика вышла из шинели экономики бывшего СССР, применительно к которой об инновационности и конкурентоспособности речи не было. СССР имел нерыночную плановую экономику, которая официально признавалась эффективной и рентабельной не по критериям прибыльности, инновационности и конкурентоспособности, а по идеологическим и политическим критериям, и эти критерии не воспринимались в свободном мире.
Советские предприятия должны были согласно плану производить «вал», то есть миллионы тонн, литров или метров той или иной продукции. Существовал и «план внедрения новой техники», но он не касался мотивации научно-технического прогресса, изменений в хозяйственном механизме, а сводился к мероприятиям по внедрению техники, как правило, известной в развитых странах. Но там уже в 1960–1970-е гг. появилась инновационная база для постоянного повышения конкурентоспособности, возник феномен научно-технической революции (НТР).
Сегодня, в условиях вхождения нашей страны в мировую экономику и ее институты, вопрос об инновационности и конкурентоспособности российской экономики встает совсем в иной плоскости, а именно в плоскости критериев мирового рынка и процесса глобализации. Важнейшим направлением в современном развитии мировой экономики является формирование международных инновационных сетей, совместное научно-техническое творчество разных стран и их корпораций в интересах не только национального бизнеса, но и экономического и научно-технического развития всего мира.
Имеющиеся данные говорят о том, что по уровню научно-технического развития (к сожалению, в мире нет показателя уровня инновационного развития) США сейчас намного опережают другие страны. В прошлом году их затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) превысили 300 млрд. долл., в то время как в Евросоюзе (25 стран) эта сумма составила 150 млрд., а в Японии – 100 млрд. долл. В России же на эти цели по реальному счету (по паритету покупательной способности для сферы НИОКР) расходуется сейчас 30–40 млрд. долл. в год при огромной численности занятых в многочисленных НИИ и лабораториях. При этом российская экономика опирается в основном на невысокий внутренний спрос на инновации и почти не присутствует в международных инновационных сетях. Так было в прошлом и в СССР.
Инновационная активность российских предприятий до удивления низка. Считается, что разработку и внедрение технологических инноваций осуществляют лишь чуть более 2000 промышленных предприятий, причем основная их часть сосредоточена лишь в трех отраслях: машиностроении, пищевой и химической промышленности. Доля инновационной продукции в промышленном производстве России – всего 3,5%. Удельный вес предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, в промышленности составляет 7,3%, в то время как в странах ОЭСР от 25 до 80%. На мировом рынке вооружений Россия сегодня № 1, но на рынке высокотехнологичной продукции она занимает лишь 0,3%, в то время как США – 32%, Япония – 23, а Германия – 10%. Даже на рынке продукции для космических исследований, в которых наша страна всегда была одним из мировых лидеров, сейчас мы занимаем 2%, в то время как США – 50%, ЕС – 25, а Канада и Япония – по 5%.
На долю компаний «новой экономики» в ВВП РФ приходится около 5%, а в развитых странах Запада – от 40 до 60%. В среднем за год в России регистрируется около 20 тыс. патентов, а в США и Японии – по 200 тыс. В свое время у нас были приняты проекты по разработке и внедрению 10 критических технологий, считавшихся локомотивами развития российской экономики. Однако на деле действительно инновационными оказались лишь два проекта. Остальные – технологии, давно разработанные и используемые зарубежными фирмами, но лоббируемые определенными группами предпринимателей.
Давосский счет
В последние десятилетия мир узнал об интереснейших международных сопоставлениях таких показателей, как человеческий и природный капитал, индексы экономической свободы и человеческого развития, индексы коррупции и т.д.
По надежности банков и рискам финансового сектора Россия занимает 57-е и 56-е места в мире. Почти отсутствует венчурный капитал. По техническому уровню производства в 2005 г. Россия находилась на 55-м месте в мире, по использованию интернета – на 57-м. По оснащенности страны телефонами и факсами мы занимаем 56-е место в мире, сотовыми телефонами – 57-е, по качеству менеджмента – 59-е, по коррупции и бюрократии – 89-е. А по жизненному уровню населения – 60-е место в мире.
Однако среди всех этих новых измерений особый интерес и важность представляют международные сопоставления конкурентоспособности национальных экономик. Наиболее авторитетными оценками рейтинга разных стран по конкурентоспособности их экономики являются сегодня расчеты, производимые ежегодно для Всемирного экономического форума в Давосе (ВЭФ).
Традиционно ВЭФ готовит два рейтинга конкурентоспособности. Первый строится на базе индекса конкурентоспособности для экономического роста, второй – на базе индекса конкурентоспособности для бизнеса. Чаще всего используется рейтинг по первому индексу. Этот индекс имеет целью оценить возможности той или иной страновой экономики, достичь устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе. В основу своих расчетов ВЭФ кладет около 200 исходных показателей, исчисляемых как на базе национальной статистики изучаемых стран (70% всех исходных показателей), так и на базе социологических опросов и экспертных оценок (30% показателей).
В расчетах ВЭФ, к сожалению, все время меняются число стран и число базовых показателей конкурентоспособности. В 1996 г., например, расчеты касались 49 стран, а в 2005-м – уже 117. Поэтому места, занимаемые разными странами в рейтинге за разные годы, несопоставимы между собой. Тем не менее рассмотрим итоговые рейтинги стран, полученные ВЭФ за последние годы (см. таблицу).
Приведенные данные свидетельствуют о высоком уровне конкурентоспособности экономики США и Скандинавских стран. Сегодня эта группа стран – лидеры мировой экономики по данному показателю. Пять мест из первой десятки стран принадлежат скандинавам, своего рода «новым молодым тиграм» по конкурентоспособности. На первом месте – Финляндия, бывшая когда-то частью Российской империи и в последние два десятилетия создавшая у себя весьма открытую инновационную модель экономики. Далее идут самые развитые страны Западной Европы, а также Япония и Канада. Однако главная западноевропейская страна – Германия – не является лидером в этой группе стран и уступает Великобритании, правда, укрепляя свои позиции.
В группе развивающихся стран обращают на себя внимание «старые молодые тигры», а именно Южная Корея (за год она поднялась на 12 ступеней), Тайвань (5-е место в 2005 г.), Сингапур и Малайзия, а также латиноамериканская страна Чили. Что касается таких гигантов этой группы стран, как Индия и Бразилия, то они прочно занимают срединные места в мире по конкурентоспособности своих экономик.
В группе стран с переходной экономикой, похоже, тоже появились «молодые тигры». Это страны Балтии, прежде всего Эстония, а также постсоциалистические страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ): Чехия, Венгрия и Словения. Что касается Китая, то его рейтинг постоянно ухудшается, но он выше рейтинга Польши, хотя и ниже рейтинга других стран ЦВЕ.
Кому мы уступаем
По уровню конкурентоспособности экономики Россия уступает странам Балтии, большинству стран ЦВЕ (мы впереди лишь Боснии, Сербии, Македонии и Албании), а также Китаю. В 1999 г. из числа 59 стран Россия занимала последнее место в рейтинге ВЭФ. Украина тогда опережала нас (58-е место). В 2000 г. среди тех же 59 стран Россия занимала 55-е место, опередив Украину (57-е место). В 2001 г. из числа теперь уже 74 стран Россия заняла 63-е место, имея впереди себя Шри-Ланку, Ямайку и Филиппины, а чуть позади – Индонезию, Боливию и Эквадор. В 2002 г. Россия заняла 64-е место из 80 стран, превзойдя Вьетнам и Румынию, но отставая от Аргентины, Болгарии и Филиппин.
В 2004 г. наша страна среди 104 стран заняла 70-е место по конкурентоспособности экономики, пропустив вперед себя Индонезию и Румынию. В 2005 г. среди 117 стран мы заняли 75-е место, имея впереди себя уже не только эти две страны, но и Казахстан. Особенно отстает Россия по исходным параметрам сводного индекса конкурентоспособности – таким, как открытость экономики, роль государства и системы управления в деле повышения ее эффективности, финансовая и институциональная среда, производственная инфраструктура. Относительно сильные позиции у нас в сферах науки и естественно-технического образования, а также в железнодорожном транспорте. Все видят силу России в наличии огромных природных ресурсов и таком факторе конкурентоспособности, как низкая оплата труда при высоком уровне образованности рабочей силы.
По мнению многих экспертов, в нашей стране имеется реальный потенциал для производства конкурентоспособной продукции в таких отраслях, как оптоэлектроника, телекоммуникационное оборудование, ядерные технологии, геодезическое оборудование, программные продукты и т.д. Кроме того, Россия является одним из мировых лидеров в создании оборудования для АЭС на тепловых и быстрых нейтронах, в основных областях физики высоких энергий и термоядерного синтеза.
Но все это лишь отдельные примеры. Суть дела в другом: нам нужна новая экономика, базирующаяся на инновационной модели развития, а не на простом наращивании объемов традиционной и часто устаревшей продукции, нам нужна высококонкурентная экономика, базирующаяся не только на инновациях, но и на разумной государственной политике по повышению конкурентоспособности, и что не менее важно, на соответствующей национальной идее, продолжении рыночных и демократических реформ, налаживании тесной связи между наукой и бизнесом. Только так наш традиционный некачественный экономический рост может стать реальным развитием и модернизацией производственного аппарата, номенклатуры и качества производимой продукции. Только так мы сможем избавиться от деиндустриализации, нефтяного и газового рока, от «голландской болезни», ослабляющей роль науки, знаний и отраслей по производству продукции с высокой долей добавленной стоимости в цене. Эта стратегическая задача намного важнее не только пресловутого удвоения ВВП, но и отдельных национальных проектов или укрепления вооруженных сил.
Правила современного роста
Изучение мирового опыта повышения конкурентоспособности и инновационности экономики разных стран позволяет выделить как минимум десять «золотых правил», которыми надо руководствоваться в экономической политике.
1. Надежная и стабильная законодательная база с четкими нормами защиты прав собственности, честной конкуренции и корпоративного менеджмента.
2. Надежная и стабильная рыночная инфраструктура (финансовая система, фондовые, валютные, товарные и иные рынки).
3. Государственная поддержка предпринимательской среды, конкуренции, борьба с монополизацией.
4. Рост инвестиций прежде всего в модернизацию производственного аппарата и создание конкурентоспособных производств.
5. Всемерная поддержка на государственном и корпоративном уровнях науки, образования, инновационных фирм и предприятий.
6. Создание основ инновационной модели российской экономики.
7. Решительная диверсификация промышленного производства, четкая промышленная политика, направленная на развитие обрабатывающих отраслей, в том числе в целях форсирования экспорта их продукции.
8. Всемерная поддержка малого и среднего бизнеса, повышение его конкурентоспособности, укрепление позиций среднего класса в социальной структуре российского общества.
9. Разработка стратегии освоения Сибири путем масштабного развития там предпринимательской среды и бизнеса (а не путем переноса столицы в Красноярск), в том числе с помощью привлечения иностранного капитала и повышения уровня оплаты труда.
10. Глубокое встраивание России во всемирный процесс глобализации, повышение степени открытости ее экономики, в том числе путем привлечения иностранного банковского капитала, поощрения притока высоких технологий и масштабного экспорта продукции этого профиля.
Для практической реализации перечисленных «заповедей» необходимо четко обозначить стратегию не только продолжения давно начатых экономических реформ, но и широкого встраивания в их систему инновационной составляющей, государственной политики по созданию инновационной модели экономики и повышению конкурентоспособности отечественного производства. Отставание в России в этой сфере необходимо как можно быстрее преодолеть. Вопрос о достижении высокого уровня конкурентоспособности нашей экономики становится вопросом национальной безопасности.
Место стран в мировой экономике по уровню конкурентоспособностиСтраны/годы | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2004 | 2005 |
---|---|---|---|---|---|---|
1. Развитые | ||||||
США | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 |
Финляндия | 11 | 6 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Швеция | 19 | 13 | 9 | 5 | 3 | 3 |
Сингапур | 1 | 2 | 4 | 4 | 7 | 6 |
Швейцария | 8 | 10 | 15 | 6 | 8 | 8 |
Япония | 14 | 21 | 21 | 13 | 9 | 12 |
Великобритания | 6 | 9 | 12 | 11 | 11 | 13 |
Канада | 5 | 7 | 3 | 8 | 15 | 14 |
Германия | 25 | 15 | 17 | 14 | 13 | 15 |
Испания | 26 | 27 | 22 | 22 | 23 | 29 |
Франция | 23 | 22 | 20 | 30 | 27 | 30 |
Италия | 35 | 30 | 26 | 39 | 47 | 47 |
2. Развивающиеся | ||||||
Южная Корея | 22 | 29 | 23 | 21 | 29 | 17 |
Чили | 21 | 28 | 27 | 20 | 22 | 23 |
Таиланд | 30 | 31 | 33 | 31 | 34 | 36 |
Малайзия | 16 | 25 | 30 | 27 | 31 | 24 |
Индия | 52 | 49 | 57 | 48 | 55 | 50 |
Мексика | 31 | 43 | 42 | 45 | 48 | 55 |
Бразилия | 51 | 46 | 44 | 46 | 57 | 65 |
Турция | 44 | 40 | 54 | 69 | 66 | 66 |
Перу | 36 | 48 | 55 | 54 | 67 | 68 |
Аргентина | 42 | 45 | 49 | 63 | 74 | 72 |
3. С переходной экономикой | ||||||
Эстония | – | – | 29 | 26 | 20 | 20 |
Чехия | 39 | 32 | 37 | 40 | 40 | 38 |
Венгрия | 38 | 26 | 28 | 29 | 39 | 39 |
Словакия | 45 | 39 | 40 | 49 | 43 | 41 |
Латвия | – | – | 47 | 44 | 44 | 44 |
Китай | 32 | 41 | 39 | 33 | 46 | 49 |
Польша | 43 | 35 | 41 | 51 | 60 | 51 |
Болгария | 56 | 58 | 59 | 62 | 59 | 58 |
Казахстан | – | – | – | – | – | 61 |
Россия | 59 | 55 | 63 | 64 | 70 | 75 |
Украина | 58 | 57 | 69 | 77 | 86 | 84 |
4. Общее количество стран | 59 | 59 | 74 | 80 | 104 | 117 |