На днях Центральный районный суд г. Волгограда по ходатайству местной прокуратуры продлил волгоградскому мэру Евгению Ищенко срок содержания под стражей до 30 сентября. Правосудие не убедили доводы Ищенко о том, что он и на свободе, выпущенный под подписку о невыезде, готов оказывать следствию помощь в расследовании, а также то, что у арестованного мэра возникли серьезные проблемы со здоровьем.
Напомним, что Евгений Ищенко был избран на пост мэра Волгограда более двух лет назад. Прежний градоначальник Юрий Чехов ушел в отставку, проработав в этой должности более десяти лет.
Став главой городской администрации, Ищенко попросил общественность поначалу воздержаться от критики муниципальных властей, объяснив это тем, что ситуация в городе к моменту его прихода сложилась крайне тяжелая и на решение всех проблем потребуется время.
Как писала местная пресса, новый волгоградский мэр принял город с долгами в 2,5 млрд. рублей, значительная часть которых приходилась на муниципальные унитарные предприятия, работающие в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Бюджетники не получали зарплату последние четыре месяца. Доходы в бюджет не превышали 84%, и требовалось изыскать дополнительные средства для расходов на проведение отопительного сезона.
Однако всего через год под руководством Ищенко местной администрации удалось не только исправить ситуацию – рассчитаться с некоторыми долгами, значительно пополнить бюджет, выплатить обещанные зарплаты работникам бюджетной сферы, – но и улучшить условия жизни горожан.
Кроме того, что казна Волгограда увеличилась более чем на 1,5 млрд. рублей, у города появились и внебюджетные средства. По мнению местных наблюдателей, это стало возможным благодаря политике мэра и его команды в отношении муниципальной недвижимости. Администрация города пошла на вынужденную меру и повысила арендную плату за помещения, находящиеся в собственности города, чтобы решить проблемы с доходной частью бюджета. Этот шаг вызвал определенные недовольства со стороны предпринимателей, которые арендовали муниципальное имущество. Мэрия признала эту меру непопулярной, но необходимой. К тому же, по словам Ищенко, платежи значительно возросли приблизительно для 200 арендаторов самых престижных помещений в центре города, для остальных увеличение не было столь существенным. Позже мэр в одном из своих интервью рассказывал, что некоторые предприниматели, арендуя муниципальное имущество за 10 тыс. рублей, сдавали его в субаренду уже за 100 тыс. рублей.
Тем не менее повышение арендной платы в числе других проведенных в Волгограде реформ привело к тому, что дефицитный бюджет города превратился в профицитный, что благоприятно отразилось на экономике области в целом. Ведь Волгоград – единственный субъект в регионе, который обеспечивает более 50% доходов областного бюджета. При этом город при распределении бюджетных средств получал меньше, чем мог бы рассчитывать.
При Евгении Ищенко улучшилось качество жизни и простых волгоградцев, писала «Комсомольская правда». В городе были отремонтированы дороги (почти 500 тыс. кв. метров), существенно улучшилась экологическая обстановка. Благодаря введенной новой горадминистрацией практике заключения прямых договоров с сельхозпроизводителями, городские школы и больницы стали получать необходимые продукты без наценок. Удалось снизить цены на самые популярные сорта хлеба за счет созданного мэрией стабилизационного зернового фонда города и выделенных двум главным хлебопроизводящим предприятиям Волгограда кредитов на закупку зерна.
Кроме того, благодаря оптимизации налоговых сборов с предприятий города и частных предпринимателей зарплаты волгоградцев в среднем выросли на 28%, отмечали «Аргументы и факты – Нижнее Поволжье». Ускорилось массовое строительство жилых домов – только за первый год правления Ищенко в Волгограде было построено 250 тыс. кв. метров муниципального жилья. Сотни горожан получили ордера на новые благоустроенные муниципальные квартиры. Были отремонтированы старые здания города, благоустроены дворы и подъезды, появились детские и спортивные площадки, торговые и развлекательные центры, писали «Новые деловые вести».
Местная пресса отмечает, что Евгений Ищенко, как человек православный (его отец, Петр Ищенко, – священник, имеет приход на хуторе Вертячий в церкви, построенной сыном), никогда не жалел средств на восстановление монастырей и храмов, разрушенных во времена советской власти. И в родном Волгограде, еще не будучи мэром города, Ищенко принимал активное участие в воссоздании Иоанно-Предтеченского храма, в восстановлении Свято-Духова монастыря, в передаче дома культуры «Селикатник» приходскому Свято-Владимирскому храму и его устройстве. Уже на посту мэра Евгений Ищенко собирался принять участие в постройке храма при Борисо-Глебском епархиальном сиротском доме для девочек, отделку и благоустройство которого он в свое время помог завершить местной епархии. Впереди у мэра было множество планов по превращению Волгограда в культурно-просветительский центр, но препятствием к их осуществлению стал неожиданный для многих арест Евгения Ищенко.