Сегодня все больше частных лиц задумываются не только о сохранении своих средств, но и об их преумножении, благо финансовый рынок предоставляет все новые возможности для тех, кто решил стать индивидуальным инвестором.
Однако, думая о преумножении своих капиталов, нельзя забывать и об их сохранности. Какие риски поджидают вновь испеченных акционеров? Если обратиться немного к истории нашего молодого фондового рынка, можно обнаружить немало ситуаций, когда в результате противоправных действий были нарушены права не только частного инвестора, но и основных акционеров, в том числе такого акционера, как государство.
Не избежали этой участи даже крупные корпорации. В частности, один из показательных эпизодов произошел с ОАО «Росгазификация», у которого, как писала газета «Время новостей» (номер от 21 декабря 2004 г.), мошеннически умудрились «увести» 50 млн. акций ОАО «Газпром», это часть пакета, внесенного государством в уставный капитал ОАО «Росгазификация». А произошло, по сведениям «ВН», следующее. По документам, чья подлинность последующими экспертизами была поставлена под вопрос, акции были списаны с лицевого счета Росгазификации в компании-регистраторе СР-ДРАГА на счет в компании ОЮЛ «ДРС», а затем проданы. В результате этой нехитрой операции мошенники стали владельцами пакета акций «Газпрома», стоимость которого в настоящее время составляет ни много ни мало 13,5 млрд. рублей, а его последующие покупатели – «добросовестными приобретателями».
Можно предположить, что вся эта операция стала возможна потому, что имелся несанкционированный доступ к подлинным документам Росгазификации. Ведь без данных, которые содержатся в этих документах, подобная афера просто не осуществима.
Вскоре, когда вся шумиха вокруг пакета акций поутихла, резонным вопросом «где акции?» задался их владелец – компания ОАО «Росгазификация». Как водится в таких случаях, были начаты расследование и поиск виновных, которые допустили пропажу акций. По прошествии небольшого промежутка времени «похитители акций» были найдены и арестованы. Собственно, был найден, арестован и осужден только один человек. Газета «Время новостей» в том же номере сообщала, что им оказался некий Вячеслав Плотников, который, впрочем, сам явился к следователям в конце 2003 года. На резонный вопрос «неужели он все это проделал один?» ответа так и не последовало. Другой проходивший по делу гражданин, биржевой брокер Александр Комаров, как писала «ВН», вскоре был убит неизвестными, так что ниточки, ведущие к вершине преступной пирамиды, были оборваны.
Казалось бы, виновника нашли, можно закрывать дело, но остался один нюанс – ущерб, причиненный Росгазификации. Ведь осужденный возместить такой громадный материальный ущерб, разумеется, не мог. В связи с чем «проворонившему» свое имущество собственнику понадобились более платежеспособные субъекты, подходящие на роль ответчика. Логическая цепочка следствия привела правдоискателей к непосредственному регистратору Росгазификации – СР-ДРАГА.
Странная штука этот фондовый рынок. Зачастую в случаях противоправных действий пострадавшими оказываются непосредственно регистраторы, на голову несчастных клерков сыплются обвинения в недостатке бдительности и ответственности. Казалось бы, и правда, логично обвинить регистратора в том, что он сам виноват, что у него «увели» акции. Более того, даже руководство соответствующего федерального органа по рынку ценных бумаг часто занимает сторону судей. Но разве только в этом причина? Ведь если внимательно изучить нормативно-правовую базу ведения реестра, то там можно обнаружить огромное количество «дыр». А если есть недочеты в законодательстве, то разобраться в ситуации становится значительно сложнее.
Так или иначе, череда рассмотрений в арбитражных судах всякий раз заканчивалась решениями, последовательно отменяемыми вышестоящими инстанциями: и на этапе рассмотрения в качестве главного ответчика СР-ДРАГА, и после того, как в качестве соответчика начиная с 2003 года стал привлекаться и сам «Газпром», то есть эмитент украденных мошенниками акций. Казалось бы, все в этой истории должно идти так же, как, например, в похожей ситуации в отношении акций крупной нефтяной компании, когда сам эмитент был признан стороной, обязанной возместить ущерб. Именно такой вывод, в конце концов, сделала судебная система: ответственность должна быть возложена на ОАО «Газпром».
И дело так бы и завершилось, если бы не один нюанс – во-первых, уже есть действующее решение суда об отказе в иске к «Газпрому», ну а потом права ОАО «Росгазификация» были нарушены, в связи с чем к ее руководству остались вопросы.
Если быть конкретными, то нельзя было в принципе отчуждать ни одной акции из принадлежащего собственнику пакета без согласования с правительством РФ. Но, по имеющимся данным, ответственное за это юридическое лицо не только не выполнило возложенную на него нормативными актами обязанность предупредить регистратора об ограничении обращения пакета акций концерна, но и осуществляло операции купли-продажи этих бумаг, для чего выдавались соответствующие доверенности на распоряжения акциями и осуществление междепозитарных переводов.
Кроме того, круг лиц, которые могли совершать операции с ценными бумагами, был обширен, а о распределении полномочий между ними вообще сложно сказать что-либо определенное.
Ну а что же судебная система? Почему она заняла во всей этой странной истории такую позицию? Напрашивается предположение: потому, что фактически кроме «Газпрома» нет ни одного ответчика, способного вернуть такие деньги. Но и «Газпром» во всей этой ситуации не виноват. И получается, что фактически ответить за то, что произошло, некому. А то, что принципиально не суть важно, что деньги окажутся в одном из бюджетов государства (ведь речь идет о госкомпании), судей не волнует, их волнует только необходимость восстановить справедливость, которую они понимают по-своему.
Только вот остается непонятным главное: почему за трудности, которые встречает в своей работе судебная система, должны платить «Газпром», его регистратор и миллионы акционеров концерна. Не исключено, что в результате экономике страны и фондовому рынку будет нанесено больше вреда, чем пользы.
К слову, единственный обвиняемый по этому делу Вячеслав Плотников зимой прошлого года был условно-досрочно освобожден и сейчас находится на свободе. Так что реальные виновники уже понесли «заслуженное наказание». Очередь за невиновными?