0
915
Газета Идеи и люди Интернет-версия

21.07.2006 00:00:00

Время правильных приоритетов

Тэги: бражников, мчс, межправительственнаяомиссия, таджикистан


Почему вопросы мониторинга и предупреждения стихийных бедствий выходят на первый план в ряде государств Центральной Азии? Как влияет природная стихия на развитие экономики? Что необходимо учитывать при строительстве крупных инфраструктурных объектов в горах? Почему руководитель Министерства по чрезвычайным ситуациям отвечает за результаты работы российской части российско-таджикской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству? На эти и другие вопросы «НГ» отвечает директор департамента международной деятельности МЧС России, полномочный представитель в Межгосударственном совете (СНГ) по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера Юрий Бражников.

– Юрий Владимирович, в самых высокогорных республиках СНГ, Киргизии и Таджикистане, такие стихийные бедствия, как оползни, наводнения, землетрясения, с каждым годом наносят все больший урон. Почему растет эта тревожная статистика?

– Действительно, такие процессы в горах сейчас принимают все более значительные масштабы. Одна из основных причин участившихся разгулов стихии в высокогорьях – глобальное потепление климата. Из-за порой незаметных, но стабильных потеплений ледники дают больший объем воды, наполняются реки, происходит увлажнение горных склонов, усиливаются оползневые процессы. Оползни и наводнения сносят целые населенные пункты, дороги, оставляют без крова и средств тысячи людей. Для Киргизии и Таджикистана стихийные бедствия – это не только вопросы физического спасения людей, это вопросы существенного ущерба национальным экономикам.

– Как МЧС России помогает нашим партнерам в решении этих проблем?

– Мы уделяем большое внимание работе по оказанию помощи этим республикам в целях содействия в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, характерных для этих территорий. Взаимодействие осуществляется на всех уровнях, в том числе на самом высоком уровне, когда решения принимают руководители этих государств. В этом и прошлом годах МЧС России уже не раз предоставляло чрезвычайную гуманитарную помощь этому региону. Мы откликнулись на просьбу Таджикистана помочь населению, пострадавшему в результате наводнения на реке Пяндж в Хатлонской области. Своевременная помощь МЧС России помогла Киргизии смягчить обострение социальных и гуманитарных проблем, вызванных массовыми оползнями в горах весной 2005 года. У нас есть опыт проведения крупных чрезвычайных гуманитарных акций, что, безусловно, самым положительным образом сказывается на нормализации жизни людей после разрушительных стихийных бедствий, а также на восстановлении экономической жизнеспособности региона.

– С большим удивлением недавно узнал, что Сергей Шойгу является сопредседателем российско-таджикской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Почему руководитель Министерства по чрезвычайным ситуациям, традиционно ассоциируемого с борьбой со стихийными бедствиями и другими кризисными явлениями, отвечает сейчас и за развитие экономического сотрудничества России и Таджикистана?

– Результативная деятельность по оказанию помощи в предотвращении и ликвидации последствий природных стихий сближает народы, способствует взаимопониманию, помогает минимизировать риски влияния таких происшествий на экономическое развитие. Как уже было отмечено, стихийные бедствия в этих высокогорных странах наносят значительный и регулярный ущерб экономике. Помощь России по линии МЧС, таким образом, носит комплексный характер и весьма важна для развития стран Центральной Азии. В особенности это касается высокогорных стран СНГ.

В 2004 году, после встречи президентов России и Таджикистана, состоявшейся в Душанбе, руководителями обоих государств было принято решение активизировать политику двустороннего сотрудничества в экономической области. Соответствующим решением правительства РФ было подтверждено, что председателем российской части Межправительственной комиссии остается Сергей Шойгу. И хотя деятельность комиссии осуществляется в направлении продвижения таджикско-российских экономических отношений, работа этого координационного органа существенно поддерживается авторитетом и организационными возможностями МЧС России.

– Какие вопросы рассматривает Межправительственная комиссия?

– Перед комиссией был поставлен целый ряд вопросов, требующих скорейшего решения. Это и развитие энергетики, и обеспечение транспортного сообщения между Россией и Таджикистаном, и урегулирование миграционных проблем и другие, важные для сторон вопросы. На сегодняшний день в рамках этой деятельности российская сторона практически полностью выполнила свои обязательства. Например, произошла легализация миграционных потоков, по линии российской миграционной службы создаются механизмы, упрощающие процесс регистрации трудовых мигрантов. Открыто прямое железнодорожное сообщение по маршруту Москва–Душанбе, ведется активная работа по организации железнодорожного сообщения между другими нашими городами. На территории Таджикистана реализуется ряд инвестиционных проектов с участием российских компаний, в том числе проект строительства гидроэлектростанции Сангуда-1 с участием РАО «ЕЭС России», проект достройки Рогунской ГЭС с участием РУСАЛа. Активизируется двустороннее сотрудничество в нефтегазовой отрасли, дочернее предприятие «Газпрома» – ЗАО «Зарубежнефтегаз» – в апреле 2006 года открыло представительство в республике.

– Как сейчас развиваются наши экономические отношения с Таджикистаном?

– Торгово-экономические связи Российской Федерации и Республики Таджикистан расширяются, товарооборот в 2005 году вырос на 29 процентов и составил 335 миллионов долларов. Товарооборот между нашими странами растет. В первом квартале 2006 года он вырос на 157 процентов по сравнению с уровнем товарооборота за аналогичный период 2005 года.

– До сих пор вы говорили о позитивном опыте решения вопросов российско-таджикского экономического сотрудничества. Возникают ли проблемные вопросы?

– Торгово-экономическое сотрудничество – это в первую очередь соблюдение паритета экономических интересов стран, поэтому при значительных темпах роста проблемы, конечно же, возникают. Из практики следует, что одна из основных задач Межправительственной комиссии – решение проблемных вопросов в области экономических связей. Наша общая задача – снять имеющиеся барьеры и ограничения на пути двустороннего сотрудничества, в выявлении наиболее перспективных направлений для концентрации на них совместных усилий.

Проблемы более заметны прежде всего в сфере крупных инвестиционных проектов, реализуемых российскими компаниями в Таджикистане. Например, в разгар строительства обозначилась нехватка цемента на сооружении Сангудинской ГЭС-1, которая была положительно разрешена президентом Республики Таджикистан. Строительство плотины Сангудинской ГЭС-1 ведется в условиях высокогорья и своенравного Пянджа. Следовательно, здесь ярко выражен сезонный характер, и поставка стройматериалов является обязательством таджикской стороны. По какой-то причине стали тормозиться поставки цемента и тем самым под угрозой оказались сроки строительства, обозначенные в проекте. Качество поставляемого цемента было также не лучшее. Понятно, что в вопросах гидростроительства надежность материала является залогом долгосрочной и безопасной работы объекта.

– Насколько известно, проблемы возникают и с проектом строительства Рогунской ГЭС, в котором принимает участие российская компания РУСАЛ?

– Да, действительно, скорость осуществления этого проекта в последнее время заметно снизилась. В 1994 году между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан было подписано соглашение о паритетном сотрудничестве в проекте возведения Рогунской ГЭС, самой верхней ступени Вахшского каскада. Спустя 10 лет, во время визита президента РФ Владимира Путина в Душанбе между РУСАЛом и правительством Таджикистана было подписано Соглашение о достройке Рогунской ГЭС и создании новых алюминиевых мощностей в республике. Сейчас, в ходе реализации этого Соглашения, возник ряд спорных вопросов, которые потребовали участия правительства Российской Федерации как участника межправительственного соглашения от 1994 года и всего комплекса торгово-экономических связей.

В апреле 2006 года в рамках Межправительственной комиссии национальными председателями детально рассматривался ход работ по реализации этого проекта. Было принято решение о проведении независимой экспертизы оценки объектов незавершенного строительства и проектных параметров будущей ГЭС. РУСАЛ, опираясь на современный мировой опыт, выполняет свои обязательства в рамках достигнутых договоренностей. Более того, для ускорения начала работ компания приняла решение инвестировать в подготовительные работы 50 миллионов долларов. Сейчас эти работы полным ходом ведутся в Рогуне. К сожалению, таджикской стороной принятые сопредседателями решения сводятся на нет.

Дата следующего заседания, которое следует сделать результативным, из-за этого переносится на неопределенный срок. Вместо исполнения принятых решений таджикские коллеги предложили провести на ближайшем заседании комиссии обсуждение всех вопросов двустороннего сотрудничества, кроме достройки Рогунской ГЭС.

Российская сторона от этого предложения отказалась. Во-первых, затягивание сроков принятия решения переносит на следующий год начало широкомасштабных строительных работ по достройке плотины. Во-вторых, не учитывается комплексный подход к вопросу строительства Рогунской ГЭС с учетом факторов безопасности плотины в условиях высокой сейсмичности региона.

Мне кажется, что нельзя выхватывать из всего круга проблем один-единственный параметр – проектируемую высоту плотины, на чем настаивает таджикская сторона. Эта идея вряд ли приемлема сейчас, так как она не учитывает влияние других важных факторов. Мы считаем, что нужна комплексная увязка экономической эффективности и проблем строительства самой ГЭС, обеспечения безопасности сооружаемых объектов (в том числе сейсмической), ликвидации угрозы перелива воды и размыва плотины, вопросов развития сопутствующих производств национального масштаба.

Соответственно, по ходу обсуждения этих проблем выявляется неготовность Таджикистана к регулярному мониторингу состояния сложных гидротехнических сооружений, обозначенная, в частности, на конференции экспертов стран Евросоюза, которая состоялась в конце июня в Душанбе. В связи с этим представители ЕС рекомендовали избегать гигантизма при строительстве ГЭС в таких сейсмически опасных зонах, считая лучшей моделью развития строительство каскадов меньших и более надежных ГЭС, снижающих риск последствий разрушения таких объектов.

Сейчас по поручению президента и правительства РФ создана рабочая группа, в задачи которой входит подготовка нового текста межправительственного соглашения по строительству Рогунской ГЭС с учетом изменившихся экономических реалий.

– Вы активно участвуете в развитии экономического сотрудничества между Россией и Таджикистаном. В связи с этим – какие сдерживающие факторы для российских инвестиций вы можете назвать?

– Таджикистан обладает огромным гидроэнергетическим потенциалом, что делает страну привлекательной для инвесторов. Россия заинтересована в экономически сильном и независимом партнере. Учитывая исторически сложившиеся отношения, российские компании работают в этой республике достаточно активно, готовы вкладывать значительные средства в модернизацию экономики, создание новых производств и рабочих мест. Российский бизнес сегодня имеет такую возможность, и Таджикистан не должен упустить шанс. Участие российского капитала может стать реальным фактором интеграции экономик двух стран, особенно учитывая членство республики в ЕврАзЭС, ЕЭП и ШОС.

В то же время тенденции последнего времени показывают определенный крен Таджикистана в сторону «инвесторов от политики». В решениях двусторонних вопросов экономического развития стало заметно изменение отношения ряда руководителей к совместным проектам, излишний бюрократизм. Можно даже сказать, что по некоторым направлениям вместо снятия барьеров они как бы создаются вновь. Я имею в виду тот же проект возобновления строительства Рогунской ГЭС. С одной стороны, не выполнив своих обязательств по решениям апрельского заседания Межправительственной комиссии по этому проекту, таджикские чиновники почему-то начинают искать сторонних инвесторов для Рогунской ГЭС, совместного российско-таджикского проекта. Мы считаем такую активность преждевременной.

Мы считаем, что это временные болезни роста экономики и что наши таджикские коллеги правильно расставят приоритеты.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1143
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
717
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
498
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
717

Другие новости