В Стрельне на двусторонней встрече Владимира Путина и Джорджа Буша в рамках саммита «большой восьмерки» был поднят вопрос о заключении Договора СНВ-3. Об этом сообщил помощник президента РФ Сергей Приходько: «Они кратко затронули и наметили то, что нужно сделать».
Сделать надо на самом деле не так уж и много. Договор СНВ-3 был давно готов, еще в 2002 году. Если СНВ-1 готовился 10 лет и представляет 700 страниц обязательств, третья версия – это всего три странички, главное содержание которых – установить для каждой из сторон количество ядерных боезарядов на уровне 1700–2200 единиц. Это втрое меньше, чем имеется сейчас.
Во-вторых, все сокращения боезарядов должны быть необратимы. Меры взаимного контроля над количеством боеголовок и их уничтожением сохраняются, а новое наращивание ядерных сил должно исключаться. И, в-третьих, очень важный пункт – решить вопросы придания бессрочного характера существующим договорам о СНВ.
Предполагалось, что СНВ-3 вступит в силу вскоре после того, как Россия и США ратифицируют Договор о СНВ-2, которым предусматривалось сокращение количества ядерных зарядов до 3,5 тыс. у каждой из сторон. Однако США этот договор не ратифицировали, а затем вышли из Договора о противоракетной обороне (ПРО), который дополнял СНВ-2. Россия, естественно, тут же прекратила сокращение своих ядерных арсеналов.
И вот сейчас пришло осознание, что глобальная стабильность слишком зависима от доброй воли двух наших государств. Дело даже не в конфронтации, ее попросту нет. Но зато отказ от сокращения боеголовок, дальнейшее совершенствование ядерного оружия, создание специальных зарядов для поражения подземных сооружений и разговоры о возобновлении испытаний создают мотивацию для таких стран, как Иран и КНДР, для разработки собственного оружия массового уничтожения.
Российский и американский президенты дали поручение провести обзор осуществления Договора СНВ-1, чтобы понять, какие его положения нуждаются в уточнении. Генерал-майор Владимир Дворкин, возглавлявший 4 ЦНИИ Минобороны РФ, занимавшийся проблемами стратегических вооружений, убежден, что можно упростить меры контроля и изменить правила взаимозачета ядерных зарядов и носителей стратегических вооружений. Он также считает избыточными некоторые элементы контроля. Например, для выведения из боевого состава атомной подводной лодки договор предусматривает последовательное снятие крышек ракетных шахт, затем снимаются сами шахты, потом вырезается весь отсек. Но ведь отсек можно переоборудовать под нестратегические крылатые ракеты. Это же относится и к дальним бомбардировщикам.
До конца 2009 года, уверен Владимир Дворкин, можно успеть договориться о сохранении транспарентности и системы контроля. Их можно пролонгировать специальным соглашением на длительный срок.
В ходе встречи Владимира Путина и председателя КНР Ху Дзиньтао российский президент особо отметил: «Без участия таких стран, как Китай и Индия, рассчитывать, что дискуссия по экономическим и мировым проблемам будет всеобъемлющей, конечно, не приходится». А среди мировых проблем на первом месте стоят вопросы глобальной стабильности. Индия и Китай – два государства, обладающих ядерным оружием, де-факто тоже стали пусть не самыми главными, но определенными гарантами стабильности в мире.
Пример России и США вполне способен и эти две страны вовлечь в мирный процесс. Не надо забывать, что Индия в немалой мере обзавелась ядерным оружием потому, что им обладает Китай. Как сообщил «НВО» посол Индии в России Канвал Сибал, его страна стоит на позиции «принятия всех необходимых мер для решения задачи освобождения мира от ядерного оружия путем проведения всеобщего, контролируемого и недискриминационного ядерного разоружения». СНВ-3 – это серьезный шаг в сторону такого контролируемого процесса.
Владимир Дворкин считает, что и другие члены «ядерного клуба» могут принять хотя бы часть мер транспарентности. А главное – взять обязательства не увеличивать количество имеющихся ядерных зарядов.
Когда несколько лет назад только готовился Договор СНВ-3, некоторые российские эксперты утверждали, что он слишком легковесен, Москва получает лишь формальные уступки, а выгоден он исключительно Вашингтону. Сейчас стало понятно, что он выгоден всем. И России, которой тяжко тащить бремя ядерных вооружений. И США, у которых тоже хватает экономических проблем и надо экономить. А, главное, он необходим всей планете как подтверждение, что мир не скатывается в новую холодную войну и гонку вооружений.