На днях в Москве состоялся круглый стол, посвященный антикоррупционной кампании, которую сегодня проводит государство. Его участниками стали член комитета Государственной Думы РФ по безопасности Геннадий Гудков, публицист Леонид Радзиховский, член Общественной палаты политолог Сергей Марков и политолог Дмитрий Орлов. На круглом столе было выражено мнение, что дела, фигурантами которых выступают крупные государственные чиновники, губернаторы, мэры, сенаторы и депутаты, следует брать на себя Генеральной прокуратуре, а не местным правоохранителям.
Среди уголовных дел, возбужденных в отношении представителей власти, на круглом столе были выделены расследования, ведущиеся против бывшего сенатора Левона Чахмахчяна, губернатора Ненецкого АО Алексея Баринова и мэра Волгограда Евгения Ищенко. Хотя примеров расследований по подозрению в злоупотреблении служебным положением и полномочиями гораздо больше.
Геннадий Гудков связывает широкую огласку этих дел с объявленной борьбой с коррупцией и считает, что сама по себе практика громких разоблачений безусловно важна. «Но зачастую рапорт об успехах и победах в борьбе с коррупцией подменяет саму борьбу и строгий объективный анализ, который должен быть у следствия и у сотрудников, ведущих расследования по уголовным делам. Ведь только суд имеет право сказать, преступник человек или не преступник», – подчеркнул депутат.
Сергей Марков и Леонид Радзиховский вообще считают, что, поскольку рост коррупции – это реально существующая в российском обществе проблема, очевидная для большинства, она грозит в скором времени перерасти в лозунг ближайших предвыборных кампаний 2007–2008 годов. Радзиховский не исключает, что и президентские выборы «пройдут под знаком борьбы с коррупцией».
Именно в этом парадоксе политолог Марков видит отрицательные стороны борьбы с коррупцией в России. По его мнению, чтобы не допустить политических ошибок, нужно соблюсти некоторые принципы этой борьбы. «Нельзя концентрироваться сугубо на отдельных делах, – говорит Сергей Марков. – Здесь никоим образом нельзя пойти по пути козлов отпущения, когда какие-то несколько человек будут нести ответственность, а все остальные будут сидеть у телевизоров и потирать руки. Задача уменьшить коррупцию, а не посадить людей, которые оказались вытолкнуты системой в эту ситуацию».
Отсюда, как считает Марков, единственным выходом из сложившейся ситуации, которая грозит превратиться из борьбы с коррупцией в борьбу за передел власти и собственности на местах, является перевод всех наиболее значимых крупных дел «под прямой контроль политически ответственного лица, каковым является генеральный прокурор».
Леонид Радзиховский добавил, что перевод громких дел, например дела Евгения Ищенко, в ведение Генпрокуратуры важен еще и в моральном аспекте. Ведь в Генпрокуратуре выше «и уровень следствия, и уровень контроля со стороны общества, и, главное, у людей будет меньше подозрений, что это просто все та же самая коррупция, с которой они борются».
Геннадий Гудков также полагает, что в существующих условиях только Генпрокуратура может вести расследование объективно и непредвзято, не обращая внимания на личностные конфликты, интриги и эмоции. Депутат считает, что дела в отношении крупных чиновников, парламентариев и сенаторов должны быть взяты под контроль Москвы.
Напомним, что в конце июня по решению Центрального районного суда Волгограда мэр Евгений Ищенко был временно отстранен от должности до завершения следствия по уголовному делу, возбужденному областной прокуратурой в отношении главы администрации города.
Говоря о «личностных конфликтах», Геннадий Гудков не назвал имен. Между тем широкую огласку получили напряженные отношения, сложившиеся между главой администрации Волгограда и губернатором области Николаем Максютой. Одни связывают неприязнь Максюты и Ищенко друг к другу разными политическими ориентирами: губернатор является членом КПРФ, мэр – выходец из рядов «Единой России». Однако многие видят в этом противостоянии интересы Максюты, лежащие в сфере властных полномочий.
Не усматривает здесь политической подоплеки и политолог Марков. «Скорее это борьба губернаторского админресурса с админресурсом мэра», – говорит политолог и считает, что подобные случаи передела власти и собственности только дискредитируют идеи борьбы с коррупцией.
Действительно, усердие на антикоррупционном поприще зачастую приводит к абсурдным ситуациям. Как писала газета «Время новостей» (номер от 30 июня с.г.), и.о. мэра Волгограда Роланд Херианов «утверждает, что все кадровые перестановки в администрации города происходят исключительно с согласия волгоградского губернатора Николая Максюты».
Именно поэтому участники круглого стола настаивают на переводе дел, подобных волгоградскому, в Москву, чтобы кампания по борьбе с коррупцией не превратилась в банальную охоту на ведьм.