Театр начинается с вешалки. Город – с аэропорта. К сожалению, почти на всех наших провинциальных аэропортах впору вешать плакат: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Впрочем, почти то же относится к международным московским аэропортам – один чудовищный паспортный контроль чего стоит! Сразу понимаешь: вернулся не куда-нибудь, а на Родину┘
Но необходимость кардинальных перемен в авиации связана, разумеется, не только (и не столько) с неприятными эстетическими впечатлениями от наших аэропортов.
Вопрос на самом деле стоит один: Россия «прирастать будет Сибирью» – или же разваливаться начнет с Сибири?
Это – не демагогия и даже почти не журналистские гиперболы.
Среди многих трудностей, стоящих перед Сибирью и Дальним Востоком, одна из главных – неразвитость транспортной структуры, то есть связей «с Россией». И здесь едва ли не самое узкое место – именно авиация.
Авиамаршруты в России, увы, мало изменились с советских времен. Они выстроены как эдакая «воздушная проекция вертикали власти» – почти все авиадороги ведут в Рим, то есть в Москву.
Это – общая проблема страны, огромной России, где ресурсы (финансовые, человеческие, политические) все больше сосредоточиваются в Москве. Москва с ее 14 миллионами жителей задыхается от переизбытка – денег, людей, машин, а Россия страдает от острой нехватки всего того же самого. В результате не укрепляется единство РФ (все повязаны на Москву), а совсем наоборот – регионы (каждый размером с добрую страну) расходятся друг с другом, страна держится на ниточках, связывающих эти «разбегающиеся галактики» с Центром. Если не дополнить это мощной системой горизонтальных связей между регионами, страна действительно будет все больше дезинтегрироваться – при формальном сохранении жесткой вертикали. Вертикали в пустоте┘
Сохраняя необходимую сегодня административную вертикаль, децентрализовать Россию экономически – создать несколько «нервно-финансовых» узлов, установить прямые связи между ними, без «пересадки в Москве» – прежде всего в фигуральном, но и в буквальном значении.
Принципиально важным здесь является создание системы хабов – крупных узловых аэропортов, с разветвленной системой пересадок. Согласно концепции Минтранса, в стране предполагается создать 8–10 хабов. Задача весьма амбициозная – в мире и вообще-то настоящих хабов совсем немного, а в России сегодня – всего лишь один, в «Шереметьево». У всякого хаба есть сильная базовая компания, которая и осуществляет основные перевозки аэропорта. В «Шереметьево» это «Аэрофлот». Есть и еще несколько крупных компаний, которым под силу стать основой соответствующих хабов.
В Красноярске это создающаяся сейчас компания AiRUnion, в Новосибирске – «Сибирь», в Петербурге – объединенная ГТК «Россия» и «Трансаэро», в Екатеринбурге – «Уральские авиалинии».
Система хабов себя оправдала. Например, в Дубае проект стоимостью 4,1 млрд. долл. не только окупился за несколько лет, но и приносит постоянную прибыль. Надо сказать и то, что сам этот аэропорт стал визитной карточкой Эмиратов, а всякий, кому посчастливилось там побывать, скажет, что, конечно, никто не полетит в Эмираты «ради аэропорта», но всякому приятно лишний раз в этом аэропорте побывать. Кстати, одна из очевидных точек роста для хабов – привлечь к пересадкам в наших хабах международных транзитных пассажиров, сегодня летающих из Азии в Европу и Северную Америку, минуя «черную дыру» российской территории. Например, AiRUnion рассчитывает привлечь в свой хаб не менее 7,5% этого рынка.
Конечно, строительство современных хабов – удовольствие не из дешевых. Речь у нас не идет о таких цифрах, как тот же самый аэропорт в Дубае, но, например, на этот год в бюджете заложено около 11 млрд. руб. на строительство аэродромов и взлетно-посадочных полос. Но, понятно, тянуть весь этот груз (при всей его стратегической важности для страны) государство не может и не должно – тем более что названной суммы явно недостаточно. Здесь необходимо государственно-частное партнерство, привлечение крупных частных средств. Причем вполне возможно, что частные компании возьмут в аренду не только аэровокзалы, но и весь комплекс аэропорта, включая взлетно-посадочные полосы.
Но это уже «технические детали», обсуждать которые я, разумеется, некомпетентен.
А вот в целом проблема децентрализации и демонополизации всей нашей системы авиаперевозок – это действительно политический вопрос. Сегодня в России поэт, кажется, уже не больше чем поэт. А вот авиаперевозки в стране с такими расстояниями, такими дорогами и таким климатом – это много больше, чем просто авиаперевозки. Это, без всякого преувеличения, – обручи, соединяющие российские пространства. И если систему этих обручей удастся трансформировать и укрепить, это имело бы и практическое экономическое, и геополитическое значение для нашей страны.