21–23 июня в Лозанне специальная рабочая группа и Исполнительный комитет МОК проведут предварительный отбор городов, претендующих на право стать столицей зимних Олимпийских игр 2014 года. В их числе - российский курортный город Сочи. О ходе подготовки к предстоящему конкурсу и о планах олимпийского строительства в городе корреспондент «НГ» беседует с мэром Сочи Виктором Колодяжным.
– Виктор Викторович, по данным социологических исследований, большинство сочинцев поддерживают идею проведения в городе Олимпиады. На ваш взгляд, насколько велики шансы Сочи опередить конкурентов из других стран мира?
– Шансы есть, и они довольно значительны. Сочи располагает уникальными возможностями для проведения состязаний такого масштаба. Оригинальна уже сама идея проведения зимней Олимпиады в субтропиках. Только представьте себе – гости и участники игр смогут приехать на зимнюю Олимпиаду в том числе на частных яхтах и на круизных лайнерах, что само по себе необычно. Компактное размещение олимпийских сооружений позволит добраться из любой гостиницы до любого спортивного объекта в течение максимум часа.
Кстати, строительство ряда объектов мы намерены начать в ближайшее время независимо от федеральной программы подготовки к предстоящей Олимпиаде. Хочу отметить, что уже сам факт участия Сочи в предолимпийской гонке, без сомнения, дает невиданный доселе толчок в развитии инфраструктуры нашего города и становлении его как курорта мирового уровня. И я верю в победу Сочи!
В рамках подготовки к Олимпийским играм разработана программа комплексного развития всего региона, начиная от горнолыжных трасс на хребтах Псехако и Аибга до Нижнеимеретинской низменности. Самое главное, что курс на Олимпиаду одобрен на самом высоком уровне – президентом и правительством страны. И в этом большая заслуга губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, который поддерживает инициативы, направленные на развитие Сочи, оказывает нам всестороннюю поддержку на краевом уровне, активно отстаивает интересы города в Москве.
Настрой на борьбу у нас серьезный. Мы сделаем все возможное, чтобы получить Олимпиаду 2014 года. И в строительстве спортивных объектов, и в создании транспортной, гостиничной, инженерной инфраструктуры все будет соответствовать стандартам Международного олимпийского комитета и спортивных федераций.
– Подготовка к Олимпиаде требует больших затрат. Сколько денег придется потратить, чтобы Сочи получил право принять Олимпийские игры? Окупятся ли эти расходы?
– Общие затраты на реализацию федеральной программы оцениваются в сумму более 320 миллиардов рублей. 7 миллиардов из этой суммы – это средства краевого и городского бюджетов. Деньги пойдут на улучшение инфраструктуры города, проведение природоохранных мероприятий. Будем доводить до международных стандартов инженерное обустройство улиц и дорог. В рамках Олимпийского проекта разработаем генеральный план развития Сочи. На его подготовку потребуется около полумиллиарда рублей. Для финансирования этого направления будут привлекаться и инвесторы. Они вложат свои средства в разработку генплана с учетом Олимпийских игр. Потом муниципалитет компенсирует инвесторам затраты за счет предоставления площадок под выгодный для города бизнес.
Общими усилиями мы создадим на Красной Поляне и в Адлерском районе особые туристско-рекреационные зоны. Когда этот проект заработает, в разы увеличатся территориальная и экономическая привлекательность города. Олимпийские игры – это тысячи новых высокооплачиваемых рабочих мест. Это гарантия трудоустройства выпускников университетов, колледжей и лицеев. Это круглогодичная загрузка курорта. Это современные технологии гостиничного и ресторанного бизнеса, туристских и экскурсионных услуг. И как результат – увеличение доходов городского бюджета в два-три раза, увеличение доходной части консолидированного бюджета города.
– В каких районах Сочи планируется основное строительство?
– 11 спортивных объектов будут сгруппированы в два комплекса – один в Адлере и Хосте, другой – в горах на Красной Поляне. Расстояние между комплексами составит всего 48 километров. Общая вместимость всех спортивных сооружений – 200 тысяч зрительских мест. Это соответствует требованиям Международного олимпийского комитета и международных спортивных федераций. Объекты олимпийской инфраструктуры, построенные в Сочи, в перспективе станут основой круглогодичной загрузки курорта. Каждый объект будет возводиться с учетом его работы уже после Олимпийских игр. При незначительных изменениях новые сооружения смогут работать как киноконцертные, выставочные и туристические комплексы.
– Виктор Викторович, вы довольны темпами развития санаторно-курортной и рекреационной отрасли?
– В целом дела в этой сфере идут неплохо. Только в прошлом, 2005 году в Сочи отдохнули более трех миллионов человек – на 10% больше, чем в 2004 году. Отдыхающих принимали 248 организаций санаторно-курортного и туристского комплекса. Общая вместимость этих учреждений – 48 тысяч мест, доступных круглый год, и 22 тысячи сезонных. Одновременно отдыхающих размещают мини-гостиницы. Их вес в общей курортной инфраструктуре становится все более высоким, а уровень обслуживания зачастую не уступает уже завоевавшим популярность отелям. А это – та здоровая конкуренция, без которой ни один из них не может развиваться.
Сама жизнь учит сочинцев с уважением относиться к отдыхающим: если город имеет титул курорта, значит, все здесь должно быть по-особенному, лучше, чем в других уголках страны.
– Что делается для развития транспортной инфраструктуры Сочи?
– Сейчас решаем проблему дорог. Например, практически завершена реконструкция трассы на Красную Поляну. Гости курорта смогут поехать из аэропорта в Красную Поляну по магистрали европейского уровня. Безусловно, одним из самых важных событий прошедшего года стало открытие самого протяженного на Юге России тоннеля на автодороге Адлер – Красная Поляна, длиной 2850 метров и шириной проезжей части 7 метров. Участие в торжественной церемонии его сдачи принял президент РФ Владимир Путин. Пуск этого тоннеля – серьезный шаг Сочи на пути к зимней Олимпиаде 2014 года. В ближайшее время специалисты закончат обследование городской маршрутной сети и определят количество автобусов, необходимых для обеспечения бесперебойной работы общественного транспорта. Подвижной состав городского автопарка будем пополнять новыми машинами.
– Сегодня Сочи – это курорт федерального значения. Но стремление принять Олимпийские игры подразумевает выход на международный уровень┘
– Безусловно. Сочи – город на все времена. Единственный субтропический регион России по определению обязан быть главным курортом страны.
А что касается выхода на международный уровень, назвать это свершившимся фактом пока, к сожалению, нельзя. Нам предстоит усовершенствовать инфраструктуру размещения, поднять уровень сервиса в гостиницах, здравницах, да и во всей сфере обслуживания. Мы должны сделать так, чтобы для каждого человека, приезжающего к нам на отдых, поездка в Сочи стала праздником. Нужно создавать индустрию развлечений, чтобы люди стремились приезжать в Сочи, как они ездят на фестивали в Италию, Испанию, Бразилию. Мы просто обязаны к этому стремиться, раз уж претендуем на звание курорта международного значения.
Сочи–Москва