Похоже, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко поможет правительству разрешить спор по поводу того, как использовать Стабилизационный фонд. Потому что его действия в скором времени вполне могут привести к необходимости реанимировать нашу экономику. И не только экономику, но и здоровье граждан, которые вместо грузинских и молдавских вин, признанных Роспотребнадзором негодными к употреблению, станут покупать «левую» продукцию.
Призыв Геннадия Онищенко к таможенным органам запретить ввоз вина из Молдавии и Грузии и отозвать санитарные сертификаты якобы из-за обнаруженных пестицидов и тяжелых металлов на самом деле приводит к противоположным результатам.
Во-первых, многие, как у нас в стране, так и за ее границами, усомнились в компетентности уважаемого государственного органа – Роспотребнадзора. Что как-то не способствует авторитету России.
Ведь отечественные компании, занимающиеся производством молдавских и грузинских вин уже более десятка лет, давно отработали технологии контроля качества и до сих пор не имели претензий со стороны контролирующих органов. Не говоря уже о том, что в той же Молдавии аккредитована лаборатория Ростеста – государственная, кстати, организация, которая в соответствии с принятыми в России стандартами сертифицирует алкогольную продукцию. И на качество ее работы нареканий не было.
Во-вторых, решение Роспотребнадзора бьет прежде всего по гражданам России. Ведь реально винодельческим бизнесом Молдовы и Грузии прямо или косвенно владеют российские компании. Минсельхоз Молдовы, к примеру, официально признает, что россияне контролируют 75% этого сектора экономики. Схожая ситуация и в Грузии.
Именно произведенную ими продукцию, которая получила российские гигиенические сертификаты и сертификаты Ростеста, по письму Онищенко и снимают сегодня с полок магазинов. Обвинения в свой адрес представители бизнеса считают надуманными. По их словам, подозрения в наличии в вине пестицидов неоправданны прежде всего потому, что в Молдавии и Грузии удобрения при выращивании винограда последние 15 лет практически не используются. Причина банальна – бедность крестьян. Кроме того, как показали исследования, проведенные еще в 1995 году во Всероссийском НИИ пиво-безалкогольной и винодельческой промышленности (проф., д.т.н. А.Л. Панасюк и к.т.н. Е.И. Столярова), в процессе сбраживания виноградного сусла пестициды попросту исчезают.
Тяжелые же металлы, по заключению экспертов из Национальной алкогольной ассоциации, могут попадать в вина либо из почвы при созревании винограда, либо от используемого оборудования. Почва обогащает вино тяжелыми металлами в дозах, значительно меньших, чем это установлено по предельно допустимым нормативам Международной организацией винограда и вина (Париж, Франция) и ГОСТами нашей страны. А оборудование, используемое сегодня виноделами, сделано из коррозионно-стойких материалов, емкости из нержавеющей стали вообще исключают возможность попадания в вино того же железа.
Кроме того, утверждают в ассоциации, на предприятиях, производящих вино, есть специальные лаборатории, которые строго контролируют качество продукции и не выпускают с завода ни одной «подозрительной» бутылки. Кроме того, вино проходит контроль на безопасность в испытательных центрах. И лишь после этого ему выдается гигиенический сертификат. А после проверки физико-химических и органолептических показателей выдается еще один сертификат – «соответствие продукции». Без этих процедур вино не может быть допущено для реализации в торговой сети. Да, несмотря на столь строгие меры, подделок хватает, но почему за это должны отвечать законопослушные бизнесмены?
Примечательно, что Роспотребнадзор почему-то засекретил, какие вина вошли в черный список, какие фирмы их выработали, по каким признакам и показателям их забраковали, по каким методикам проводили исследования. Зато не секрет, что российский бюджет от «винного запрета» понесет гигантские убытки только от недополученных налогов.
Запрет создал катастрофическую ситуацию на железных дорогах страны – тысячи вагонов с готовой продукцией скопились на станциях и путях. Штрафы за простой поражают воображение, российский бизнес несет колоссальные убытки. Плюс ко всему более 200 миллионов бутылок, находящихся в торговле, подлежат изъятию. Снятие с продажи всей этой продукции без всяких оснований (а лишь на основании письма главного санитарного врача РФ) приведет к колоссальным убыткам и банкротству около двух тысяч исключительно российских компаний и потерям российского бюджета. В итоге 225 тысяч россиян и около 17 тысяч русскоязычных граждан в Молдавии и Грузии в ближайшее время могут остаться без работы. Только по самым скромным оценкам, ущерб от непродуманных действий Роспотребнадзора может составить до 700 миллионов долларов. И кто за это будет отвечать?
В нынешней ситуации есть и еще один тревожный момент. По прогнозам экспертов, исчезновение с прилавков недорогого вина из Молдавии и Грузии приведет к резкому росту потребления крепких алкогольных напитков – водки, самогона и всевозможных суррогатов. Будем ждать роста несчастных случаев, тяжелых алкогольных отравлений и травм?
«Считаем необходимым отметить своевременность принятия мер по наведению государственного порядка на российском алкогольном рынке. В этом заинтересована большая часть производителей и импортеров. Но, к сожалению, меры, которые обозначены в письме Роспотребнадзора (провести проверки, заслушать, усилить и т.д.), больше напоминают элементы кампанейщины, нежели способствуют созданию системы планомерного, продуманного жесткого государственного контроля качества вин, представленных на российском рынке», – говорится в заявлении Национальной алкогольной ассоциации.