Для будущего премьера Эхуда Ольмерта отношения с Россией приобретают особое значение.
Фото Reuters
Как известно, концентрация капитала в Израиле выше, чем в других развитых странах. В результате полувекового развития ближневосточного «социализма с человеческим лицом» 18 семей контролируют половину валового продукта коммерческого сектора страны. Их доходы в 2005 г. составили 42 млрд. долларов – почти 80% государственного бюджета.
Об израильских олигархах, за исключением составившего основу своего состояния на постсоветском пространстве в начале 90-х гг. Льва Леваева, в России мало кому известно. Между тем настоящее и будущее Израиля зависит от них ничуть не меньше, чем от политических партий и их лидеров. Именно с этими людьми придется взаимодействовать или конкурировать тем российским предпринимателям и руководителям государственных компаний, которые решат участвовать в израильской приватизации или будут работать над действительно крупными совместными проектами.
Именно их деньги придут в Россию, если израильские олигархи решатся инвестировать их в нашу страну, а не только в африканские, латиноамериканские или азиатские венчурные проекты или в покупку солидных объектов в Европе и Северной Америке.
Пока что большие израильские деньги в Россию не пришли. Представители «золотой двадцатки» знают, что в России экономика на подъеме и она не опаснее, чем в большинстве стран, где они работают. Они своими глазами видят успешные примеры «русских», пополняющих из года в год список миллиардеров Forbеs. Некоторых из них они знают по светским раутам в Лондоне, Тель-Авиве или Нью-Йорке. Другие живут в Израиле. Третьи регулярно навещают живущих там близких.
Израильские миллиардеры отдают себе отчет в том, что Россия перестала быть страной с непредсказуемым будущим. Они чувствуют, что там зарабатываются большие деньги, и понимают, что российская экономика сегодня представляет совокупность рынков, на которых они привыкли работать особенно успешно, – новых, быстро развивающихся, устойчивых и незаполненных. Рынков продавца, а не покупателя, на которых удачная идея при минимальном стартовом капитале может окупиться сторицей. И все же за редкими исключениями израильтян еще нет на русском инвестиционном рынке. Нет просто потому, что они не понимают местных правил игры и не знают, как и с кем работать в России.
Новая ситуация, сложившаяся после парламентских выборов в Израиле, привела в Кнессет и в ближайшем будущем приведет в израильское правительство значительную группу управленцев, которые имеют опыт успешных проектов в нашей стране. Именно эти прагматики «новой волны» имеют шанс сделать то, что не удалось их предшественникам. Итогом их работы могут стать российские инвестиции в израильскую экономику и израильские – в российскую.
Любопытно оценить заранее потенциальных партнеров российских промышленников с отечественной точки зрения. Что представляют собой крупнейшие израильские предприниматели? Какими фирмами владеют? Какими средствами оперируют? Поговорим об этом, приняв за основу ранжирования уровень доходов крупнейших израильских предпринимателей в 2005 г.
В сферу деятельности Нохи Данкнера (доходы в 2005 г. – 6,36; состояние – 0,31 млрд. долларов) входят холдинг I.D.B., компания мобильной связи Сellcom, крупнейшая в Израиле торговая сеть «Суперсаль», финансовая группа «Клаль битуах» и строительная компания «Азорим».
Братья Сами и Юли Офер (доходы – 5,77; состояние – 2,77 млрд. – Сами Офер, 0,36 млрд. – Юли Офер) управляют конгломератом «Хевра ле-Исраэль» (недвижимость, гостиничный бизнес), концерном Chil (химическая промышленность) и компанией морских перевозок ЦИМ, владеют контрольным пакетом Royal Caribbean (по данным Forbes). Уроженец Румынии Сами Офер более чем немолод – ему 84 года, и один из 2 его детей, сын Юлий, – совладелец семейного бизнеса. Сами Офер управляет своей империей из Монако. В 2005 г. он завершил деловой развод с братом Юлием, к которому отошел контроль над израильскими и восточноевропейскими отделениями семейной компании, сосредоточился на недвижимости и основал именной благотворительный фонд с уставным капиталом в 8 млн. долларов. Сами Офер считается обладателем самой большой в мире коллекции Марка Шагала. В его собрании имеется много других шедевров. Только в минувшем году он купил картину Willem de Kooning за 13,1 млн. и бронзовую скульптуру Alberto Giacometti за 8,4 млн. долларов.
Хаиму Сабану (доходы – 4,11; состояние – 3,06 млрд.) принадлежит телефонный оператор «Безек», проекты в Голливуде, значительный пакет акций компании «Кешет» (Второй телеканал), медийные компании во многих странах мира. Дуди Вайсман (доходы – 3,74; состояние – 0,14 млрд.) – это израильская торговая сеть «Ха-рибуа ха-кахоль» и сеть автозаправочных станций «Алон».
Самый богатый человек в Израиле – 47-летняя мать 4 детей, искусствовед по образованию Шери Арисон (доходы – 3,67; состояние: 5,2 млрд. – в 2005 г. уменьшилось на 0,3 млрд.) – владеет компанией P&O Princess Cruises; контрольным пакетом акций банка «Апоалим» и консалтинговой компанией Housing & Construction and Eurocom, эксклюзивным дистрибьютором Nokia в Израиле.
Живущий в Нетании выходец из бедной многодетной семьи, 57-летний отец 5 детей Ицхак Тшува (доходы – 2,87; состояние – 2 млрд.) помимо страхового бизнеса, недвижимости, торговли и нефтеперерабатывающих заводов в Израиле и Техасе является владельцем знаменитой манхэттенской гостиницы «Плаза», купленной за 0,675 млрд. долларов. Он вошел в круг самых успешных и влиятельных предпринимателей Израиля после того, как его нефтегазовая компания поглотила «Делек», а самой важной сделкой прошлого года Тшува считает приобретение контроля над авиакомпанией El Al.
В сфере интересов Деди и Изи Боровичей (доходы – 0,49 млрд.) – помимо El Al, компании «Сонол» и «Супергаз». Цадик Бино (доходы – 2; состояние – 0,17 млрд.) владеет нефтегазовой компанией «Паз», банками «Бейнлеуми ха-ришон» и «Оцар ха-хаяль». Яаков Шахар (доходы – 1,72; состояние – 0,43 млрд.) – это финансовая группа «Феникс», компания Renta Car и импортер автомобилей «Меир». В империю Михаэля Федермана (доходы – 1,35; состояние – 0,72 млрд.) входит технологическая компания «Эльбит» и сеть гостиниц «Дан». Финансовая группа «Харель» принесла Яиру Гамбургеру в 2005 г. доход в 1,26 млрд. (при состоянии в 0,6 млрд.). Мози Вертхайм (доходы – 1,26; состояние – 0,41 млрд.) – эксклюзивный представитель Coca Cola в Израиле и владелец банка «Мизрахи».
Живущему в Бней-Браке, 50-летнему уроженцу Ташкента, отцу 9 детей Льву Леваеву (доходы – 5,75; состояние: 3,34 млрд. по израильским данным, 2,6 млрд. по данным Forbes) принадлежат компании L.L.D, «Африка–Исраэль», фирма Gottex Models LTD, 9-й телеканал, торговый комплекс в Рамат-Авиве, 1700 заправочных станций Fina в юго-западных штатах США и доля в Трансизраильском шоссе (Квиш 6). Одной из самых необычных сделок Леваева, приехавшего в Израиль в 1971 г., стала инвестиция в первую частную тюрьму Израиля. Компания Леваева – один из крупнейших производителей и экспортеров обработанных алмазов в мире, владеет заводами в Израиле, СНГ, Анголе и Намибии.
80-летний выходец из Австрии, живущий в Тефене, на севере Галилеи, отец 4 детей Стеф и его сын Эйтан Вертхаймеры (доходы – 1,15; состояние: 2,65 млрд. по израильским данным, 2,2 млрд. по данным Forbes) основатели компании Iscar – Stef Wertheimer & family, специализирующейся на выпуске оборудования, в т.ч. для заводов Форда и Дженерал Моторс, владеют предприятиями хай-тека в 50 странах мира и 4 промышленными зонами в Израиле, объединяющими 160 предприятий. Эйтан Вертхаймер владеет также крупнейшим в Израиле конезаводом.
Элиэзеру Фишману (доходы – 1,15 состояние – 0,21 млрд.) принадлежат торговая сеть Home Cеnter, холдинг «Хевра калкалит ле-Иерушалаим», газета «Глобс», ряд строительных компаний. Офра Штраус (доходы – 0,89; состояние – 0,72 млрд.) это концерн «Штраус-Элит». Зоар и Иуда Зисапель (доходы – 0,7; состояние – 0,48 млрд.) – технологическая компания Rad. Шломо Шмельцер (доходы в 2005 г. – 0,55 млрд. шекелей) – лизинговая компания SIXT–New Kopel Ltd и промышленная группа Afkon.
В израильских рейтингах самых богатых людей страны не представлен ряд людей, включенных в рейтинги Forbes и других зарубежных изданий. Наиболее известными из них являются Арнон Мильчен (Мильхан), Александр Машкевич, Моррис Кахан, Аркадий Гайдамак и Вадим Рабинович а бывшие совладельцы ЮКОСа Невзлин, Дубов и Брудно.
Состояние кинопродюсера Мильчена, делящего время между Тель-Авивом и Лос-Анджелесом разведенного отца 4 детей 61 года от роду оценивается в 2,9 млрд. долларов.
Окончив Лондонскую школу экономики и университет в Женеве он стал продюсером таких лент, как комедия «Война супругов Роуз»; созданный в содружестве с Оливером Стоуном политический детектив «JFK» об убийстве президента США Джона Кеннеди (удостоен двух Оскаров), триллер «Бойцовский клуб» с Брэдом Питтом и Эдвардом Нортоном, комедийный боевик «Мистер и миссис Смит» с Анжелиной Джоли и Брэдом Питом, собравший более 500 млн. долларов. В Израиле регулярно появляются публикации, объясняющие происхождение капитала Мильчена торговлей оружием, которые он столь же регулярно опровергает. Его хобби – коллекционирование картин, и его коллекция французских мастеров включает Моне и Пикассо.
Уроженец Фрунзе, 52-летний отец 2 детей Александр Машкевич – президент Евро-Азиатского еврейского конгресса. Выпускник Киргизского госуниверситета, кандидат педагогических наук, он является президентом Евразийской промышленной ассоциации Казахстана; председателем совета директоров Евразийского банка (Казахстан), одним из руководителей Kazakhstan Mineral Resources. Машкевич известен, как один из руководителей Казахской национальной компании «КазМунайГаз», которая была образована в 2002 г. в результате слияния ННК «Казахойл» и НК «Транспорт Нефти и Газа». На средства Александра Машкевича построены синагоги в Павлодаре и Алма-Ате.
Живущий в Тель-Авиве выходец из ЮАР, 76-летний Моррис Кахан, по данным Forbes, владеет 1 (по данным израильского Тор-100 – 1,76) млрд. долларов. Его бизнес: компании Amdocs (куплена за 1,6 млрд.), «Кавей-Захав», он является совладельцем Aurec Group, занятой инвестициями в систему телекоммуникаций и кабельного телевидения, и основателем Coral World International, которой принадлежат подводные обзорные станции в Эйлате и Австралии, а также дайвинг-клубы. По информации Forbes, каждый второй телефонный звонок в Северной Америке, базируется на программном обеспечении Amdocs. Кахан – поклонник дайвинга и владеет яхтой «Жаклин», а его сын Бенджамин – морской биолог.
Президент Конгресса религиозных организаций и общин России Аркадий Гайдамак – не только один из самых состоятельных русско-израильских предпринимателей, но и один из крупнейших благотворителей еврейского мира, ежегодно жертвующий от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов долларов на программы в Израиле и России. Его интересы, помимо спортивных клубов и СМИ, включают ряд крупных промышленных, финансовых и девелоперских активов в Европе, Израиле, Анголе и странах СНГ. Медийный магнат, президент Всеукраинского еврейского конгресса Вадим Рабинович, известен в Израиле как человек, на чьи средства была воссоздана золотая менора для Третьего Храма, стоящая в Иерусалиме. Что касается живущих в Израиле бывших совладельцев ЮКОСА Невзлина, Дубова и Брудно, величина их российских активов в последние годы значительно уменьшилась, однако того, что осталось в их оперативном управлении, оказалось достаточным для приобретения крупного пакета акций израильских нефтеперерабатывающих заводов и выделения щедрых грантов музеям и университетам приютившей их страны.