Если не модернизировать существующие ТЭЦ, потребителям будут грозить массовые отключения.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
К 10 марта правительство должно представить президенту предложения по развитию электроэнергетики. А на прошлой неделе министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко на встрече с представителями Еврокомиссии заявил, что «энергетический рынок сегодня настолько глобализован, что речь должна идти о глобальной энергетической безопасности». По его мнению, сейчас спрос на энергоносители определяют быстрорастущие экономики развивающихся стран, в то время как беднейшие страны не имеют элементарного доступа к этим ресурсам.
Но в России спрос на энергоносители тоже определяется развивающейся экономикой. И этой зимой главный вызов энергетической безопасности страны бросили морозы.
Пределы благосостояния
Основной итог завершающегося зимнего сезона – энергетический сектор России больше не в состоянии обеспечивать довольно быстрый рост экономики в 7%, необходимый для удвоения ВВП, и одновременно наращивать экспорт энергоресурсов за рубеж, обеспечивая энергетическую безопасность западных партнеров. В той или иной форме в перспективе пострадает и население, но только не от морозов, а скорее от дефицита электроэнергии и повышения цен. Часть граждан рискуют лишиться тепла и света или доли заработанных ими доходов. А власть – получить социальный протест в канун выборов.
Очевидно, наступает этап, когда элите страны придется заниматься не столько интеграцией российского ТЭКа за рубеж, сколько замкнуться на решении внутренних проблем.
Наиболее важная из них – модернизация электроэнергетики и строительство новых мощностей. Сейчас по данным Росстата износ машин и оборудования в сфере генерации электроэнергии составляет примерно 60%, а в гидрогенерации – 70–75%.
Причины возникшего износа и потенциального дефицита электроэнергии в том, что за 15 лет реформ деньги в наращивание мощностей практически не вкладывались. Власти ни СССР – в прошлом, ни интенсивно развивающейся страны – сейчас такой политики себе не позволяли.
Общая потребность отрасли в инвестиционных ресурсах на модернизацию оценивается экспертами РАО «ЕЭС» примерно в 20 млрд. долл. ежегодно в течение ближайших 14 лет. Хотя иностранные эксперты оценивают эти потребности скромнее – 375 млрд. долл. за 25 лет. В любом случае модернизация существующих и строительство новых станций для обеспечения дальнейшего развития – дело дорогое.
Привлекать средства в отрасль намерены сразу два энергетика – глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс и глава Росатома Сергей Кириенко. В печально известном 1998 году, когда правительство Кириенко объявило дефолт по долговым обязательствам России, Анатолий Чубайс, возглавивший РАО «ЕЭС», фактически заявил о начале реформы в электроэнергетике. Уже тогда, как говорили энергетики, ситуация со старением основных фондов была близка к критической, и даже существовали прогнозы о неминуемых техногенных катастрофах в период 2003–2005 годов. Но серьезные аварии начались гораздо позже. Последняя и наиболее масштабная произошла в мае прошлого года из-за пожара на подстанции в Чагино, когда несколько районов Москвы и Московской области остались без электричества. А затем уже этой зимой из-за небывало сильных морозов в различных регионах России, включая столицу, произошел ряд аварий и отключений потребителей от энергоснабжения. После этих событий Анатолий Чубайс заявил, что в отрасли нет необходимых денег на модернизацию станций, а существующая тарифная политика «инфляция минус» ошибочна, потому что эти тарифы не покрывают всех затрат энергетиков. Тем самым глава РАО «ЕЭС» расписался в том, что холдинг в таких условиях больше не может гарантировать поставки энергии при интенсивном развитии экономики с темпами 6–7% в год.
Естественно, при инерционном варианте существования отрасли жертвами хронического энергодефицита могут стать по понятным причинам прежде всего промышленно развитые регионы. И по предварительным оценкам, эти события если и произойдут, то совсем скоро. «В 2008, в лучшем случае в 2009 году, при текущих процессах мы уже будем находиться в дефиците. То есть мы будем находиться не в базовом дефиците, мы будем находиться в дефиците во время пиковых нагрузок. Вот как раз, если холодная зима случится в 2009 году в Москве, половина столицы будет обесточена. Потому что в принципе при текущих темпах роста потребления к 2009 году в Москве технически не будет возможностей всех обогреть и всех осветить. И та же ситуация ждет сибирские города – Омск, Новосибирск», – пояснил «НГ» директор аналитического отдела ИК «Антанта Капитал» Денис Матафонов. То есть у населения существует реальная перспектива выбирать нового президента в темноте, а у чиновников – столкнуться в это время с акциями протеста.
Эти обстоятельства вряд ли кого-то устраивают. 10 февраля Владимир Путин заявляет о том, что для решения проблем энергетического сектора необходимо привлекать инвестиции. Но чьи инвестиции – президент не сказал.
Денежные мешки
Теперь деньги для энергетики главы двух концернов РАО «ЕЭС» и Росатом могут получить из нескольких источников. Первый – государственный Инвестиционный фонд, который в 2006–2007 годах будет составлять примерно 70 млрд. руб. «Инвестфонд сейчас очень сильно хотят растащить. Там есть деньги и на инфраструктуру, и на атомную энергетику, и на гидрогенерацию, и на сетевое хозяйство, где государство себе взяло приоритетом сохранение контрольных пакетов и увеличения до 75% – плюс. Соответственно других денег там в принципе быть не может. Как можно строить атомную генерацию, декларируя, что она останется на 100% государственной, если не тратить Инвестфонд? А Росатом – он не прибыльный», – сказал Матафонов.
Но есть еще несколько источников денег: собственно сам бюджет, Стабилизационный фонд, госбанки и частные инвестиции. РАО «ЕЭС» и Росатом планируют привлечь именно частных как российских, так и иностранных инвесторов. Сейчас обе компании находятся в завершающей стадии реформирования. Даже несмотря на то, что атомная отрасль имеет помимо гражданской еще и военную составляющую, которые, как признают сами атомщики, разделить довольно сложно, акционирование все же состоится. И, как сказал неделю назад Сергей Кириенко, структурирование концерна «Росэнергоатом» будет проведено по принципу «Газпрома». Только деньги иностранцев пока планируется привлекать под гарантии поставок электроэнергии. В частности, такие переговоры уже ведутся с финско-шведским консорциумом потребителей. Среди российских компаний объектом переговоров стали металлургические компании.
В отличие от атомщиков в РАО «ЕЭС» свободы больше. Руководители холдинга после разделения отрасли на 14 территориальных генерирующих компаний, 6 оптовых генерирующих компаний и одну «ГидроОГК» намерены привлекать иностранных и российских инвесторов, в том числе и через первичное размещение акций на российских и зарубежных биржах. Первые претенденты на IPO – ОГК-3 и ОГК-5.
Инвестиционные риски
Общие же потребности в новых мощностях для покрытия дефицита в РАО «ЕЭС» оценивают до 2009 года на уровне 1,5–3 ГВт на сумму 3 млрд. долл. Но у экспертов вызывает сомнение, что суммы, которые будут выделены на строительство государством или привлечены от инвесторов, будут рационально потрачены. Даже по мировым меркам возведение электростанций в России обходилось очень дорого.
Но даже если предположить, что деньги будут потрачены должным образом, при нынешнем тарифе эти инвестиции вряд ли окупятся. Поэтому прежде, чем привлекать частные деньги в новое строительство, инвесторы должны иметь гарантии, что цены за электроэнергию будут давать доход на вложенный капитал. Соответственно тарифы в ближайшие несколько лет будут повышены. Во всяком случае, в отношении населения это будет сделано наверняка. Сейчас в России промышленность платит за электроэнергию больше рядовых граждан. Хотя во всем мире экономически обоснованная формула – прямо противоположная. Цена нынешнего перекрестного субсидирования, по расчетам РАО «ЕЭС», составляет 60 млрд. руб. Совсем недавно менеджмент холдинга в очередной раз выступил с инициативой компенсировать эти потери сбытовым компаниям из бюджета. «О возможности переложить эту разницу в тарифах с промышленности на бюджет говорилось в числе других вопросов на заседании правительства 8 декабря – когда докладывалось о реформе электроэнергетики. Эта идея отторжения не вызвала, и сейчас идут согласования в министерствах», – пояснила «НГ» заместитель директора по связям со СМИ РАО «ЕЭС» Татьяна Миляева.
Но есть все предпосылки к тому, что дотации населения из бюджета на эти нужды могут возрасти. Конечно, это противоречит официальным заявлениям руководства РАО о том, что с введением свободного рынка электроэнергии цены в отрасли пойдут вниз. Но есть фундаментальные причины, по которым цены пойдут не вниз, а вверх. И дело здесь не только в возврате вложенных в ОГК, ТГК и «ГидроОГК» инвестиций с прибылью. Россия на переговорах с ЕС о вступлении в ВТО взяла на себя обязательство по повышению внутрироссийских цен на газ до до 59–64 долл. за 1000 куб. м к 2010 году. Очевидно, это только повысит стоимость электроэнергии, которая производится на тепловых ТЭЦ, потребляющих газ. Поэтому наказ Владимира Путина, который он сделал 10 февраля о том, что «любые изменения в расчетах за электроэнергию не должны привести к перекладыванию нагрузки на плечи населения», скорее всего выполнен не будет. По оценке экспертов, стоимость электроэнергии, если ее не субсидировать, должна вырасти для населения в 2 раза. Поэтому, не вкладывая деньги в электроэнергетику, дефицит энергии и социальный протест в период выборов или сразу после них почти гарантированы. И повышая тарифы – социальный протест гарантирован тоже. Примеры с прошедшими демонстрациями по поводу повышения тарифов на услуги ЖКХ не оставляют в этом никаких сомнений.
Тарифы для инвесторов
С другой стороны, для инвесторов повышение тарифов населению выгодно, и не только по причине возврата вложенного капитала. Сейчас есть лишь несколько российских игроков, претендующих на электроэнергетические активы. Прежде всего это госструктуры, «Газпром», СУЭК, Access/Renova, «Интеррос», «РУСАЛ», «Евразхолдинг», «ЛУКОЙЛ» и некоторые другие компании. Для одних электроэнергетика – это возможность сбыта своей продукции, например, топлива. Для других – возможность снижения себестоимости производимой продукции за счет более низкого энерготарифа. Но сложность такой инвестиционной политики заключается в том, что сфера деятельности ОГК и ТГК не совпадает по территории с предприятиями инвесторов. Оптовые генерирующие и территориальные генерирующие компании трансрегиональны. Поэтому тарифная политика инвесторов будет влиять не только на их промышленные предприятия, но и на стоимость продукции других предприятий в различных регионах. И при снижении цены электроэнергии для одного предприятия придется компенсировать это за счет других. Частная же компания не обязана унифицировать тарифы для всех потребителей, если они находятся в конкурентном диапазоне. «Им же никто не запрещает – одной ОГК, которая действует в 7 регионах, установить, скажем, в Свердловской области, где «СУАЛ» построит новый завод, именно для завода «СУАЛ» тариф низкий, а во всех других регионах установить его конкурентно высоким по максимуму», – считает Денис Матафонов. Причем так могут действовать как российские, так и иностранные компании. В результате в регионах себестоимость продукции, а косвенно и состояние региональных бюджетов будет зависеть от энергетической политики нескольких российских или иностранных компаний. Особенно странно это выглядит в стране, которая претендует на один из самостоятельных центров мирового развития и где себестоимость продукции и положение бюджетов различного уровня будет в определенной части зависеть от иностранных инвесторов.
Нынешняя неделя – последний срок, когда все предложения по предотвращению энергокризиса должны быть представлены на рассмотрение президента. Во всяком случае, такое распоряжение Владимир Путин дал членам правительства 10 февраля.