Высшая власть государства в последнее время все чаще говорит о том, что мы все ответственны за то состояние, в котором находится общество. Первым к традициям Федора Достоевского вернулся президент на пресс-конференции 31 января в ответе на вопрос о трагическом происшествии в Челябинском танковом училище. Вторым мысль классика повторил заместитель председателя правительства, министр обороны Сергей Иванов в Госдуме 15 февраля.
В частности, мировое сообщество ценит и помнит русского писателя по этой его великой концепции. Как дедовщина начинается еще в детском саду (по словам министра Иванова), так и привычка отмахиваться от собственной ответственности за сохранение духовного потенциала страны начинается с прилавка магазина и пресловутой рекламы зонтичных брэндов, когда продвигаются костюмы, конфеты, вода, а на самом деле водка. Несовершенство законов не снимает вины с тех, кто этим несовершенством пользуется, потому что деньги, как известно, вовсе не всё.
Случилось и процветает: зачем читать Достоевского, Пушкина, Толстого, их имена можно выучить по водочной марке. Высокий рейтинг президента, значимость законодательной власти можно подчеркнуть соответствующей водкой. Закон о товарных знаках не решает проблем, вызванных использованием торговых наименований, которые ассоциируются с государственной властью и фамилиями известных деятелей культуры и государства. Между тем методы конкуренции, которые в этом случае выбирают предприниматели, так или иначе затрагивают нравственный климат в обществе.
Имидж страны аккумулирует в себе различные культурно-исторические значения и зависит от мелочей.
Политический такт в действиях предпринимателей должен всегда присутствовать, если их бизнес впрямую эксплуатирует государственную символику и культурные ценности. Иначе создается впечатление, что они приватизируют и то, что в духовном смысле является народным достоянием. Театр имени Пушкина или, например, Путина – допустим. Водка же с такими наименованиями частично походит на карикатуры, вызвавшие религиозный скандал. Потому что такое использование имен, значимых для создания позитивного образа России, походит на распущенность и создает ощущение вседозволенности.
На первый взгляд, создателей подобных водочных марок обвинять не в чем, свобода предпринимательства гарантирована Конституцией. Аннулирование прав по закону о товарных знаках для этих случаев пока не применялось в связи с отсутствием исков. Президент этого не делает, потомки Пушкина, Чайковского, Льва Толстого, Достоевского тоже. Хлопотное дело и затратное. Но скандал постепенно зреет. В середине февраля проблему констатировали представители законодательной и исполнительной власти. Зампред комитета по экономической политике Владимир Мединский и глава Федерального агентства по защите интеллектуальной собственности Борис Симонов независимо друг от друга выступили в унисон: нужно принимать меры.
Проблема использования в товарных знаках государственной символики и фамилий, ассоциирующихся с деятелями культуры и политики, находится на стыке права и этики. Предприниматели этической составляющей не чувствуют. Предположим, они, наоборот, без каких-либо санкций со стороны государства, таким образом, пропагандируют патриотизм. Они просто возвращают долги, а мы ничего не понимаем. Это нарождающаяся социальная ответственность бизнеса за долг перед обществом за приватизацию 90-х, а мы снова ничего не понимаем. Двадцатилетние студенты, пьющие водку «Путинка» на остановке в одной из райских подмосковных деревень (сам видел), – это круто патриотично, а мы не понимаем.
Всплески статей в зарубежных СМИ на тему о русской революционности, для подпитки которой используется пропаганда идей через водку с характерными названиями, – не критика, а черный пиар.
Но на самом деле – это критика, потому что здесь мы что-то можем исправить. У нас есть законы и великая культура, которые не позволят замахиваться на авторитет нации бесконечно. Тем более если вооружиться калькулятором, то, как сообщает газета «Московская правда» (от 06.03.06), несложно подсчитать, что прибыль от продажи водки «Путинка» невелика и составляет приблизительно 15 млн. долл. в год, а от водки «Парламент» – и того меньше, около 7 млн. долл., это не сумма за эксплуатацию авторитета власти и нации, но тонут не в море, а в луже.