В наше время происходит кардинальная переоценка роли и места здравоохранения в поддержании глобализационных процессов, обеспечении геополитической стабильности и роста мировой экономики. Достижение высокого уровня здоровья является не следствием, а неотъемлемой составляющей, первопричиной устойчивого развития.
В том, как мировое сообщество собирается совладать с вызовами здоровью человека, прослеживаются две отчетливые тенденции. Во-первых, очевидно, что в мире, который становится все более тесным, ни одна страна не может решать вопросы здравоохранения в одиночку. Успех в этом деле требует консолидации усилий всех партнеров в области международного здравоохранения, всеобщего охвата населения планеты квалифицированной медицинской помощью. Во-вторых, повышение эффективности систем охраны здоровья требует комплексного межсекторального взаимодействия с подключением науки, деловых кругов, смежных социальных отраслей.
«Большая восьмерка» имеет богатую историю противодействия опасным инфекционным заболеваниям. Именно в решениях лидеров восьми ведущих демократических государств обрели свои очертания такие мощные механизмы, как Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, Глобальный центр по разработке вакцины против ВИЧ, приданы дополнительные импульсы программам против полиомиелита, который вслед за оспой может исчезнуть с лица планеты в самое ближайшее время, туберкулеза, кори и др.
На саммите «восьмерки» в 2005 году в Глениглсе (Великобритания) была заявлена амбициозная, но достижимая цель – обеспечение лечением всех больных СПИДом к 2010 году. Там же, в Глениглсе, президент Владимир Путин назвал в числе российских приоритетов в период первого председательства нашей страны в «большой восьмерке» борьбу с инфекционными заболеваниями.
Инфекционные заболевания остаются серьезной угрозой устойчивому развитию, являясь причиной трети смертей в мире. Ситуация усугубляется неравномерным доступом стран к достижениям научно-технического прогресса в медицине, неспособностью государств с низким уровнем дохода поддерживать эффективные системы здравоохранения, отсутствием единых методов оценки и обработки эпидемиологической информации.
Для увеличения сопротивляемости угрозам здоровью человека Россия предлагает инициативу по укреплению глобальных механизмов раннего обнаружения и немедленному реагированию на кризисные проявления инфекционных болезней.
Наличие надежного мониторингового инструмента эпидемиологического надзора позволит более эффективно использовать имеющиеся экспертные, материально-технические и финансовые ресурсы для снижения вреда и предотвращения нежелательных последствий инфекционных заболеваний. Россия усматривает насущную необходимость в укреплении функционирующей под эгидой Всемирной организации здравоохранения Глобальной информационной сети быстрого реагирования на инфекционные болезни.
В этом контексте важно обеспечить скорейшее вступление в силу Международных медико-санитарных норм и правил, существенно обновленных в 2005 году с поправкой на сегодняшние реалии глобализированного мира. Полагаем, что важным шагом вперед стало бы подключение к мониторингу опасных инфекций новых сотрудничающих лабораторий и справочных лабораторных служб. И здесь наша страна, обладающая уникальным опытом и потенциалом по подавлению инфекционных заболеваний, готова оказать ВОЗ весомую поддержку. В числе других актуальных практических задач мы видим стандартизацию сбора и анализа эпидемиологических данных, упрощение взаимообмена информацией и биологическими материалами, совершенствование способов профилактических вмешательств.
Мировое сообщество вновь стоит перед угрозой возникновения масштабной пандемии гриппа, иммунитет к которому у человека отсутствует. По оценкам генерального директора ВОЗ Чон-вук Ли, мир сегодня как никогда за последние сорок лет близок к пандемии этой болезни.
Тем не менее, как правильно подмечает ВОЗ, наступающая пандемия гриппа может стать первой в истории человечества, к которой мы имеем все возможности подготовиться заранее. Уже запущены реальные противогриппозные механизмы, такие, как Международная инициатива по борьбе с гриппом птиц и пандемическим гриппом, аналогичная в рамках АТЭС. Этапным событием стала состоявшаяся в январе 2006 года в Пекине Конференция по объявлению взносов на борьбу с гриппом птиц и пандемическим гриппом, позволившая создать прочную финансовую основу для борьбы с этой угрозой. Объявленные на ней совокупные донорские взносы превысили 1,9 млрд. долл., что значительно превосходит предварительные оценки необходимых ресурсов на эти цели со стороны ведущих международных организаций.
Россия придает особое значение обеспечению медицинским обслуживанием и противовирусными препаратами всех нуждающихся на случай возникновения пандемии. В России считают важным наращивать усилия «восьмерки» по содействию разработке и производству, а также созданию международного запаса средств иммунопрофилактики и лечения гриппа.
В условиях неуклонно нарастающей частоты и разрушительной силы стихийных бедствий пришло время сформулировать руководящие принципы и определить инструментарий предотвращения эпидемиологических последствий катастроф. Россия предлагает обратиться с призывом к мировому сообществу разработать под эгидой ВОЗ единые принципы предоставления, управления, организации и финансирования противоэпидемической работы в подвергшихся природным катаклизмам районах. Убеждены, что повышению эффективности такой работы будет способствовать создание в рамках ВОЗ мобильных мультифункциональных бригад противоэпидемического профиля, совершенствование методов прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Слабый прогресс в разработке эффективных и недорогостоящих лекарств против особо опасных болезней, таких, как СПИД, необходимость оперативного поиска противовирусных средств против вновь возникающих или приобретающих резистентность болезней, помноженные на колоссальные диспропорции в фармацевтическом потенциале развитых и развивающихся стран, диктуют необходимость интенсификации научного обмена в области возбудителей инфекционных заболеваний.
Россия в период своего председательства в «большой восьмерке» намерена предложить разработать комплекс мер, которые бы активизировали международное сотрудничество в научной сфере, включая взаимообмен результатами научных исследований, совместную разработку средств диагностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний. Это позволило бы сократить стадию исследовательских работ, оптимизировать расходы на науку и, главное, предоставить развивающимся странам возможность подключения к научно-техническому прогрессу.