Международная организация труда (МОТ) – в своем роде долгожительница. Она была основана при Лиге Наций (предшественнице ООН) вскоре после Первой мировой войны, в апреле 1919 г., на мирной конференции, проходившей вначале в Париже, а затем в Версале. Ее устав стал частью Версальского мирного договора.
Устав МОТ исходит из двух принципов – универсальности и трехстороннего представительства. Первый принцип означает возможность вступления в МОТ для всех государств, берущих на себя обязательства, предусмотренные уставом. Второй принцип – принцип трехстороннего представительства (трипартизма) – пронизывает все структуры МОТ и заключается в том, что каждое государство в организации представляют два делегата от правительства и по одному делегату от трудящихся и предпринимателей.
Согласно уставу целью МОТ является достижение всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости.
Революционная Россия практического участия в создании МОТ не принимала, но влияние нашей страны тогда реально осознавалось. Прогрессивные буржуазные деятели понимали необходимость реформ, улучшающих положение трудящихся. В противном случае правящий класс, как это произошло в России, в одночасье мог потерять все.
Советский Союз вступил в МОТ в 1934 г. и находился в ней по 1940 г. В 1954 г. СССР снова стал ее членом. Российская Федерация свое членство в организации обрела как правопреемница СССР. Белоруссия и Украина наряду с Советским Союзом являлись и остаются членами ООН и МОТ.
За время своего существования МОТ выработала 185 конвенций (договоров). Из них в Российской Федерации сегодня действующими являются 52 конвенции, включая 8 основополагающих, в которых изложены главные принципы и права в сфере труда. Россия как суверенное государство ратифицировала 10 конвенций. Пик ратификаций приходится на 1998 г., когда Государственной Думой было ратифицировано пять конвенций: об инспекции труда; об упразднении принудительного труда; о безопасности и гигиене труда; о регулировании вопросов труда; о трудящихся с семейными обязанностями.
С трансформацией экономической и политической системы России интерес к ней со стороны МОТ значительно возрос. Руководство организации практически, позитивно откликалось на все просьбы российской стороны. В частности, была оказана помощь в разработке положения «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», проекта закона «О занятости населения в РСФСР». МОТ также содействовала разработке первого в России Генерального соглашения между правительством, представителями трудящихся и представителями работодателей на 1992 г. Позднее МОТ приняла участие в разработке и обсуждении Трудового кодекса РФ.
И тем не менее при анализе совместной деятельности России и МОТ создается впечатление, что российская сторона играет роль очень прилежного, чрезмерно усердного, но крайне посредственного ученика, который с горем пополам усваивает программу обучения. На сегодняшний день в нашем обществе не изжиты такие позорные явления, как массовые несвоевременные выплаты заработной платы, высокая смертность населения и низкая продолжительность жизни, не говоря об убогости минимальной зарплаты.
Российская Федерация, согласно Конституции, является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, однако не в полной мере использует для этого как свой собственный огромный потенциал, так и опыт государств, достигших высокого уровня жизни и социальной защиты людей. Пока еще крайне неэффективно в России используются в интересах большинства населения общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, которые по Конституции являются составной частью правовой системы страны и имеют примат над национальным законодательством.
В нашей стране не существует эффективной системы контроля за выполнением ратифицированных конвенций МОТ как со стороны федерального правительства, так и со стороны субъектов Федерации. Отчеты об их выполнении не заслушиваются ни на заседаниях правительства, ни в Государственной Думе, ни в Совете Федерации. Содержание международных договоров России до сих пор остается недоступным для широкой общественности. Их нет в книжных магазинах и в массовых библиотеках.
В своем последнем Послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин сказал, что наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И для такого жесткого определения у президента есть веские основания. В свою очередь у людей возникают естественные вопросы. Почему, например, федеральное правительство не вносит в Государственную Думу законопроекты о ратификации конвенций МОТ: о процедуре установления минимальной зарплаты; об основных целях и нормах социальной политики; о минимальных нормах социального обеспечения; об охране материнства; об оплачиваемых учебных отпусках; о безопасности и гигиене труда в строительстве?
Почему министр сельского хозяйства Алексей Гордеев не ставит вопрос об острой необходимости ратификации конвенции о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве?
Почему Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области, где часто случаются аварии на шахтах и гибнут люди, не добивается ратификации конвенции о безопасности и гигиене труда на шахтах, тем самым оставляя шахтеров без защиты международных правовых норм?
Еще в ноябре 2002 г. в Государственной Думе прошла конференция по теме «Россия и международная организация труда: перспективы взаимовыгодного сотрудничества». В рекомендациях, единодушно принятых конференцией, правительству РФ было предложено активизировать работу по внесению в Государственную Думу на ратификацию конвенций МОТ №№ 42, 102, 117, 131, 140, 144, 154, 157, 158, 166, 168, 173, 174, 175, 178, 181 в соответствии с Генеральным соглашением между российскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством РФ на 2002–2004 гг. Профсоюзам и объединениям работодателей было рекомендовано направить усилия на дальнейшую защиту и всестороннее соблюдение социально-трудовых прав работников в соответствии с международными трудовыми стандартами.
Прошло три года, но ни одна из 16 конвенций, рекомендованных к ратификации, до сих пор не ратифицирована. И протестного голоса профсоюзов по этому поводу что-то не слышно.
Бесспорно, вины МОТ в сложившейся ситуации нет. Она была и остается универсальной и уникальной организацией. Уникальность трехстороннего представительства в МОТ заключается в том, что три ведущие силы государства – правительство, трудящиеся и работодатели – могут иметь отличающиеся друг от друга интересы и устремления, но плодотворность общих усилий для всех трех сторон заключается в умении поиска и нахождения общих интересов. За без малого 87 лет своей деятельности МОТ накопила большой опыт реализации принципа трипартизма, что свидетельствует о его жизненности и продуктивности. И этим надо пользоваться.
Диалогу надо учиться, надо уметь слышать и слушать. Учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества, языке общественной заинтересованности, диалога и демократии.
И поэтому есть все основания предполагать, что сотрудничество между Россией и МОТ должно быть поднято на новый, качественно более высокий уровень. Первым шагом в этом направлении могло бы стать открытие в Москве филиала Туринского центра подготовки кадров, в котором заинтересованы и МОТ, и объединения трудящихся и работодателей, и правительство России.