Население России сокращается – печальный общеизвестный факт: высокая смертность при низкой рождаемости. И хотя рождаемость в 2004 году немного увеличилась, до простого воспроизводства населения далеко. Не то что трех или, в крайнем случае, двух детей, одного-то не каждая семья заводит. А ведь есть люди, и таких немало, которые живут одиноко или, скажем так, вне брака, не только зарегистрированного, но и гражданского. Конечно, одинокие женщины, особенно успешные и материально независимые, рожают детей и не будучи замужем, и в наше время все чаще, но все-таки это нетипичная ситуация.
Зато все более типичной становится картина, когда женщина, состоящая в браке, и притом благополучном браке, хочет, но не может родить. А если и рожает, то со сложностями и порой нездорового ребенка. Здоровье беременных женщин продолжает ухудшаться. Нормальные роды составляют всего 30%, а в ряде регионов – менее 20%. Причин плохого здоровья беременных, впрочем, как и небеременных и вообще всего населения страны, много. Но у женщин есть еще и специфические причины нарушений в организме. Вот как объясняет это академик РАМН, профессор Владимир Серов, заместитель директора Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН.
– Много лет назад женщины, рожавшие четыре-пять раз, не знали таких заболеваний, как атеросклероз, гипертония, диабет второго типа, ожирение, миома, эндометриоз, рак. Природой так задумано, что женщине надо родить не менее четырех раз, а потом кормить малышей грудью. По ряду социальных и экономических причин сейчас средняя российская женщина рожает один раз и пять раз делает аборты, тем самым приближая себя к старости раньше срока. В организме возникают обменные нарушения, которые в конечном счете и приводят к гипертонии, метаболическим нарушениям и другим заболеваниям. Введено даже такое понятие – эколого-репродуктивный диссонанс.
Аборт – большая трагедия для женщины. Любой аборт – это несостоявшаяся беременность, а значит, трагедия. Пусть даже сама женщина не считает аборт трагедией, но ее эндокринная система воспринимает его именно так. После каждой несостоявшейся беременности возникает так называемая эндокринная буря, которая утихает примерно через год, а иногда и позже, говорит профессор Серов. Организм получает колоссальный толчок, приближающий его к старости. И проблемы со здоровьем у большинства российских женщин могли бы начаться значительно позже, например, так называемый раковый возраст наступает примерно лет в 55–60, а у сделавших несколько абортов он сдвигается к 35 годам.
По данным Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, три аборта – грань, после которой женщина не может быть здоровой, даже если она считает, что все прошло бесследно и она здорова. А ведь наша среднестатистическая соотечественница делает за свою жизнь пять абортов.
Аборты на фоне низкой рождаемости стали национальной драмой для России. Из 10 беременностей 7 завершаются абортами и только 3 – родами. Каждый десятый аборт – у женщин до 19 лет, более 2 тысяч абортов производятся ежегодно у подростков до 14 лет. После абортов более чем 70% женщин страдают воспалительными заболеваниями женских половых органов, часто не могут доносить уже желанную беременность, становятся бесплодными. Но и это еще не все. Аборты – одна из ведущих причин смертности во время и сразу после родов.
Так что же – запретить аборты, как этого демагогически требуют некоторые безответственные депутаты Госдумы?
Все это уже было, аборты запрещали. Рождаемость от запретов не повысилась, а вот количество смертей несчастных женщин, вынужденных прерывать беременность невесть какими методами, делать аборты в немыслимых условиях у непрофессионалов, прибегать к услугам темных личностей, было огромным. Один из нынешних богатейших людей России стал сиротой в четыре года именно по этой причине – его мать погибла от криминального аборта.
Даже сейчас, когда аборты не запрещены, немало женщин почему-то производят их не в больнице, причем вовсе не юные и незамужние. И нередко погибают. Согласно исследованию, проведенному специалистами Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, половина женщин, погибших от внебольничного аборта в 1999 году, были в возрасте от 30 до 40 лет и имели до этого беременности, в том числе прерванные.
Это же исследование показало, что 78% умерших от последствий внебольничного аборта женщин были на поздних сроках беременности (более 12 недель). Возможно, женщины затягивают с решением о прерывании беременности и в результате упускают возможность сделать легальный аборт в медицинском учреждении. А риск смерти от операции на поздних сроках гораздо выше, чем в первом триместре беременности.
По данным Минздравсоцразвития, ведущей причиной смерти женщин после аборта, начатого или начавшегося вне лечебного учреждения, является их позднее обращение за медицинской помощью, хотя имеют место и случаи задержки в получении помощи или неправильного лечения уже в медицинском учреждении. Женщины умирают в более чем 80% случаев из-за полученной инфекции.
Менее всего в трагедии аборта виновата женщина. Для нормальной женщины аборт – это не только физическая, но и тяжелая моральная травма. Академик Владимир Серов говорит, что крайне несправедливо было бы возлагать ответственность на хрупкие женские плечи, и приводит такую притчу. К Богу обратились с просьбой наказать дочерей Евы, которые делают аборты, на что он ответил: хорошо, накажу, но только если их вина превысит их беду. Вина российской женщины не превысила ее беду: условия жизни таковы, что многие вынуждены отказываться от желанной беременности в силу объективных причин, а аборты можно ликвидировать только знанием, воспитанием и умением себя вести в интимных ситуациях.
По числу абортов на сто родов Россия в 1995 году в 15 раз превосходила Германию, в 14 – Испанию, в 7 раз – Италию, почти в 4 раза – Чехию, больше чем в 3 раза – Словению. В Голландии на тысячу женщин детородного возраста приходится всего пять–семь абортов, а у нас – семьдесят.
Опыт многих стран показывает, что реальной альтернативой прерыванию беременности служит ее предупреждение, за последние десятилетия в мире произошла настоящая «контрацептивная революция». Но все это не относится к России (см. таблицу). Низкая рождаемость во всех развитых странах, но прибегают там не к абортам, а к предупреждению беременности, к контрацепции.
Казалось бы, чего проще, такое разнообразие противозачаточных средств. Даже с точки зрения Православной церкви контрацепция не запрещается, если не применяются абортивные методы (к которым относится и внутриматочная спираль). Но в России женщины применяют контрацептивы в три с лишним раза реже, чем в других европейских странах. Согласно данным Минздрава России, на конец 2001 года 15,6% всех женщин репродуктивного возраста пользовались внутриматочными средствами, имеющими «абортивный» механизм действия, и 7,8% – гормональными противозачаточными таблетками, предотвращающими оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом.
Огромное число женщин в нашей стране безответственно относятся к своему здоровью. Например, из почти 1000 замужних женщин, не использующих никаких средств предохранения от беременности, 12% объяснили этот факт тем, что «не думали об этом». Среди женщин, пришедших в медицинское учреждение для производства аборта, треть не смогла сформулировать, почему они не применяли контрацепцию («не знаю») и 14% «забыли» вовремя применить ее. При этом около 40% этих женщин делали аборт повторно в течение одного года.
По данным исследования «Репродуктивное здоровье российских женщин-1999», лишь 0,4% опрошенных указали на предпочтение аборта как причину того, что они не прибегали к предохранительным средствам. Примечательно, что никто из числа не применяющих контрацепцию не сослался на религиозные убеждения.
По данным опроса в рамках проекта «Мать и дитя», 70% женщин, пришедших прервать нежелательную беременность, пользовались, по их словам, методами контрацепции, в том числе 12% пользовались эффективными методами – гормональными таблетками и внутриматочной спиралью и 51% – барьерными методами и, скорее всего, пользовались неправильно. На первом месте по частоте использования стоят внутриматочные спирали (30-40%). На втором месте по распространенности – традиционные методы (в основном календарный метод и прерванный половой акт) и на третьем – презерватив. Противозачаточные таблетки принимает примерно десятая часть женщин, использующих контрацепцию, в отличие от многих развитых стран, где гормональная контрацепция преобладает (в Нидерландах, Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Дании, Швеции и ряде других). По расчетам экспертов, основанным на данных исследования «Репродуктивное здоровье женщин России», если бы доля женщин, прибегающих к контрацепции, увеличилась на 2% по сравнению с сегодняшним уровнем, при прочих равных условиях частота абортов снизилась бы на 9 на тысячу наших соотечественниц репродуктивного возраста. Еще более эффективным могло бы стать изменение структуры применяемых методов предупреждения беременности. Согласно расчетам, если бы половина тех, кто пользуется традиционными методами предохранения, стали бы применять современные методы, число абортов снизилось бы на 15 на тысячу женщин репродуктивного возраста, а если бы это сделали все, то на 30.
Как ни странно, в наш век массовых коммуникаций, когда в самом глухом медвежьем углу в каждом доме есть радио и телевидение, далеко не все женщины знают о современных методах предупреждения беременности. Вот о том, как прервать ее, об аборте, знают все, в том числе и девочки в возрасте до 14 лет. Фракцией «Единство» в Государственной Думе на круглом столе обсуждалась социальная программа «Новое поколение против абортов». Справедливости ради надо сказать, что против абортов не только новое, но и все предыдущие поколения женщин. Просто других средств не рожать раньше не было. Правда, и такого количества девочек, перед которыми стоит эта взрослая проблема, тоже не было. Только в Москве за 2000 год сделали аборт 1269 девочек. Среди них были дети из вполне обеспеченных семей, которые могли позволить себе любые контрацептивы, но просто ничего не знали об этом.
И тут снова встает вопрос о половом воспитании. Конечно, лучше всего, чтобы школьники не вели половую жизнь, но в этом отношении, увы, мы не отстаем от Европы. Там подростки тоже вступают в сексуальные отношения, но в отличие от своих российских сверстников умеют не доводить дело до аборта. Программа полового воспитания потерпела у нас неудачу, может быть, потому, что была составлена неправильно, проводилась бестактно, занимались этим люди недостаточно квалифицированные. В Швеции, например, первый урок полового воспитания дети получают на уроке религии.
Как бы то ни было и какие бы речи ни произносились по поводу патриотичности больших семей, а насильно рожать заставить невозможно. Если женщина не хочет или обстоятельства не позволяют рожать ребенка, она рожать не будет. И самое безболезненное в такой ситуации, с любой точки зрения, – предотвратить беременность.
Сравнительные данные об использовании контрацепции и числе абортов в ряде европейских стран
Страна |
Использование различных методов контрацепции в % (1997 г.) |
Число абортов на 1000 женщин детородного возраста |
---|---|---|
Дания |
78 |
18,2 |
Финляндия |
77 |
7,8 |
Великобритания |
72 |
14,8 |
Швеция |
71 |
18,8 |
Франция |
75 |
13,4 |
Нидерланды |
74 |
5,3 |
Россия |
23,6 (2000 г.) |
55,1 (2000 г.) |