– Говорят, минувший год в Банке Москвы был объявлен стратегическим «годом розницы». Какие результаты работы вы можете особо отметить?
– В прошлом году Банк Москвы демонстрировал опережающие темпы роста основных показателей розничного бизнеса как по банковской системе в целом, так и в группе основных конкурентов. Количество клиентов – физических лиц увеличилось на 35%, составив более 5,6 миллиона человек (по этому показателю банк занимает второе место среди финансово-кредитных учреждений России). Почти втрое за прошлый год вырос и объем розничного кредитного портфеля банка: 13,7 миллиарда рублей. Объем привлеченных средств физических лиц увеличился на 47% и составил 67,1 миллиарда рублей.
Сегодня Банк Москвы представлен практически во всех экономически значимых регионах России. А чтобы максимально качественно обслуживать своих клиентов, мы постоянно наращиваем количество точек предоставления услуг. Накануне Нового года в Москве и регионах функционировали 224 кредитных офиса банка, 257 точек обслуживания в торговых сетях и 18 автоматизированных зон самообслуживания.
– Все 43 региональных филиала Банка Москвы активно работают с розничными клиентами. А какой «набор продуктов» они им предлагают?
– Спектр банковских продуктов, представленных Банком Москвы, одинаков и в столичном регионе, и в Калининграде, и на Сахалине. В нашем арсенале есть ипотечные кредиты, автокредитование, срочные вклады, ПИФы, сейфовые ячейки и так далее. Филиалы обладают полномочиями по принятию решений на местах, в том числе по кредитованию физических лиц. Активно развивается инфраструктура по обслуживанию банковских карт: сеть банкоматов, депозиторов и предприятий, привлеченных на эквайринг. Общее количество пластиковых карт, эмитированных Банком Москвы, уже превысило 5,2 миллиона (по этому показателю банк занимает второе место среди российских банков). Количество банкоматов за год выросло на треть и составило 858.
– Автокредитование, судя по оценкам экспертов, в прошлом году оставалось наиболее интересным банковским предложением для заемщиков – физических лиц. Какие «изюминки» существуют в портфеле предложений Банка Москвы, как ваши автопрограммы воспринимали клиенты и какие продукты оказались наиболее востребованными?
– Наиболее востребованным продуктом в рамках программы автокредитования является программа «Кредит на все 100». Данная схема позволяет клиентам рассчитывать на получение кредита на покупку новой иномарки без первоначального взноса. Программа активно развивается как в Москве, так и в нашей региональной сети. В регионах также продвигается совместная программа с компанией «Форд», в рамках которой автопроизводитель субсидирует разницу между объявляемыми процентными ставками в виде скидки на автомобиль. В конце прошлого года банк запустил программу «Экспресс-автокредит», что позволило заметно увеличить продажи в автосалонах-партнерах. А уже в середине февраля планируем выйти на рынок с новыми условиями по программе, что сделает продукт еще более востребованным и интересным для потенциального заемщика.
Портфель банка по автокредитованию к 1 января 2006 года составил более 4,6 миллиарда рублей (увеличился за прошлый год в два раза). А если внимательно анализировать статистику, то сразу заметно: для регионов предлагаемые нами условия по этому продукту выглядят очень привлекательно – львиная доля выданных автокредитов относится именно к филиалам Банка Москвы.
– В сентябре банк широко презентовал во всех регионах своего присутствия собственную ипотечную программу. Как она себя проявила? Можно ли констатировать, что у российского среднего класса появилось доверие и интерес к ипотеке?
– Действительно, ипотечная программа Банка Москвы характеризуется конкурентоспособной процентной ставкой на рынке и невысокой суммой первоначального взноса для покупки квартиры в кредит. Кроме того, особенно можно подчеркнуть гибкий подход банка к подтверждению доходов и отсутствие моратория на досрочное погашение кредита. Сразу после запуска ипотечной программы она стала набирать обороты. И сегодня можно с уверенностью утверждать, что многие представители среднего класса стали доверять ипотеке и пользоваться данным видом кредитования. В особенности это касается тех граждан, которые арендуют квартиру. Человеку, имеющему стабильный доход, бывает выгодней купить квартиру с помощью ипотечного кредита Банка Москвы, так как выплаты по кредиту либо равны, либо меньше ежемесячных платежей за аренду квартиры. Уже сейчас определился ряд регионов присутствия банка, в которых наша ипотечная программа развивается очень качественно, это Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск, Кемерово, Санкт-Петербург, Ставрополь, Вологда, а также Республика Бурятия.
– Банк Москвы, как мы понимаем, настроен на долгосрочное сотрудничество с добросовестными заемщиками. Будете ли вы вводить особые «бонусные» программы их поощрения?
– В целях поощрения добросовестных клиентов Банк Москвы планирует реализовать так называемую «Программу лояльности клиентов». В ее рамках клиенты с положительной кредитной историей будут иметь возможность кредитоваться по пониженным процентным ставкам (на 1–2 пункта ниже стандартных). Банк Москвы в этом году будет активно продолжать рассылку кредитных карт в подарок клиентам, активно пользующимся нашими услугами, – такая акция начала действовать в июне прошлого года. Также в этом году банк планирует расширить сеть торгово-сервисных предприятий, предоставляющих скидки по нашим кредитным картам, и увеличить число кобрендинговых проектов.
– Как вы можете охарактеризовать основные направления развития розничного бизнеса вашего банка в 2006 году? Каких показателей намерены добиться?
– Основным стратегическим направлением в 2006 году является обеспечение укрепления позиций банка на розничных сегментах рынка. Ставится задача увеличить и закрепить долю занимаемого рынка, а именно: сохранить третье место по объемам привлечения средств физических лиц, второе место по объему выпуска пластиковых карт, войти в группу лидеров на рынке кредитования физических лиц среди российских банков при обеспечении высокого качества предоставляемых услуг. Одним из основных условий достижения высоких плановых показателей является увеличение сети продаж. К концу наступившего года банк должен иметь более 200 точек продаж в регионах и не менее 100 точек продаж в Москве и Московской области. Это позволит обеспечить выполнение плановых заданий по развитию бизнеса.