Реальные денежные доходы населения России по итогам 2005 года выросли на 8,3% по сравнению с предыдущим годом. Об этом в минувший вторник сообщил на пресс-конференции глава Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат) Владимир Соколин. Уровень бедности в стране по итогам прошлого года составил примерно 15%. По данным Всероссийского центра уровня жизни, по сравнению с 2004 годом этот показатель снизился примерно на 3%. Формально это означает, что в России происходит планомерное снижение числа бедных, а задача, поставленная президентом в марте 2004 года, – сокращение за два года в два раза уровня бедности – выполняется. Первый год отсчета прошел. И судя по статистике – небезуспешно. Однако так кажется только на первый взгляд.
Реальные показатели портят картину успеха
Эксперты, углубленно занимающиеся проблемой бедности в России, предостерегают от попытки сделать выводы, опираясь исключительно на формальные показатели. «Сокращение бедности в 3% в целом по России вовсе не означает, что этот процесс равномерно прошел по всей стране. Надо понимать, что в региональном разрезе бедность у нас серьезно различается. Ее уровень в таких слабо развитых регионах, как Бурятский Усть-Ордынский автономный округ, Республика Ингушетия и Коми-Пермяцкий округ, в 2005 году достигал 60–80%, в то время как в благополучных, прежде всего нефте- и газодобывающих регионах – Тюменская группа, Москва и Питер, – он равнялся 15–17%», сказал «НГ» директор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков. Огромную роль играет и проблема дифференциации доходов. «Разница в доходах между наиболее бедными и наиболее богатыми с 2000 года увеличилась. По итогам 2004 года она составляла 14,8 раз. Во столько средние доходы богатых превышают средние доходы бедных. По 2005 году уровень дифференциации примерно такой же», – заявил «НГ» начальник департамента стратегического анализа «ФБК» Игорь Николаев.
Многое зависит и от того, как измеряется бедность. В России все ее подсчеты привязаны к прожиточному минимуму. Эксперты постоянно спорят о том, насколько корректна эта привязка, однако даже если брать ее за основу, к 2007 году у правительства могут не сойтись концы с концами. Как сообщил «НГ» источник в Министерстве здравоохранения и социальной защиты РФ, в настоящее время обсуждается закон, который усовершенствует методологию, определяющую черту, ниже которой человек будет считаться бедным. Черта будет выше – и соответственно бедных будет больше, то есть статистически показатель будет выглядеть хуже. «Это некий компромисс. Мы увеличиваем насыщение и повышаем число бедных», – рассказал «НГ» собеседник из Минздрава. При этом он согласился с тем, что государству было бы невыгодно улучшать методологию – ведь показатели ухудшатся, – однако выразил надежду на то, что власти пойдут на компромисс с социальными сторонами.
Если же компромисса не будет, формально президентская задача к 2007 году будет решена. «В плане действий правительства предусмотрены два варианта прогноза по сокращению числа бедных – инерционный и активный. К 2007 году власти надеются свести долю населения с доходами ниже прожиточного минимума к 9–11%. Если смотреть на бедность исключительно в этом разрезе, то проблема будет решена. Однако мы считаем, что нельзя руководствоваться всего одним административным показателем. Президент ведь не поставил задачу снизить вдвое население с доходами ниже прожиточного минимума, он поставил задачу сократить бедность», – говорит «НГ» Вячеслав Бобков.
За широкие понятия никто не отвечает
Что же касается реального снижения числа бедных, то эта задача в течение двух лет вряд ли реализуется. Проблема в том, что для ее решения даже не создана специальная программа, которая бы скоординировала действия различных ведомств. «Бедность – это очень широкое понятие, поэтому ни один конкретный департамент или чиновник не может отвечать за выполнение путинского поручения, – сказали «НГ» в Минздраве. – Прогнозированием бедности и ее анализом занимается МЭРТ. Подсчеты ведет Росстат. Зарплатами бюджетников занимается Департамент трудовых отношений Минздрава, соцзащитой – Департамент развития соцзащиты и так далее. У нас нет национальной программы по бедности – ни федеральной ни какой-либо еще, где бы было написано: столько-то миллиардов выделяется на сокращение бедности. Есть отдельные мероприятия, которые направлены на повышение доходов населения».
Между тем рост доходов – отнюдь не решающий рецепт для преодоления бедности. Необходимо рассматривать все ресурсы, которыми располагает население. На первый план постепенно начинает выходить проблема жилищной бедности. Оценки Всероссийского центра уровня жизни показывают, что, если ввести показатель жилищной обеспеченности, в стране появится еще один слой бедных, который имеет доходы выше прожиточного минимума, но не преодолел жилищную бедность. «Люди вынуждены откладывать свои средства на приобретение жилья, соответственно получается, что остаток их доходов – ниже пресловутого прожиточного минимума», – говорит директор центра. Столь же важны, по его мнению, и проблемы развития здравоохранения, образования и сельского хозяйства, ведь сельская бедность сегодня в среднем два раза выше, чем городская.
Социальные проекты отдельно, бедность – отдельно
Именно здесь возникает вопрос, каким образом взаимосвязаны национальные проекты и задача сокращения бедности. Как сказали «НГ» в Минздраве, «привязки к национальным проектам никакой нет, ни здравоохранение, ни жилье, ни образование, ни сельское хозяйство напрямую проблему бедности не решают». Начальник департамента стратегического анализа «ФБК» Игорь Николаев согласен с тем, что нацпроекты подходят к решению проблемы бедности очень избирательно. «В результате того что врачам общей практики решили повысить зарплату на 10 тысяч рублей, а медсестрам – на 5 тысяч, из медиков выделилась небольшая категория людей, которым резко повышается заработная плата, а остальные начали воспринимать себя бедными, так как их доходы не растут. Субъективная же оценка бедности очень важна», – сказал он «НГ».
Эксперты задаются вопросом, не забыло ли правительство в связи с новыми социальными проектами о задаче снижения уровня бедности и не произошла ли здесь подмена. По мнению Вячеслава Бобкова, до 2007 года еще есть время, которое надо бы потратить на то, чтобы очертить место проблемы бедности в системе национальных проектов: «Важно, чтобы задача, поставленная президентом, не превратилась в политический лозунг, который останется решенным только по одному формальному показателю. Нужна программа, а ее нет».
Численность и доля бедных россиян в соответствии с разными методиками измерения (по итогам 2004 года)
Метод измерения уровня бедности | Количество бедных | |
---|---|---|
млн. чел | % населения | |
Росстат (доля населения с доходами ниже официально установленной величины прожиточного минимума) | 25,5 | 17,8 |
Европейский подход (доля населения с доходами ниже 60% медианного дохода по стране) | 35,8 | 25 |
Европейский подход (доля населения с доходами ниже 50% среднедушевого фактического дохода) | 41,6 | 29 |
Американский подход (граница бедности определяется путем 3-кратного увеличения стоимости минимальной продовольственной корзины) | 41,3 | 28,8 |
Методика, рекомендованная Всемирным банком | 28,5 | 19,6 |
Субъективный подход | 61,2 | 42,2 |
Уровень бедности в России за последние 5 лет
Год | % от всего населения |
---|---|
2001 | 27,3 |
2002 | 24,2 |
2003 | 20,3 |
2004 | 17,8 |
2005 | 15* |
Источник: Росстат