Китайский капитал предпочитает поглощать иностранные компании полностью.
Фото Reuters
Как стало известно вчера, главной темой открывающегося в среду в Давосе Всемирного экономического форума (WEF) будет экономическая экспансия Китая и Индии. Об этом сообщил представитель WEF Джонатан Шмидт. Влияние КНР на мировую экономику уже давно начало волновать экспертное сообщество. И волнение это отнюдь не безосновательно. О степени интеграции Китая на мировые рынки свидетельствуют хотя бы последние статистические данные, опубликованные по истечении 2005 года министерством торговли КНР. Согласно им, объем прямых инвестиций китайских компаний за рубежом только в 2005 году вырос на 26% – до 6,9 млрд. долларов. Годом ранее инвестиции в зарубежные активы росли гораздо быстрее – на 93% и в целом составили 5,5 млрд. В свою очередь, число предприятий с участием китайского капитала за пределами КНР на данный момент перевалило за 10 тысяч. 54,7% китайских капиталовложений, по данным министерства, ушли на полное приобретение компаний со 100-процентным участием в капитале. И почти 90% от всего объема инвестиций было вложено в наиболее перспективные отрасли – телекоммуникации, автомобилестроение и освоение природных ресурсов.
В последние годы мировая экономика все сильнее ощущает на себе активизировавшееся присутствие Китая на ключевых рынках. По своим темпам роста страна неожиданно стала мировым лидером. ВВП КНР к концу 2005 года подскочил на 16,8%, что, в частности, стало возможным благодаря тому, что статистическое ведомство Китая пересчитало темпы роста страны, впервые включив в общую структуру своей экономики сферу услуг, в которую в том числе входит и банковский сектор. Этот факт автоматически перемещает КНР на более высокий пьедестал – четвертое место в мире после США, Японии и Германии. «Рост экономики Китая способствовал усилению экономической интеграции в Восточной Азии и повысил уровень интеграции региона в мировую экономику», констатировал Всемирный банк в своем последнем отчете.
Нефть в обмен на ширпотреб
По данным официальной китайской статистики, в течение 2005 года объемы торговли между странами – членами Ассоциации Юго-Восточной Азии (АСЕАН) увеличились на 23% (по сравнению с 2004 годом), достигнув 130,4 млрд. долл. Китайско-российский товарооборот за истекший год вырос на 37,1%. Правда, в китайском товарном экспорте в Россию по-прежнему доминируют текстильные товары, что ставит в невыгодное положение российскую легкую промышленность. В экономическом плане КНР в первую очередь воспринимает Россию как крупного поставщика энергоресурсов и одновременно рынок сбыта для китайского ширпотреба. Инвестиции Китая в нашу страну в 2005 году достигли 368 млн. долл., превысив более чем в два раза аналогичный показатель 2004 года. Всего же в Россию на сегодняшний день Китаем вложено 1,05 млрд. долл. «Инвестициям присущ эффект постзастойного периода. Для проведения активной финансовой политики необходим как минимум двухлетний период, только тогда появляется возможность влиять на обстановку в макроэкономике», – сказал во время весеннего визита в Москву профессор, начальник научно-исследовательского отдела Центра исследований проблем развития при Государственном совете КНР Ниннин Дин. И это влияние уже существенно.
Разрушить границы любыми способами
Согласно энергетической концепции Китая, его руководители намереваются строить энергетически самодостаточное общество. С этой целью китайцы в последнее время все активнее подбираются к участию в разработках полезных ископаемых как на своей, так и на чужих территориях. КНР хочет создать энергетическую кооперацию с соседними странами, в том числе и с Россией. Сейчас китайские законотворцы готовят соответствующий законопроект.
Национальная концепция развития страны состоит в том, чтобы «любыми способами расширять границы китайской республики». Именно так ее интерпретировал один из китайских чиновников в диалоге с корреспондентом «НГ» летом 2005 года, когда делегация КНР приезжала в Москву на российско-китайский форум, организованный «ОПОРОЙ России». И действительно, если посмотреть на энергетические взаимосвязи Китая с другими странами, в числе партнеров будет отнюдь не только Россия. Китай не обходит своим вниманием и гораздо более отдаленные государства – например, Венесуэлу и африканские страны.
Директор Института стратегической безопасности РФ Игорь Молодцов подчеркивает, что пока китайцам еще приходится объединяться с другими странами в борьбе за расширение своих границ. Одним из таких партнеров он называет Индию: «Китаю и Индии приходится сдерживать натиск тех, кто еще остается аутсайдерами в мировой экономике, и объединяться против них. Более того, к этому их подталкивает весьма существенная зависимость от импорта энергоносителей. Китай и Индия уже создали определенный альянс по скупке нефтегазовых активов с целью обеспечить себе независимость от поставок нефти и газа и прежде всего от России», – сказал Молодцов «НГ».
России же, по его словам, ничего не остается кроме как осуществить «схему Евгения Примакова», то есть пытаться зарекомендовать себя хорошим партнером Индии и Китая, но при этом активно препятствовать скупке ими нефтегазовых активов. Для такого препятствия нужен собственный потенциал и мощный ТЭК. «Фактически объединение «Газпрома» и «Роснефти» дает надежду на осуществление такого сотрудничества с Индией. В противовес сотрудничеству Индии с Китаем. Но противоречия между элитными группировками внутри нашей страны заставляют усомниться в том, что Россия сможет сформировать настолько мощный ТЭК», – говорит «НГ» Игорь Молодцов.
Механизмы развития КНР России не подходят
Китайская экономическая интервенция налицо. «Но пока она не так опасна, – заявил «НГ» зампредседателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы РФ Анатолий Аксаков. – Она дает больше независимости самой России. Дело в том, что западный капитал более консервативен и он в основном направляется в спекулятивные сферы, например рынок ценных бумаг. Китайский же капитал – это в первую очередь прямые инвестиции».
Китай увеличил долю золота в своих золотовалютных резервах, что дало скачок ценам на драгметаллы на мировом рынке. Похожая картина стала наблюдаться и в нефтегазовом секторе, и на других рынках. Понятно, что это нравится отнюдь не всем странам, и в первую очередь недовольство испытывают США. «Этого следовало ожидать, поскольку Китай не мог бесконечно вкладываться в доллар, – комментирует «НГ» Анатолий Аксаков. – Он планировал инвестировать в американскую энергетику, но его туда не пустили. Соответственно пришлось искать способы диверсифицировать структуру золотовалютных резервов за счет других стран. Нельзя сказать, хорошо это или плохо. Просто таковы объективные перемены в мировой экономике».
Ряд аналитиков высказывают опасения, что макроэкономические манипуляции, организованные властями КНР, приведут к некоему «перегреву» китайской экономики. Однако вряд ли стоит недооценивать стратегические таланты лидеров Поднебесной. «Никакого перегрева китайской экономики не будет, поскольку стратегическая политика этого государства тщательно выверена, – говорит «НГ» председатель Российско-китайского делового совета (РКДС), глава «Деловой России» Борис Титов. – У них диверсифицированная, очень разумно построенная система приоритетов, которая дала кумулятивный эффект развития всей экономической системы страны. Прискорбно, что такой политики нет в России. Вопрос, должна ли она быть такой же, как в Китае. Те механизмы, которыми пользовались и пользуются китайцы, слишком рискованны, и у нас они недопустимы – например, стимулирование потребительского спроса со стороны населения, который провоцирует так называемые плохие невозвратные долги госбанков. Но им это дало толчок к инвестициям в отечественную промышленность и инфраструктуру».
Экспансия в Россию возможна
«Влияние китайской экономики и на мировую, и на российскую огромно, и оно постоянно увеличивается. Это гигантский рынок. Сегодня экономическими лидерами являются США, Европа и Япония. Но лет через 10 Китай и Индия их догонят. А еще лет через 20–30 они и вовсе будут занимать доминирующие позиции на мировом рынке. Китай – за счет машиностроения и металлопереработки, легкой промышленности, сельского хозяйства, а Индия – за счет наукоемких, информационных технологий», – считает Анатолий Аксаков.
Если же к этому времени Россия так и не найдет способ диверсифицировать свою экономику, она рискует окончательно утратить конкурентоспособность в отраслях, не имеющих отношения к ТЭКу. Для того, чтобы этого не произошло, стране необходимо развивать внутренний рынок потребительских товаров и услуг, и в этом смысле было бы нелишним ориентироваться на КНР. По мнению главы Ассоциации региональных банков «Россия» Александра Мурычева, единственное, что не угрожает России, – это опасность экспансии китайских банков. По всем другим секторам китайская экономическая угроза вполне очевидна. «Китайцы сохранили государственные специализированные банки, они и финансируют свою экономику, – говорит Александр Мурычев. – Создание банков развития могло бы с большей прогнозируемостью регулировать российско-китайские отношения с большей пользой для России». Пока же рост экономики КНР показывает убедительную победу китайских экономических стратегов.
═
Доля спроса Китая на основных сырьевых и товарных рынках на 2005 год
Продукт | Доля КНР |
---|---|
Нефть | 8% |
Газ | Менее 1% |
Электроэнергия | 10% |
Золото | 1,1% |
Платина | 50% |
Медь | 20% |
Алюминий | 15% |
Сталь | 27% |
Уголь | 33,3% |
Красители и ПВХ | 58% |
Хлопок | 33,3% |