Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Трагедия в московской синагоге на Большой Бронной с полной очевидностью продемонстрировала: несмотря на все усилия власти, националистические настроения в обществе растут. Причем для каждого социального слоя у националистов находятся свои аргументы. Кому-то, как юноше, устроившему резню в синагоге, достаточно компьютерной игры и нацистской брошюрки. А кому-то те же, по сути, идеи преподносятся гораздо тоньше: через возрождение государственности и самодержавия. Столь же различны и пути распространения этих идей. Хотя значительная часть националистических воззваний и «исследований» публикуется в интернете, их авторы не забывают и о старой доброй полиграфической продукции. Тем более что, как выясняется, они почти ничем не рискуют. Сегодня в России можно выпустить дорогую книгу для спецраспространения, не указав в ней никаких выходных данных, – и почти не иметь проблем с законом.
Тайна ценой в полмиллиона
Такой вывод следует из расследования, предпринятого «НГ» в отношении появившейся в конце прошлого года книги «Проект Россия». Автор многостраничного исследования не указан, как и многие выходные данные. На последней странице есть только номер тиража (1304), объем (18 условных печатных листов) и тираж – 3000 экземпляров.
Потенциальным читателям «Проект Россия» поступает через спецрассылку – персональными ценными бандеролями. Стоимость отправки каждого экземпляра – 39,4 руб. То есть неизвестные издатели потратили как минимум 118,2 тыс. руб. только на почтовые расходы, на то, чтобы их творение дошло до потенциальных читателей.
И это не самые большие затраты: вдвое больше, как считают эксперты, пошло на печать «Проекта Россия». Простое в целом оформление книги, элементарные (возможно, непрофессиональные) верстка и дизайн сочетаются с достаточно дорогим и качественным полиграфическим исполнением: переплет «под кожу» с золотым тиснением, суперобложка с вырубкой, плотная офсетная бумага (120 г/м2). Как утверждают эксперты «НГ», себестоимость одного экземпляра подобной книги, отпечатанного в отечественной типографии, составляет в среднем 100–120 руб. (с учетом суперобложки). При обозначенном тираже в 3000 экз. весь заказ мог соответственно стоить не менее 300 000 руб.
В поисках «родителей»
Попытки выяснить происхождение «Проекта Россия» потерпели неудачу. На упаковке бандероли в графе «Отправитель» указан абонентский ящик № 68. Однако в пресс-службе «Почты России» корреспонденту «НГ» в ответ на вопрос о владельце ящика заявили: «Сведения о людях, снимающих абонентский ящик, – это закрытая информация. Она может предоставляться только по специальному распоряжению прокуратуры и следственных органов. Зачастую люди, снимающие абонентский ящик, делают это именно для того, чтобы обеспечить анонимность. Фактически почта в таких случаях гарантирует анонимность и защиту личных данных».
Отсутствуют в выходных данных «Проекта Россия» и сведения о типографии, выпустившей издание. Поскольку рассылка велась из Москвы (на поступившем в редакцию экземпляре стоял штемпель почтового отделения на Казанском вокзале), корреспонденты «НГ» обратились в крупнейшие полиграфические центры в столице и ближайших окрестностях, где могли выпустить подобный фолиант. Однако в тех типографиях, с которыми удалось связаться, утверждают, что книгу «Проект Россия» не печатали.
В частности, в типографии «Новости», Первой образцовой типографии, на Можайском, Тверском и Ярославском полиграфических комбинатах в заказе под номером 1304 за 2005 год значатся совсем другие издания, не имеющие ничего общего с «Проектом Россия». Сотрудники типографий порекомендовали обратиться в Российскую книжную палату, осуществляющую библиографический и статистический учет выпускаемой в стране печатной продукции. Но и там «НГ» сообщили, что о книге «Проект Россия» ничего не знают. «Она к нам не приходила, – заявили «НГ» сотрудники информационно-справочного отдела Российской книжной палаты. – В нашей базе она не значится».
Не заявишь – не расследуют
Несмотря на то что появление подобного издания без выходных данных впрямую нарушает действующие правила (см. справку), до сих пор не известно о том, чтобы происхождением «Проекта Россия» заинтересовались правоохранительные органы. Впрочем, как выясняется, они и не могут сделать этого по собственной инициативе.
Как заявил корреспонденту «НГ» следователь Басманного ОВД Москвы Андрей Объедков (он вел следствие по делу Баяна Ширянова), чтобы начать расследование, «заявление должно быть обязательно как от частного лица, так и от организации. Только на основании заявления может проводиться доследственная проверка, в ходе которой опрашивается заявитель и назначается исследование книги. На основании результатов этого исследования возбуждается уголовное дело, и только после этого назначаются экспертизы».
То, что без заявления никто не возьмется расследовать историю появления «Проекта Россия», подтвердил «НГ» и специалист в области авторского права адвокат Александр Глушенков. «Без заявления в правоохранительные органы в этом случае не обойтись. В заявлении надо указать, что, например, по моему мнению, в этом произведении содержится, допустим, призыв к насильственному изменению конституционного строя или какие-либо еще правонарушения, которые, по вашему мнению, совершили авторы и издатели. Следственные органы по этому заявлению должны действовать строго определенным образом. Для начала взять объяснения у того лица, который подал заявление, а затем принять меры для установления изготовителей», – утверждает юрист.
Слово за экспертами
Однако даже если такое заявление поступит в прокуратуру или милицию, без входных данных следствие затянется надолго. Как заявили «НГ» источники в правоохранительных органах, основные проблемы, с которыми столкнутся следователи, – установление авторства книги и типографии, в которой она была отпечатана.
С последним проще: по мнению Александра Глушенкова, технологии для определения того, где была издана книга, существуют. «Во-первых, по способу печати: в разных типографиях по-разному происходит верстка, используются разные шрифты и разные технологии, – заявил юрист. – Есть вещи, которые не видны обывателю, но экспертам при помощи специальной аппаратуры выявить их не составит большого труда. Например, типографская машина при офсете может делать определенные отклонения в десятые доли миллиметра или в сотые доли градуса. Существует еще масса таких деталей, которые помогут экспертам установить типографию. Другое дело, что все это довольно дорого и трудоемко. Но если речь идет о серьезном деле, которое стоит на контроле у какого-нибудь высокопоставленного прокурора, тогда и типографию и издателей найдут, можно не сомневаться». Однако выяснить в экспертно-криминалистическом центре МВД, сколько времени отнимет подобная экспертиза и насколько достоверны будут ее результаты, не удалось: его представители отказались отвечать на подобные вопросы.
Гораздо труднее с авторством – источники «НГ» в правоохранительных органах затруднились привести примеры подобных экспертиз. Вероятно, если дело все-таки будет заведено, прежде всего в поле зрения следователей попадут те люди, чьи имена называют участники кулуарных обсуждений «Проекта Россия». В этом списке называют Юрия Крупнова, Андрея Паршева, Сергея Кара-Мурзу, Сергея Телегина, Юрия Мухина, Михаила Хазина, Бориса Бессонова, Валерия Задерея, Константина Душенова и Михаила Назарова, Бориса Миронова и Александра Севастьянова, а также (или даже) Андрея Ходова и Максима Калашникова.
Однако те из них, с кем удалось связаться корреспондентам «НГ», наотрез отказались от причастности к «Проекту Россия». Начальник штаба «Военно-державного союза» (ВДС) Валерий Задерей заявил: «Ко мне книга пришла тоже бандеролью и в таком же виде. Я думаю, что автор у книги коллективный. Кто именно ее издал, нам самим интересно узнать. Скорее всего это работа некой команды людей, но предположений, кто бы это мог быть, у меня нет. Не исключено, что какая-то общественная или политическая организация в этом тоже поучаствовала». Опроверг свое возможное участие в написании «Проекта Россия» и писатель, председатель общественного объединения «Партия России» Юрий Крупнов: «В последнее время я часто сталкиваюсь с подобного рода компиляциями. Хотелось бы отметить, что анонимность в данной ситуации – очень удачный прием, поскольку содержание, на мой взгляд, довольно слабое. А заказчиком может быть та группа, которая рассматривает введение у нас конституционной монархии как одну из самых внешне невероятных, но самых простых схем решения так называемой проблемы 2008 года».
Лингвистические трудности
В послесловии автор убеждает «всех, кто разделяет Идею, обозначенную в Первой книге, и Способ достижения идеи, указанный во Второй книге, самим начать реализовывать написанное», а «не ждать, когда образуется какая-то партия, к которой потом присоединиться». Следователям, если «Проект Россия» все-таки станет фигурантом уголовного дела, придется решать, можно ли, к примеру, усмотреть в этих словах призыв к изменению государственного строя или нечто в этом роде.
Однако подобное решение можно выносить только на основании результатов экспертиз. Которые, по словам Андрея Объедкова, далеко не всегда дают однозначный результат. «В таких случаях все уголовное дело строится на заключениях экспертов, и я столкнулся с тем, что большинство экспертных заключений носили очень личностный характер. К примеру, в деле Ширянова было четыре экспертизы. Три из них были очень личностными, и только одну экспертизу – Института русского языка имени Виноградова – можно было назвать научно-обоснованной», – утверждает следователь. При этом, по его мнению, «разжигание межнациональной розни и свержение строя в печатных изданиях определить легче, чем порнографию, но все равно четких методик по ним тоже нет».
Требуется, но не обязательно
Получается, что сегодня любой обладающий полумиллионом рублей человек может выпустить анонимную книгу и направить ее в спецрассылку, при этом почти не рискуя? Да – если только кто-то из дотошных читателей его произведения не решится подать заявление в милицию. Но если адресаты рассылки – люди, исповедующие те же идеи, что и автор, такой риск минимален.
Поэтому, наверное, не стоит удивляться тому, как много сегодня ходит по рукам националистических и других радикальных изданий. Большинство из них хотя и не анонимны, но тоже содержат далеко не все необходимые выходные данные. А если их нет – почти нет и шансов найти и издателя.
О том, как обстоят дела с обязательными сведениями об издателях книги, корреспондентам «НГ» рассказала начальник отдела правоприменительной деятельности в сфере печати, издательской и полиграфической деятельности Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Татьяна Терновская. По ее словам, «любая книга в своем оформлении должна содержать имя автора и название издательства. Если имя автора не указано, книга квалифицируется как неохраняемое произведение или произведение народного творчества. Выход книги без выходных данных противоречит закону об авторском праве и смежных правах». При этом, как утверждает Терновская, «в издании книжной продукции пока нормативно не установлен порядок указания выходных сведений. Международные и национальные ГОСТы издательского дела в этом случае носят только рекомендательный характер».
По словам Татьяны Терновской, приказ № 127 Минпечати, оговаривавший список обязательных выходных данных (см. справку), носил временный характер и уже утратил свою силу. «Так что нормативных актов в области книгоиздания на данный момент не существует. Если открыть Кодекс об административных правонарушениях, то там есть статья – «Нарушение порядка объявления выходных данных». Но установленный там порядок действует только в отношении СМИ», – утверждает представитель Федерального агентства по печати.
Анонимный герб
Еще одна загадка «Проекта Россия» – использование в его оформлении государственной символики. Во-первых, само слово «Россия» в названии, а во-вторых – официальный герб Российской Федерации на обложке книги. Но и здесь, как выясняется, анонимные издатели ничем не рискуют.
По словам государственного герольдмейстера России Георгия Вилинбахова, «использование госсимволики регулируется федеральным законом о государственном гербе и государственном флаге. В целом на печатной продукции может появиться изображение герба России. Но с другой стороны, есть и нюансы. Надо смотреть с точки зрения содержания книги: наносит ли оно оскорбление гербу. Но это вещи юридического характера, и в каждом случае это рассматривается отдельно. Ведь есть много печатной продукции, где есть изображение госсимволов, например учебники, тетради, и где это нормально».
Солидарен с герольдмейстером и адвокат Александр Глушенков: «По нормам права использование госсимволики допускается только на официальных документах органов власти. Если речь идет о графических символах, то есть герб, утвержденный указом президента. С другой стороны, если выходит книга с историческим уклоном и на ней есть изображение госсимвола, то прямого нарушения закона тут нет. Нужно смотреть, в какой связи и в каком контексте используется герб и слово «Россия».
«Прямых указаний о книгах в законе о госсимволике нет. Но надо различать использование госсимволов в той же книге официально, например в выходных данных, или как элемента дизайна, иллюстрирующего идею книги. Художник-оформитель может это использовать. Но если герб используется, чтобы придать изданию статус официальности или показать его принадлежность к официальным структурам, то с точки зрения закона это уже можно трактовать как нарушение», – утверждает юрист.
Поскольку авторы «Проекта Россия» неизвестны, трудно предположить, старались ли они показать свою принадлежность к официальным структурам или нет. Но стоит обратить внимание на ссылки, размещенные на интернет-сайте, посвященном книге. Кроме обращения некоего 22-летнего Константина, сына сотрудника Генштаба (якобы его отцу и была прислана книга, о которой юноша пожелал рассказать всем посетителям ресурса), на нем содержится текст «Проекта Россия», краткий список высказываний в рубрике «Обсуждение» и ссылки на сайты ФСБ, Совета безопасности, Генпрокуратуры, МВД, Минобороны, Службы внешней разведки и Управления делами президента.
Что хотел сказать этим владелец сайта, зарегистрированного в доменной зоне.ru на имя Андрея А.Гусева (связаться с ним по телефонам, указанным в регистрационных данных, не удалось), – сказать трудно. Но представители упомянутых на этой интернет-странице ведомств отказались отвечать на вопросы о том, что им известно о «Проекте Россия» и нет ли между ними связи.
Алтарь и трон
Анонимный автор спроектировал православную монархию для спасения России
«Россия стала похожа на медведя, сменившего шкуру на перья. Он понимает, что на самом деле смешон, и пытается исправить положение, но это в принципе невозможно, пока он одет в перья». Так описывает сегодняшнее положение нашей страны анонимный автор книги под названием «Проект Россия». Метафора разворачивается и конкретизируется: «Мы похожи на папуасов, меняющих свое золото на стеклянные бусы. Нам привозят одну модель телефона и говорят: «Хочешь быть крутым – купи». Через три месяца – другую. Оказывается, прежняя модель немодная, появилась новая, с более оригинальным загибом. Купи – и станешь крутым. На смену приходит третья модель, и так далее. Мы отдаем свои денежки, которые они меняют на доллары, и выручка от нефти утекает за границу». Образный ряд выводит автора на обобщения: «Снова на Руси Смутное время».
Армия бессильна, спецслужбы недееспособны, религия выродилась в обрядность, партии превратились в бизнес-проекты, а правительство погрязло в суете и коррупции – вот краткая характеристика текущего момента. Но 280-страничный труд не сводится к описательной части. Она занимает всего две главы из семи. Еще три посвящены историческому экскурсу, в котором автор излагает свою версию ответа на вопрос: как мы дошли до жизни такой? А в двух последних главах описаны варианты возможного развития событий и предложен выход из тупика: «русскую форму монархии», то есть «ограниченность самодержца рамками религии». Религии, естественно, православной.
По мнению автора, отказ Запада от этой истинной религии, случившийся после раскола Христианской Церкви, и привел мир в современное состояние. Логическая цепочка такова: «Великий раскол порождает католицизм. Католицизм порождает протестантизм. Протестантизм порождает капитализм. Капитализм порождает атомизм, максимальную степень раздробленности общества». И в результате «в западном обществе религия умерла».
В исторической части своего труда автор демонстрирует фундаментальные знания во многих областях, его анализ охватывает самые неожиданные эпохи и государства, свободно оперирует цитатами из Платона и Аристотеля, Лейбница и Декарта, Вольтера и Руссо. Но особенно пристальное внимание уделяет России. По мысли сочинителя «Проекта», роковая историческая развилка в нашей истории случилась при Петре Великом, после чего события стали развиваться по худшему из сценариев. «Трудно судить, понимал ли царь, что своими действиями закладывает бомбу под трон, но то, что он целенаправленно ломал и веру и культуру, – несомненно», – настаивает автор.
По его логике, именно в петровских реформах кроются причины всех бед нашей страны – Октябрьская революция, большевики, распад СССР, наконец, угроза распада Российской Федерации. Былая империя находится на грани исчезновения: «Разработано принципиально новое, не силовое решение уничтожения России... Враг прорвался к святая святых – формированию сознания нашего народа. Было бы лучше, если бы он прорвался к секретным ядерным объектам». Осажденная крепость почти пала. «В захваченных городах всегда звучит музыка победителей. В Берлине 1945-го года во всех ресторанах и кафе звучали советские песни. Зайдите сегодня в любое кафе или ресторан Москвы, послушайте – какая музыка доминирует в столице нашей Родины?» – задается автор риторическим вопросом. И переходит к поискам выхода из создавшегося положения.
Прежде всего создатель «Проекта» перечисляет и анализирует различные формы правления – какая из них поможет справиться с главной, по его мнению, задачей – «полноценным возрождением Российской империи». Диктатура отвергается сразу, так как «власть, основанная на насилии, не дает спасения». Решительно отклоняется и демократия. Но тут автор считает нужным подробно обосновать свою позицию.
В демократической форме правления он видит два главных греха – регулярная сменяемость правителей и их выборность. Создатель проекта убежден: «Всякая власть по своей природе тяготеет к постоянству и преемственности. Это ее естественное состояние». «Если же воспрепятствовать этому тяготению, начнутся разрушительные процессы. Регулярная смена руководящего состава гарантирует развал страны», – предупреждает он. По его мнению, «это факт, вытекающий из природы человека. Не может правитель, имея власть на час, строить планы на два часа. Не может временщик относиться к объекту как хозяин».
Что же касается выборов, то они превратились в «битву технологий манипуляции сознанием». Демократические принципы «возможны в малых коллективах, где люди осознанно выбирают, потому что знают друг друга, знают не по клипам и листовкам, а по жизни». Однако «выбрать руководителя армии или экономики народ не может. Выбирать руководителя сразу над всем этим народ не может тем более», – в этом пункте создатель «Проекта» категоричен и непреклонен.
Остается только один вариант – власть царя, помазанника Божия. Автор этого и не скрывает: «Наша идея – монарх, власть которого ограничена религией. Власть, стоящая на двух ногах – алтарь и трон». Но возникает определенная проблема: «Монархия возможна лишь при условии, когда все население признает в монархе высший авторитет, то есть не сомневается, что власть имеет божественное происхождение. Если завтра президента сделать монархом, над ним будут смеяться».
Создатель «Проекта» предлагает только один выход: «Раз у нас нет сил остановить разрушение, самым оптимальным вариантом является┘ сохранение нынешнего темпа разрушения. Главное – не допустить резкого увеличения этого темпа». И еще конкретнее: «Выбирая из двух зол худшее, мы вынуждены признать, как бы против этого ни возмущалась душа, что резкая смена правящего слоя в сложившихся условиях вызовет негативные процессы». Недаром во вступлении к книге автор подчеркивал: «На сегодня мы (имеется в виду Россия. – «НГ») худо-бедно существуем лишь потому, что сохраняется преемственность власти. КПСС, Горбачев, Ельцин, Путин – все это звенья одной цепи, продолжение советской власти».
Николай Троицкий
Какие выходные сведения обязана содержать любая книга
(из приказа Минпечати № 127 от 28 июня 1993 г. «Об утверждении перечня выходных сведений, размещаемых в непериодических печатных изданиях»)
– сведения об авторах и других лицах, участвовавших в создании издания;
– заглавие (название) издания;
– надзаголовочные данные;
– подзаголовочные данные;
– выходные данные (место выпуска издания, название издательства или издающей организации, год выпуска издания);
– авторский знак;
– классификационные индексы универсальной десятичной классификации (УДК) и библиотечно-библиографической классификации (ББК);
– аннотация на книгу;
– знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов: латинской буквы С в окружности: ╘; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения;
– международный стандартный номер книги (ISBN);
– выпускные данные: номер лицензии на издательскую деятельность и дата ее выдачи; дата подписания в печать, сдачи в набор, вид, номер, формат и доля листа бумаги; гарнитура шрифта основного текста; вид печати; объем издания в условных печатных листах; объем издания в учетно-издательских листах; тираж; номер заказа полиграфического предприятия; название и полный почтовый адрес издательства или издающей организации; название и полный почтовый адрес полиграфического предприятия.
В провинции «Проект Россия» неизвестен
Начальник департамента по информационной политике Томской обладминистрации Сергей Никифоров заявил корреспонденту «НГ», что о книге «Проект Россия» он не слышал, но достоверно знает, что губернатору от имени какого-то издательства в августе пришла анкета, содержащая ряд вопросов, касающихся возможного изменения политического строя, Конституции и т.д. Последним вопросом анкеты, по словам Никифорова, был вопрос о том, как губернатор относится к «Проекту Россия», и губернатор ответил, что ему об этом проекте ничего не известно. Заместитель губернатора Нелли Кречетова сказала, что «что-то такое было», но ничего конкретного больше она сказать не может. Другие областные чиновники, а также некоторые главные редакторы местных СМИ утверждают, что им о книге ничего не известно.
В Саратове о книге «Проект Россия» пока даже не слышали: представители как исполнительных, так и законодательных органов власти, а также местные знаменитости, опрошенные корреспондентом «НГ», очень живо интересовались ее содержанием. Самой книги, как сообщили пресс-секретарь губернатора Саратовской области Мария Комарова, министр информации и общественных отношений области Антон Комаров, советник председателя Саратовской областной Думы Евгений Островский, редактор правительственной «Саратовской областной газеты» Дмитрий Козенко, редактор ФГУП «ГТРК-Саратов» Сергей Утц, ни в правительстве области, ни в областной Думе, ни в редакциях ведущих СМИ региона не видели. Не получали соответствующих бандеролей и члены Союза российских писателей Роман Арбитман и Сергей Боровиков, член Союза писателей России Николай Палькин.
В Новосибирске опрошенные «НГ» политики, чиновники и бизнесмены заявили, что книга «Проект Россия» к ним не поступала – во всяком случае пока. Та же ситуация и в Екатеринбурге: книга до властных структур и местных ведущих СМИ не дошла.