0
3637
Газета Идеи и люди Интернет-версия

26.12.2005 00:00:00

Ксенофобия как проблема: вчера и сегодня

Лев Гудков

Об авторе: Лев Дмитриевич Гудков - доктор философских наук, заведующий отделом социально-политических исследований Левада-Центра.

Тэги: ксенофобия, россия, национализм


ксенофобия, россия, национализм Пройдя паспортный контроль в аэропорту, новые трудовые мигранты скоро окажутся в глазах россиян незваными гостями.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)

Поток сообщений в СМИ об участившихся в последнее время нападениях на иностранцев, выходках с «политическим подтекстом» русских нацистов, скинхедов, активистов движений против «нелегальной миграции» и прочей шпаны так и не вызвал общей дискуссии о том, какова природа этих явлений. Публицистические выкрики – «доколе?» или «фашизм идет!» – быстро становятся рутиной. Региональные власти вяло отбиваются, федеральные – отмалчиваются, чувствуя, насколько тесно связана эта проблема с тематикой федерализма, с чеченской войной, положением на Кавказе, с провальной миграционной политикой. Мнения специалистов все реже появляются в средствах массовой информации. У образованной публики, еще недавно казавшейся способной отзываться на то, что происходит в стране, быстро притупляется острота восприятия усиливающейся социальной агрессии. В поле внимания прессы (правильнее было бы сказать – малой части прессы, ибо, как показывают специальные исследования, зараженность СМИ языком вражды и ненависти носит общий характер) оказываются лишь крайние формы, эксцессы радикальных националистов или нацистов.

Между тем сегодня общий уровень этнической неприязни в России в два-три раза выше, чем в большинстве других стран Европы (исключая, разумеется, зоны недавних этнических войн и чисток в бывшей Югославии). Но так было не всегда.

Примитивная солидарность

В конце 80-х гг., незадолго до распада СССР, общий уровень этнофобий именно в России был заметно ниже, чем в большинстве других республик СССР, особенно в тех, кто переживал на тот момент процессы национальной консолидации. Об этом говорили результаты первых общесоюзных и общероссийских репрезентативных опросов по национальным проблемам, проводившихся сотрудниками Аналитического центра Юрия Левады (до 2003 г. он назывался ВЦИОМ). В 1989 г. признаки явной ксенофобии обнаруживало примерно 20% населения СССР, агрессивной этнофобии – около 6–12%. На волне ожиданий перемен, иллюзий скорого и быстрого превращения страны в «нормальное цивилизованное государство», в условиях осознания исторического тупика, в котором оказался СССР после десятилетий холодной войны и конфронтации со всем миром, подавляющее большинство населения (53% россиян) вполне разумно считало, что незачем искать врагов, когда все дело в том, какие мы, как мы живем. Немало было и тех, кто проявлял полную индифферентность к самой проблеме межнациональных отношений, поскольку реально не сталкивался с приезжими в своей повседневной жизни (чаще всего это были малоподвижные сельские жители, пожилые и малообразованные люди). Лишь 13% в общем и целом называли каких-нибудь «врагов страны» (США, ЦРУ, Запад, евреев, мусульман, мафию, коммунистов, фашистов, сепаратистов и т.п.), равно как и перечисляли особо антипатичные им «национальности». Показатели этнической неприязни, скрытой враждебности к чужим в России были до 1994 г. значительно ниже, чем, скажем, в Польше, Венгрии, Чехии (в последней ксенофобия проявлялась в первую очередь по отношению к цыганам), в восточных землях Германии или даже в Австрии, традиционно отличавшейся высоким уровнем антисемитизма и антимигрантскими настроениями. Но если в восточноевропейских странах успех реформ и последующих социальных преобразований повлек за собой последующее снижение уровня ксенофобии, то в России их неудача дала обратный эффект.

В 1989–1992 гг. еще можно было говорить о довольно значительном потенциале сопротивления любым формам этнонациональной агрессии и насилия, этнической дискриминации. Более половины населения России в 1990 г. осуждало любые проявления неприязни, этнократические претензии тех или иных республиканских элит, оскорбительные оценки тех или иных народов и т.п. Еще сильна была значимость официально задаваемой нормы «советской», а не «национальной», «титульной», идентичности, декларировавшей равенство всех народов СССР.

Развал соцлагеря, а затем крах СССР подорвали структуру этих самоопределений и, напротив, актуализировали более примитивные (поскольку более архаические) слои массовых представлений и механизмы этнической солидарности, связанные с дистанцированием, отчуждением от других. В ситуации усиливающегося кризиса, нестабильности, дезориентированности акцент на собственной или чужой этнической принадлежности постепенно становился рутинным выражением социальных и групповых барьеров, коллективных привилегий, прав и претензий. Это не есть исключительно или собственно российское явление – «мирный» распад тоталитарных систем везде сопровождался ростом национализма и этнической солидарности, поскольку в ситуации «естественной» деидеологизации они оставались «резервными» формами коллективных представлений о целом. Другое дело, что в восточноевропейских странах национализм соединился с ориентациями на Запад, стремлением в Европу, усилиями гражданского общества по созданию такой государственно-политической системы, которая бы не допускала государственного террора и насилия. В России дело пошло другим образом. Здесь массовые состояния фрустрации, шока от начавшихся изменений, неyверенности в настоящем и страха перед будущим вызвали волну идеологического неотрадиционализма (ностальгии по империи, великой державе, по твердому порядку, утешительные переживания национальной гордости за фантомы своего героического прошлого) и консервативного, защитно-компенсаторного национализма. Последний нашел свое выражение в росте как антизападнических настроений, усилении изоляционизма, с одной стороны, так и массовой, диффузной ксенофобии, неприязни к приезжим – с другой. Это не разноприродные явления, а действия одних и тех же механизмов примитивной солидарности, основу которых составляет отталкивание от других – неважно, направлено ли оно вовне или вовнутрь страны.

Мигранты и мы

Если еще в 1991 г. почти 60% россиян соглашались с тем, что стране в будущем следует «идти по пути развитых стран Запада», то уже в 1994 г. 42% россиян считали, что «Россия всегда вызывала у других государств враждебные чувства», а к началу 2000-х гг. доля согласных с таким мнением выросла до 66%. Те же две трети опрошенных раз за разом говорили исключительно об отрицательном влиянии западной культуры на жизнь России. В феврале 1994 г. уже 56% респондентов считали, что реформы и приватизация должны привести к политической и экономической зависимости России от Запада (противоположных взглядов придерживались 44%). Самые большие страхи и фобии этого рода фиксировались у тех, у кого, по их самооценкам, снизилось общественное и материальное положение.

Соразмерно усилению тенденции к изоляционизму и антизападничеству росла и внутренняя ксенофобия. В июне 1990 г. сравнительно большое число людей (27%) на вопрос, как бы они отнеслись к тому, чтобы беженцы селились в том месте, где живут опрошенные, ответило «положительно», 34% – высказалось в том духе, что им все равно, и 30% были настроены «отрицательно». Этническая принадлежность мигранта в этот момент была непроблематичной, поскольку на тот момент абсолютное большинство населения страны идентифицировало себя в качестве граждан СССР, а не той республики, где они жили (кроме Прибалтики). По крайней мере на словах большинство – 52% – опрошенных говорили, что национальность в данном случае не имеет значения.

В 1993 г. около трети опрошенных были убеждены в том, что в социальных бедствиях России повинны нерусские, живущие в стране. Мнение, что люди нерусских национальностей «пользуются в России чрезмерным влиянием», разделяли уже 54% респондентов (несогласных с ним был только 41%), причем существенных различий в ответах людей из разных социально-демографических категорий не было. К середине 90-х гг. симптомы этого рода в разной степени концентрации обнаруживали почти 75% опрошенных. Но при этом изменился и сам характер миграции.

Видимая часть миграции в конце советской эпохи рассматривалась обществом прежде всего как поток беженцев или вынужденных переселенцев, ставших жертвами межнациональных столкновений, погромов и резни (имевших место главным образом в Средней Азии или на Кавказе), или нетерпимости со стороны коренного населения, почувствовавшего слабость власти. Поэтому большинство россиян в то время считало необходимой государственную помощь приехавшим как жертвам межнациональных конфликтов или беженцам из районов межэтнических столкновений. Впрочем, чем ближе эта проблема касалась самого респондента, тем сильнее были негативные реакции в отношении к мигрантам.

С началом восстановительного экономического роста в Россию потянулись мигранты, мотивированные прежде всего экономическими интересами, проблемами выживания, безработицей, перенаселением. К этому времени благодаря реформам возникли рынки труда и жилья, достаточные для того, чтобы открылись возможности для совершенно новых форм профессиональной деятельности и, соответственно, дополнительной занятости – частного предпринимательства, торговли, обслуживания, мелкого производства и т.п. Шансы местного населения влиться в новые сферы экономики оказались не настолько отличными от шансов мигрантов, чтобы обеспечивать постоянным жителям гарантированные социальные преимущества. Однако у мигрантов стимулы были гораздо выше. У них не было надежд на социальные гарантии, на которые продолжали рассчитывать коренные жители. (Как показывает опыт всех современных стран, мигранты в первом поколении проявляют гораздо большую активность, работоспособность, честолюбивое желание пробиться, чем постоянное население, пытаясь не просто вписаться в «большое сообщество», но и продемонстрировать окружающим, что они, добившись успеха, усвоили его базовые ценности.) Во многих случаях решающее значение имели культурные и традиционные факторы: дух предприимчивости, престиж занятий торговлей, опыт авантюризма и выживания, отсутствие привычных представлений об иерархии профессий и занятий, слабость или незначимость привычных норм государственного патернализма и др. В такой ситуации мигранты, заполнив вакансии в стремительно развивающейся системе обслуживания, торговле, малом и среднем бизнесе, частном строительстве, городском хозяйстве, стали заметным явлением социальной жизни, и на них проецировались массовые негативные установки, канализировалось раздражение и фрустрация, особенно у дезадаптированной части населения (составлявшей в разные годы кризиса от трети до половины всего городского сообщества России).

К концу 1995 г. (опрос в октябре 1995 г., N= 2400) уже почти половина опрошенных (47%) полагали, что миграция превратилась в «большую проблему» российского общества («не очень значительной проблемой» ее считали 26% опрошенных, а 17% вообще не думали, что эта тема заслуживает серьезного обсуждения, или отрицали само существование такой проблемы). К концу же первого президентского срока Путина мнения о том, что «приезжих стало слишком много», разделяли уже большинство россиян. Такое заключение подтверждают и результаты совсем недавнего опроса (ноябрь 2005 г.): «Какие чувства вы испытываете по отношению к приезжим с Северного Кавказа, из Средней Азии и других южных стран, проживающих в вашем городе, районе»: «уважение» – 2%, «симпатию» – 3%, «раздражение» – 20%, «неприязнь» – 21%, «страх» – 6% и «никаких особых чувств» – 50% (затруднились ответить всего 2%, что говорит о выраженности в массовом сознании подобных установок). Суммируя, получим, что негативные чувства проявляются у 47% населения, то есть на порядок превышают позитивное отношение (5%).

Иерархия врагов

Хотя структура массовых этнических предрассудков оставалась практически той же самой на протяжении последних 15 лет, интенсивность выражения отдельных фобий и агрессивных установок по отношению к чужим могла меняться под влиянием внешних событий или внутренних обстоятельств. Список фобий возглавляют (с началом первой чеченской войны) чеченцы и цыгане, чуть в меньшей степени – представители других северокавказских народов, приезжие из Закавказья (уровень латентных антипатий по отношению к представителям этих этническим групп составляет примерно 40–45% от всей массы населения, достигая в некоторых случаях, например, к чеченцам, в последние годы максимальных значений – 50–55%), тогда как неприязнь к таким этническим группам, как таджики, узбеки, евреи, эстонцы или татары, не превышает 15–20% всего населения, а к молдаванам, украинцам или белорусам – 6–7%. Под влиянием больших кампаний в массмедиа, длительных периодов агрессивной риторики влиятельных политиков-популистов градус неприязни к тем или иным этническим группам может повышаться (например, к прибалтам во время празднования 60-летия Победы или к украинцам после оранжевой революции), но эти проявления антипатий, как правило, нестойки, и после окончания «кампаний ненависти» ксенофобия возвращается к своему прежнему уровню.

Можно сказать, что этнические фобии и неприязнь к мигрантам представляют собой ответ на реальные или воображаемые угрозы в ситуациях, когда у населения, по его мнению, ограниченны ресурсы выживания и возможности защиты своих позиций или интересов. Чувство опасности или тревожности усиливается не только из-за собственно мигрантов, но и вследствие недостаточности действий властей, неуверенности, что власти защитят, общего недоверия населения к властям и основным социальным институтам. Это реакция недостижительского, закрытого и неуверенного в себе общества на процессы усложнения, развития, дифференциации социальной структуры. Подобные попытки консервативной самозащиты исходят из глубинных представлений о естественности иерархического устройства общества, предполагающего деление на этносы, обладающие неравными социальными и политическими правами. Нетрудно понять, что общим вектором массовых настроений в данном случае будут требования к властям проводить более жесткую и запретительную политику по отношению к мигрантам (см. табл.1).

Носители ксенофобии – это не люмпены, не маргиналы, а «обычные люди», средние по основным своим характеристикам (уровню образования, доходам, ценностным предпочтениям и политическим взглядам): прежде всего это квалифицированные рабочие и технические служащие без специального образования и квалификации, а также низкоквалифицированные рабочие. Более терпимо к приезжим относятся предприниматели, особенно негативно – милиция и военные, рабочие и пенсионеры, хотя различия между группами опрошенных в целом незначительны, что говорит о слабости или отсутствии каких-то сил, способных влиять на общество в этическом или гуманистическом плане. Раздражение вызывает сам факт адаптации приезжих, вписание их в жизнь российских городов. Наибольшее возмущение фиксируется именно в тех группах, которые непосредственно не конкурируют или не сталкиваются с чужими. Военных и милицию больше всех «заботит», что приезжие «отнимают рабочие места» у местных работников; пенсионеров – что те «торгуют» и наживаются на местном населении; руководителей и домохозяек – что развращают и подкупают милицию; безработных – что «их очень много везде», учащимся мигранты просто не нравятся, так как они «наглы», и т.п. Различия в антипатиях по группам несущественны и связаны лишь с принятыми нормами выражения неприязни (т.е. с различными способностями артикулировать свои чувства). У тех, кто занимает более высокий статус, кто в какой-то степени вынужден соблюдать рамки приличия и сдерживать себя, этнофобия чаще выражается как «раздражение», у низкостатусных и малоимущих – в «страхе», в требованиях от власти гарантий, в склонности к более жестким запретительно-охранительным мерам.

Всего лишь чуть больше трети опрошенных россиян (ноябрь 2002 г., N= 1600) полагают, что не следует никому запрещать заниматься бизнесом на территории России (35%) или добавляют вполне разумно – «кроме тех, кто находится на госслужбе или на выборных должностях» (36%). Однако 14% считали, что нужно запретить предпринимательство «кавказцам», еще 10% – китайцам, вьетнамцам, корейцам и другим приезжим из стран Азии, еще столько же – «всем негражданам» России. Кроме того, незначительное число респондентов требовали запретить или ограничить предпринимательскую деятельность всем мусульманам (4%), евреям (3%) и гражданам западных стран (около 3%). Примерно такие же установки характеризуют отношение россиян к доступу на государственную службу. 27% опрошенных считают, что никому не следует чинить каких-либо препон, если человек идет работать в госаппарат («кроме лиц, имеющих судимость», – добавляют 45%). Вместе с тем требуют ввести запрет на прием на госслужбу «лиц кавказской национальности» 15%, «мусульман» – 10%, евреев – 8%, бизнесменов – 6%, всех неправославных – 5%. Таким образом, почти половина опрошенных россиян (45%) считает необходимым ввести барьеры в доступе к позициям власти для социально чужих или инородцев. При этом примерно 43–47% категорически возражают против любого присутствия мигрантов в России.

Негативизм и запретительные рефлексы усиливаются по мере возрастания социальной ценности позиции или величины собственности, могущих стать доступными для чужих. Все это говорит о том, что мы имеем дело не столько с реальной конкуренцией за ресурсы или за распределяемые властями материальные или социальные блага, рабочие места и т.п., сколько с борьбой за символические ресурсы и статусы, что, конечно, не делает проблему более легкой, но позволяет искать адекватные средства для ее решения.

Массив разделяющих лозунг «Россия для русских» (см. табл.2) медленно увеличивался с началом новой чеченской войны, общим поворотом к русскому традиционализму, отмеченным с приходом Путина к власти, и одновременным ослаблением иммунитета в отношении имморализма, уменьшением сопротивления шовинизму. Масса диффузного недоброжелательства в российском обществе заметно возрастает. Уровень негативизма, неприязненного отстранения от чужого тем выше, чем сильнее угроза приближения чужаков к тому, что считается для массового человека своим, близким, дорогим, – дому, семье и т.п. Если можно еще говорить о некоторых групповых различиях в отношении перспективы соседства с этническими чужими (более жесткие барьеры – у низкообразованных опрошенных), то в отношении к браку с нерусскими, приезжими всякие градации отношений исчезают: здесь негативизм у респондентов из разных социальных категорий достигает максимума, а колебания между отдельными группами оказываются малозначимыми. В этом случае этнические барьеры превращаются в расовые.

* * *

Возможности понижения уровня ксенофобии открываются с появлением у слабых и ущемленных групп общества (или самого общества) либо новых перспектив, либо новых средств самоуважения. Но поскольку изменения такого рода в ближайшей перспективе маловероятны, то можно сделать вывод, что ксенофобия – синдром стагнирующего общества, у которого отсутствуют моральные авторитеты и надежды на будущее. Именно поэтому ксенофобия защищена от сомнений и критики. Лобовая практика «просвещения темной массы, зараженной предрассудками», абсолютно неэффективна. Проблема ксенофобии должна формулироваться не как задача ликвидации ксенофобских настроений, а как задача их контроля и редукции к каким-то общественно приемлемым и административно регулируемым формам.

Таблица 1

Какой политики должно придерживаться правительство России в отношении приезжих? (% к числу опрошенных)*

Варианты ответов

2002

июль

2004

август

2005

август

Пытаться ограничить приток приезжих

45

54

59

Не ставить на пути притока приезжих административных барьеров и пытаться использовать его на благо России

44

38

36

Затруднились ответить

11

7

5

*2002 и 2004 гг., N=1600; 2005 г., N= 1881

Таблица 2

Как вы относитесь к идее ⌠Россия для русских■? (% к числу опрошенных)*

Варианты ответов

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Поддерживаю, давно пора ее осуществить

15

13

15

16

16

16

16

19

Ее неплохо было бы осуществить, но в разумных пределах

31

30

34

42

38

37

38

39

Отрицательно, это настоящий фашизм

32

30

27

20

26

24

25

23

Сумма одобряющих

46

43

49

58

54

53

54

55

Меня это не интересует

10

14

12

11

9

11

12

9

Не задумывались над этим

7

7

6

6

8

7

5

7

Затруднились ответить

5

6

6

5

3

5

4

3

*N=1600


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1283
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
814
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1551
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1502

Другие новости