0
749
Газета Идеи и люди Интернет-версия

09.12.2005 00:00:00

Приднестровье: выборы в сердитом окружении

Тэги: билалов, приднестровье, молдавия, выборы


– Ахмед Гаджиевич, есть мнение, что предстоящее голосование будет далеко от демократических норм┘

 

– Мнения могут быть разные. Но есть и факты. За 43 депутатских мандата борются 203 претендента. Выборы мажоритарные, но кандидаты в большинстве своем выступают от лица различных общественно-политических движений, таких как «Республика» или «Обновление». Каждый кандидат получил для агитации 15 минут эфира на телевидении, 15 – на радио, плюс 200 строк в прессе. Можно только представить, какой поток политики «обрушивается» сейчас на 400 тысяч приднестровских избирателей! Выглядит все это немного старомодно, но лишь потому, что коммерциализация электоральных процессов в ПМР, по понятным причинам, не приобрела российских или украинских масштабов.

 

– Почему же тогда ОБСЕ отказывается признать эти выборы демократичными и легитимными?

 

– Тут можно было бы употреблять разные осторожные слова и мягкие обороты, но суть явления от этого не изменится: многим в ОБСЕ не нравится нынешний статус Приднестровской Молдавской Республики, не нравится ее руководство, не нравятся симпатии ее населения к России. И, конечно, ОБСЕ недовольна тем фактом, что у нее оказывается не так много рычагов влиять на ситуацию в этом регионе. Причем во многом это вина самой ОБСЕ. Например, глава миссии ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл неоднократно заявлял, что выборы должна проводить международная избирательная комиссия под мандатом его организации, в противном случае волеизъявление людей не будет признано. Но тут же Хилл добавляет: «Мы выступаем против организации выборов, способных привести к признанию нынешнего тираспольского режима». То есть еще до выборов, даже в случае, если они проводились бы под полным административным контролем его организации, заранее объявляется их «единственно верный» результат. И кто после этого захочет пригласить подобного «посредника», который давно уже определился с вашей судьбой?

Я не стремлюсь доказывать, что в Приднестровье построена безупречная демократия. Политическая система там далека от идеала. И все же: «двойные стандарты» ОБСЕ весьма очевидны, особенно на фоне того, что у этой же организации нет подобных претензий к Кишиневу, где в последние годы тоже не наблюдается «царства демократии».

 

– Но если население Приднестровья в подавляющем большинстве реально привержено идее суверенитета своей республики, то никакая ОБСЕ не сможет «переделать», «перекроить» однозначно высказанное народное волеизъявление┘

 

– Характерно, что в последнее время в Приднестровье нередко звучала мысль о том, что вот проходили же выборы в Косово «под надзором» ОБСЕ, а избранный в результате парламент все равно проголосовал за полную независимость края. Формально все верно: Европа вроде бы «не приветствует» предоставления полной независимости Косово, как она будет «против» подобной же декларации, будь та принята в Тирасполе. Но оппонирование процессу, которому ты сам некогда дал «путевку в жизнь», или противостояние тому, чего ты всеми силами стремился не допустить, – это все же разное «против».

Кроме того, все подобные сомнения и подозрения одновременно посещали и Кишинев. И он совершенно намеренно взял курс на обострение ситуации вокруг Приднестровья, чтобы тем самым всячески торпедировать возможность любого компромисса между Тирасполем и ОБСЕ. Ведь Приднестровье в Западе видит верного союзника молдавских властей, и, очевидно, не без оснований. Вот так здесь все сплетено и запутано.

Кишинев усилил экономическую блокаду Приднестровья, участил провокации в Зоне безопасности, стал блокировать работу Объединенной контрольной комиссии, в одностороннем порядке потребовал изменить формат миротворческой операции, ужесточил репрессии внутри страны и общую антироссийскую риторику. Все это не может не делать более реальным провозглашение Приднестровьем своей независимости, одновременно «отдаляя» от Тирасполя «друзей Воронина» из ОБСЕ. Напомню, что до сих пор ПМР следовала подписанному с Кишиневом меморандуму 1997 года, согласно которому стороны обязались искать пути строительства общего государства.

 

– В свете всего вышесказанного не является ли новый украинский проект приднестровского урегулирования как раз вариантом искомого компромисса?

 

– В общем – является или являлся. Сейчас мало кому понятно: существует ли до сих пор «план Ющенко», а если да, то в какой форме. Поначалу эта инициатива украинского президента была хорошо оформлена с точки зрения использования PR-технологий: «7 шагов», за 18 месяцев. Очень скоро сроки расплылись, а шаги перепутались, что весьма характерно для современного киевского политического стиля.

Изначально проект предусматривал вывод российских миротворцев с территории Приднестровья и их замену на украинский контингент под эгидой ОБСЕ. Ныне Киев ограничивается предложением расширить формат миротворческой миссии за счет наблюдателей от Украины при сохранении на левом берегу Днестра российских миротворцев. Многие видят в подобной трансформации результаты переговоров Игоря Смирнова с Виктором Ющенко, однако не надо забывать и о заметном ослаблении прозападной экзальтации украинской власти, случившемся в последние месяцы. Необходимо подчеркнуть: Россия очевидно поддерживает «план Ющенко», понимаемый как общий курс на углубление вовлеченности Украины в приднестровское урегулирование. На этом поприще Украина – не только естественный, не только ключевой, но и желанный партнер.

 

– И каков ваш прогноз на предстоящие выборы и вообще по поводу развития событий вокруг Приднестровья?

 

– Не хотелось бы уподобляться некоторым представителям ОБСЕ и выдавать собственные политические предпочтения за единственно возможный вариант развития событий. Поэтому остановлюсь на объективной картине настоящего. Независимые опросы общественного мнения показывают, что 8,9% жителей Приднестровья поддерживают проект, предложенный Украиной («план Ющенко»); 9,6% – инициативу Кишинева (Закон «Об автономии Приднестровья»). 74,4% жителей левого берега Днестра выступают за российский план урегулирования («меморандум Дмитрия Козака»). Думаю, что в любом случае статус ПМР не изменится, и для того, чтобы сохранить стабильность в этом регионе, мы будем сотрудничать с тем парламентом, который выберут жители республики. Игнорирование воли людей никаких позитивных результатов не даст.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1869
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1173
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
865
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1154

Другие новости