Традиционно выставочный телекоммуникационный год в России завершается форумом «Ведомственные и корпоративные сети связи», который будет проходить, как всегда, в Москве в Гостином дворе с 7 по 10 декабря.
Эта выставка является поводом как минимум раз в году задуматься об особенностях деятельности и перспективах ведомственных и корпоративных операторов связи.
В первой половине 1990-х годов, принимая во внимание состояние экономики России и, в частности, ее телекоммуникационного сектора, ряд крупных ведомств и корпораций (Центробанк, «Газпром», «ЛУКОЙЛ», РАО «ЕЭС России», Министерство путей сообщения и другие) были вынуждены заняться созданием собственных максимально самодостаточных телекоммуникационных систем и соответственно корпоративных операторов связи.
Новые требования к информатизации, которые предъявляла этим корпорациям рыночная экономика, существующие государственные операторы не могли удовлетворить ни качественно, ни количественно.
Первая задача, которую решили корпорации, создав собственные сети связи, – это повышение эффективности технологического процесса. На этом этапе экономический эффект от создания таких систем был косвенный и проявлялся в снижении себестоимости основной продукции.
Решив первую задачу, корпорации все чаще стали задумываться о коммерческой составляющей корпоративных телекоммуникаций, которая обеспечивала уже прямой экономический эффект и возврат вложенных инвестиций. Тем более что услуги корпоративных операторов связи, предоставляемые внешним пользователям на коммерческой основе, оказались востребованными.
В этом смысле интересна и показательна история компании «Газком», которая была создана в 1992 году «Газпромом», Ракетно-космической корпорацией «Энергия» и Газпромбанком.
Вот что рассказывает генеральный директор «Газкома» Дмитрий Севастьянов.
На первых порах задачей «Газкома» было наладить спутниковую связь на северных газовых месторождениях «Газпрома» (для «Газпрома», с учетом его масштабов, ряд важных задач можно было решить только с помощью спутниковой связи). И первый же опыт показал, что существующая на тот момент в России группировка спутников «Горизонт» не позволяет построить эффективные и экономичные спутниковые сети. Вот почему «Газпромом» было принято решение о создании собственного космического сегмента – спутников «Ямал».
«Газком» справился с этой задачей: в системе спутниковой связи «Газпрома», которая называется «Ямал», сейчас работают три спутника («Ямал-100», «Ямал-201» и «Ямал-202»), созданные на новых технологиях.
В результате в настоящее время спутниковая связь используется практически во всех направлениях деятельности «Газпрома», включая направления как производственного характера – управление финансовыми ресурсами, добычей, переработкой, транспортировкой и сбытом газа, – так и социального.
Между тем за время своего существования «Газком» развился в оператора национального масштаба и приобрел достаточную известность за рубежом.
Его услугами пользуются государственные структуры (10% от общей потребляемой спутниковой емкости), корпоративные и коммерческие сервис-провайдеры (51%) и коммерческие телевизионные компании (22%). «Газпром», основной акционер «Газкома», потребляет сейчас около 17% от общей спутниковой емкости.
После того как международный рынок убедился в том, что сервис «Газкома» не уступает сервису известных зарубежных операторов и что российские спутники «Ямал» соответствуют мировым стандартам, доля продаж «Газкома» на международном рынке стала быстро расти и сейчас обеспечивает около 25% общего дохода «Газкома» от операторской деятельности.
Текущие показатели эффективности бизнеса «Газкома» достаточно высоки: по ряду ключевых индикаторов он вполне соответствует показателям успешных западных операторов.
Таким образом, начавшись с прямых инвестиций «Газпрома», система спутниковой связи «Ямал» сейчас способна сама себя воспроизводить и развиваться. Например, если источником средств для строительства первого спутника «Ямал-100» были прямые инвестиции «Газпрома», то проект создания спутников «Ямал-200» был реализован уже на принципах проектного финансирования (то есть инвестиционные и заемные средства привлекались под будущие финансовые потоки от реализации проекта). На тех же принципах «Газком» намерен построить два следующих спутника «Ямал-300», которые должны оказаться на орбите в конце 2007 года.
Рассказанная история свидетельствует о том, что некоторые корпоративные операторы, начиная деятельность с решения корпоративных задач своих учредителей, преодолели ведомственную ограниченность и превратились в заметных игроков на открытом телекоммуникационном рынке.
Такие компании имеют устойчивый диверсифицированный бизнес и широкую клиентскую базу. В абсолютных показателях доходы этих компаний, конечно, несравнимы с профильным бизнесом их учредителей, однако рентабельность их деятельности зачастую оказывается выше. Поэтому, а также в связи со своим статусом негосударственных компаний они часто попадают в поле зрения других инвесторов, в том числе финансовых структур и авторитетных западных операторов.
Государственные телекоммуникационные компании за последнее время тоже сделали шаг вперед. Если говорить о спутниковой связи, то, например, существенно обновлена группировка спутников ФГУП «Космическая связь». Но именно наличие сильных альтернативных (негосударственных) операторов делает российские телекоммуникации, в том числе спутниковые, привлекательными для пользователей, которым они дают свободу выбора, а также облегчают их признание мировым сообществом.
А перед многими ведомствами и корпорациями, построившими свои собственные сети связи и вырастившими эффективных телекоммуникационных «дочек», на повестке дня стоит сложный вопрос: как правильно и эффективно распорядиться этими ценными активами?