На девятом саммите «Украина–Европейский союз», прошедшем в Киеве 1 декабря, этой стране был придан статус «страны с рыночной экономикой». Большое количество западных гостей во главе с президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу имеют все основания быть довольными Украиной, которая с опережением графика стремится интегрироваться в такие структуры, как ЕС, ВТО и Североатлантический альянс.
Оказался невыполненным только один пункт протокола. Президент Ющенко был вынужден исключить из программы саммита обзор Майдана Незалежности, символа событий годовой давности, которые привели к изменению всего политического уклада Украины.
В этот день слово «майдан», ставшее таким же популярным без перевода, как когда-то «спутник» и «перестройка», перестало быть однозначным обозначением цветных революций. С пяти утра на том самом майдане начался митинг блока Натальи Витренко под лозунгами: «Нет НАТО в Украине», «НАТО – война, смерть, слезы!», «Воля народа Украины – быть с Россией и Беларусью!»
Сегодня ускоренное втягивание Украины в натовские структуры более всего напоминает авантюру, на которую официальный Киев, отличавшийся ранее четким пониманием своих прагматических и, можно сказать, «сиюминутных» интересов, идет невзирая на те очевидные внутри- и внешнеполитические проблемы, которые может создать интеграция страны в структуры Североатлантического альянса. Очевидно, что вхождение Украины в НАТО немедленно породит проблемы в оборонном комплексе, который фактически останется без работы: 80% комплектующих приходит к ним из России, контакты с которой по данному направлению будут, как следует ожидать, немедленно свернуты. Весь негатив, связанный с вхождением Украины в НАТО, лежит на поверхности. Это, видимо, и подвигает официальный Киев двигаться в сторону североатлантического блока «быстро и тихо»: всячески демонстрируя приверженность «евроинтеграции» на международных встречах и активно обходя проблему внутри страны.
Ставка делается на то, что оппозиционные силы в условиях временного цейтнота и приближающейся парламентской кампании просто не смогут или не решатся своевременно отреагировать на «оборонные инициативы», а после – любые действия оппонентов уже не будут иметь существенного влияния. Пока этот расчет Киева вполне оправдывался. Примечательно, что, например, уж совершенно вроде бы оппозиционный Янукович, будучи в Красноярске на съезде «Единой России», так и не сделал ожидаемого российской политической элитой программного заявления по вопросу о вхождении Украины в НАТО.
Заговор молчания вокруг «натоинтеграции» был прерван, как казалось, СДПУ(о): 29 ноября украинский ЦИК заявил о «регистрации инициативных групп по проведению референдума», на который планируется вынести в том числе и вопрос о вхождении страны в Североатлантический альянс. Но с референдумом все непросто. Процесс его организации крайне сложен и запутан, а партия Виктора Медведчука пользуется крайне низкой популярностью и вряд ли сможет справиться даже со сбором необходимых подписей. Так что в комментариях политологов, предположивших, что власть сама заинтересована в референдуме под эгидой СДПУ(о), есть доля правды: голосовать будут против Медведчука и по факту – за НАТО.
Но сколько бы власть ни молчала и ни «напускала тумана», сегодня все – и официальный Киев, и украинская оппозиция – начинают ощущать на себе давление общества, которое достаточно ясно в отличие от политиков ответило на вопрос, хочет ли оно в НАТО. Именно это общество вышло под флагами блока Натальи Витренко на Майдан и, по сути, сорвало торжество «евроинтеграции», показав западным лидерам, что мнение украинских властей далеко не всегда отвечает мнению народа Украины. В первый раз после событий годовой давности Майдан был заполнен – но теперь на нем собрались незомбированные западными проектами украинцы.
Отменить многополярность украинского общественного мнения не удавалось еще никому. Но в данном случае есть и еще одно важное обстоятельство. Противники натовского проекта, согласно опросам, не локализованы на традиционно «пророссийском» востоке страны, а в значительном количестве представлены также в центральной и западной областях. Конфликт вокруг вхождения Украины в НАТО – это не привычный и до некоторой степени даже удобный украинской власти и «системной оппозиции» традиционный спор Востока и Запада, это широкое противостояние украинского общества и власти.
Теперь украинской власти никуда не уйти от необходимости воспринимать мнение народа, выраженное Натальей Витренко с максимальной серьезностью.
Очевидно, последние выступления блока Натальи Витренко, дважды за последние две недели захватывающего Майдан (до антинатовской акции был еще «Прогрессивный майдан», также собравший тысячи участников), и широкий общественный отклик на высказанные ею лозунги, показывает не только рост популярности и без того известного политика. Важнее другое. Тема НАТО перестает быть «элитной», обсуждаемой лишь «верхушкой общества», – а значит такой, которую удобно «спрятать» в общих словах о «европейском выборе». Теперь это голос улицы, не услышать который невозможно. Вопрос о присоединении Украины к альянсу станет одним из основных в предвыборной кампании, а политическим силам Украины придется наконец четко и внятно объяснить своему народу, как и каким они видят будущее страны.