– Иван Николаевич, ваша организация изучает схемы недружественных поглощений и то, как можно избежать рейдерской атаки. В связи с этим – вопрос: как стал возможен выход отечественных рейдеров на мировые рынки? Ведь там совершенно другие правила игры.
– Да, вы правы. Дело в том, что западный мир давно переболел агрессивными недружественными поглощениями. Безусловно, там происходит то, что называется M&A, но сильная законодательная база препятствует произволу чиновников, силовых и судебных структур. С другой стороны, наши бизнесмены привносят в западное бизнес-сообщество хорошо забытое Западом старое, иногда заново «обучая» своих контрагентов, как действовать. В целом же, конечно, у большинства иностранцев все это вызывает сильное недоумение.
Я могу сказать, что репутация российского бизнеса и России в целом от этого сильно страдает. Раньше для иностранных предпринимателей не было страшнее человека, чем Кеннет Дарт. Он являлся для них чем-то вроде фокусника Копперфилда или мистика Кастанеды, только со знаком минус. Плавал себе где-то на шикарной яхте, а потом появлялся как черт из табакерки и с помощью гринмейла стрясал деньги. Когда-то и в Россию его занесло. Да только, попав в лапы к нашему зарождающемуся капитализму, Дарт еле вырвался и умчался на свою яхту зализывать раны – так его потрепали. И наши бизнесмены пошли завоевывать мир, который после этого о Дарте и думать забыл.
– Иностранцы из-за этого неохотно идут на контакт с россиянами?
– Зависит от ситуации. Есть солидные компании, которые уважаемы во всем мире. Они, как правило, связаны с сырьевым сектором: например, «ЛУКОЙЛ», «Норникель», «РусАл». Они ведут бизнес во многих странах, обычно действуют цивилизованно. Тут есть своя особенность: поскольку с такими природными запасами мы являемся крупнейшими поставщиками сырья, для отечественных компаний зарубежные партнеры не представляют столь высокого интереса, чтобы захватывать, например, с пальбой какой-нибудь комбинат где-нибудь в Африке. А вот когда речь идет о других отраслях, в том числе – высоких технологиях, тут дело обстоит иначе. Взять, например, «Альфа-групп». Я вообще очень люблю эту компанию, поскольку их деятельность – просто энциклопедия рейдерства. У нас они – самые крутые. Когда занимаются нефтью в рамках ТНК-ВР, вроде бы все хорошо. Но вот вышли на телекоммуникационный международный рынок, как сразу же пошла грандиозная череда скандалов с крупнейшими зарубежными профильными компаниями – Telenor, TeliaSonera. Вообще-то это их как бы партнеры по бизнесу. Но отношения – хуже некуда. Сначала укусили TeliaSonera в истории с «МегаФоном». Сейчас судятся. Потом стали судиться с Telenor – попытались продавить в «ВымпелКоме» свою схемку выхода на украинский рынок.
И снова в международных судах куча дел по поводу турецкого оператора Turkcell.
Одно хорошо, что западники стали защищаться, и не на нашей территории (это, естественно, бесполезно), а на мировом уровне. Разумеется, если на «Альфу» в судах лежит столько исков – какая у нее будет репутация? И кто из мировых игроков захочет с ней иметь дело?
– Кажется, покупка «Альфой» акций Turkcell была одобрена и турецкой стороной, и даже нашим президентом?
– Я не знаю, каким образом «Альфе» удалось договориться с турецкими чиновниками и с турецкими бизнесменами, которые сначала хотели продать акции Turkcell TeliaSonera, а потом передумали после переговоров с «Альфой». Насколько я помню, разница в цене там минимальная (по сравнению с уровнем сделки), но ведь произошло нарушение ранее установленных договоренностей между турками и скандинавами! А договор – дороже денег!
Хочу напомнить, что до начала конфликта президент Путин на встрече с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом сказал, что «Альфа-групп» намерена в ближайшее время инвестировать в отрасль связи Турции свыше 3 миллиардов долларов. И добавил, что, когда люди стремятся к реализации таких масштабных планов, они хотели бы получить политические гарантии. В связи с этим возникает вопрос: как будет выглядеть Михаил Фридман в глазах главы государства, если международные суды признают правоту TeliaSonera?
И еще. Значит ли это, что «Альфа» смогла привнести свои российские «методики» общения с чиновниками и бизнесменами на турецкую почву? Не берусь утверждать. Пусть это будет на их совести, а также на совести тех людей, которые каким-то образом убедили высшее руководство, что в сделке все чисто. Вообще, конечно, забавно. Турки хотят в Евросоюз, а ведут себя, как будто хотят в состав России.
– Как вы считаете, у наших рейдеров есть перспективы на иностранных рынках?
– Да, некоторое время наши еще могут «пошалить». Но иностранные бизнесмены быстро обучаемы. И вскоре наши «специалисты», я так полагаю, поймут, что тонны исков в независимых судах – это, конечно, хорошо, если стремишься получить быстрые деньги. Но для того, чтобы устроиться на мировом рынке всерьез и надолго – нужна репутация. И необходимо использовать только цивилизованные методы.