События последней недели, похоже, действительно дают надежду всем, кто «болеет» за «Домодедово», даже не имея в том никакого личного интереса. Просто буквально на глазах из захолустного внутреннего аэропорта он превратился в настоящий западный по уровню сервиса современный центр авиаперевозок. И мы получили первый отечественный аэропорт, в котором попросту ощущаешь себя человеком.
А надежду вселило вмешательство президента, отдавшего распоряжение Герману Грефу и Игорю Левитину разобраться в ситуации с судебным преследованием Росимуществом группы «Ист Лайн», управляющей аэропортом. Судебные тяжбы длятся почти год, и не очень удачно для «Ист Лайн», хотя в «Домодедово» хорошо держат удар, оптимистично глядя в будущее, там продолжают упорно модернизировать и развивать аэропорт.
Правда, все это время в отрасли ходили упорные слухи со ссылками на «особо приближенных» персон, что дело будет решено за столом переговоров. Однако несговорчивость и планомерные действия Росимущества все больше походили на желание довести его до нового конкурса на управление – со всей неопределенностью дальнейшего развития ситуации. Эти последствия волнуют не только «Ист Лайн», но и губернатора Бориса Громова, ставшего инициатором распоряжения президента. «Время перемен» для одного из наиболее успешных бизнесов Московской области радовать губернатора, разумеется, не может.
Минтранс также выразил озабоченность будущим аэропорта. В своем заявлении транспортное ведомство отметило значительный вклад группы «Ист Лайн» в развитие «Домодедово» и самую масштабную в истории российских аэропортов реконструкцию с инвестированием около 30 миллиардов негосударственных рублей. Констатировав очевидный факт, что «Домодедово» является бесспорным национальным лидером по уровню сервиса и безопасности и в короткий срок, показав беспрецедентную динамику роста, стало крупнейшим аэропортом в СНГ и Восточной Европе, Минтранс выразил надежду на урегулирование имущественных отношений в аэропорту с учетом результатов ранее проведенных проверок. Заинтересованность Минтранса тоже понятна, многие положения недавно принятой Транспортной стратегии России уже успешно если не реализованы, то реализуются в «Домодедово». Продолжается расширение аэровокзального комплекса и терминала на Павелецком вокзале, недавно получена III категория ИКАО на вторую взлетно-посадочную полосу. Продолжает набирать обороты программа «Домодедово Трансфер Сервис». В общем, люблю я этот аэропорт, особенно VIP-залы, – люблю летать, провожать и встречать.
Аналитики рынка особое внимание обращают на слова Владимира Путина, заметившего при подписании распоряжения: «Законы нужно соблюдать, но действия государства не должны приводить к разрушению успешно функционирующего бизнеса», видя в них некую определенность с точки зрения успешности решения проблемы в пользу «Ист Лайн». Эта фраза напомнила мне любимую присказку моего старого доброго приятеля – врача: «Лечение не должно быть тяжелее самой болезни». Врачебную логику трудно опровергнуть.
И все же, выражая надежду, эксперты добавляют, что крайне желательно решить проблему принципиально, без оставшихся зацепок «на будущее», поскольку успешный бизнес всегда вызывает чью-нибудь зависть.
Для Германа Грефа, кстати, решение проблемы будет еще и отличным способом ответить своему извечному оппоненту Андрею Илларионову, который не раз использовал эту историю в качестве иллюстрации своей идеи о проводимой в стране политике «квазинационализации».
Ждать выполнения президентского наказа, очевидно, осталось недолго. Скрестим пальцы.