Главный инструмент авиастроителя – деньги. Без них ничего не построишь.
Фото Андрея Никольского (НГ-фото)
Предприятия ОПК по-прежнему едва выживают. Причем финансирование работ по Государственному оборонному заказу (ГОЗ) является одним из ключевых факторов, серьезно влияющим на их работу.
Вот почему одним из управлений Федеральной службы по оборонному заказу было проведено специальное исследование с целью выяснить, как взаимодействуют заказчики – силовые министерства и ведомства – с исполнителями Гособоронзаказа – предприятиями ОПК.
В качестве объектов изучения в первом полугодии 2005 года отобрали несколько сотен предприятий разных отраслей промышленности из всех федеральных округов РФ. Руководителям направили список вопросов и форму отчетности, что позволяло получить необходимую информацию. Всего было учтено более тысячи договоров, три четверти (около 75%) от этого количества составили прямые договора предприятий с заказчиками.
Состояние финансирования ГОЗ на обследованных предприятиях в течение первого полугодия 2005 года можно охарактеризовать как недостаточное и неравномерное. Фактически за это время поступило лишь 26% средств от запланированного объема. Предприятия получили от 30 до 50% запланированных средств (рис.1)
В первом полугодии 2005 года наиболее благополучная ситуация была в ракетно-космической отрасли и в производстве обычных вооружений: там предприятия получили около половины плановых средств. А вот в судостроительной промышленности за это время выплачено менее трети.
Договора на сумму, составляющую около половины общего объема ГОЗ, финансируются в недостаточном объеме, менее 40% от плановых цифр. Распределение таких договоров по отраслям приведено на рис. 2.
Например, в ракетно-космической промышленности и промышленности боеприпасов так финансируются около 50% договоров.
Договора заказчиков с обследованными предприятиями на сумму, составляющую около 20% общего объема ГОЗ, вообще не финансируются. Наибольший объем задолженности по учтенным договорам накоплен в радиоэлектронной и авиационной промышленности (рис. 3).
В настоящее время существует порядок, в соответствии с которым головной исполнитель контракта обычно получает от государственного заказчика аванс в размере 40% от общего объема договора. Но в начале года необходимо, как правило, провести полную предоплату поставок комплектующих изделий и материалов. Кроме того, с полученной суммы аванса требуется уплатить НДС, что приводит к уменьшению оборотных средств. По этим причинам для выполнения контрактов предприятия зачастую вынуждены брать кредиты в коммерческих банках под 12–16% годовых. Однако проценты за пользование кредитом не учитываются государственными заказчиками при согласовании договорной цены на продукцию, поставляемую в рамках ГОЗа.
Проведенное обследование показывает, что значительная часть договоров на 2005 год – 46% – была заключена только в марте 2005 года (рис. 4). Таким образом, для этих предприятий первый квартал полностью прошел без финансирования.
Силовым ведомствам предоставлено право на заключение договоров в рамках ГОЗ до утверждения его постановлением правительства РФ, с соответствующей оговоркой в договоре, как это определено протокольным решением Комиссии правительства РФ по военно-промышленным вопросам от 23 ноября 2004 года. ГОЗ утверждается правительством РФ в декабре предшествующего года, а заключать договоры можно уже в ноябре.
Еще одна выявленная серьезная проблема – задержка финансирования. У предприятий по этой причине возникает значительная задолженность перед бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами. Общий объем кредиторской задолженности обследованных предприятий ОПК составляет сумму, близкую к 20% ГОЗ этим предприятиям в 2005 году.
Проведенное обследование позволило выявить основные проблемы с финансированием ГОЗ: позднее заключение договоров, их несвоевременную и производимую не в полном объеме оплату, отсутствие у предприятий в первом полугодии средств, значительную кредиторскую задолженность предприятий ОПК.
Рис. 1 | Рис. 2 |
Рис. 3 | Рис. 4 |