Эрнст Шеринг – основатель крупнейшей фармацевтической компании, носящей его имя.
Когда после окончания Второй мировой войны советский офицер Гаврилов посетил предприятие знаменитой фирмы Schering и привез приказ российского правительства, предписывающий фабрике возобновить производство лекарств для гражданского населения, он с оттенком легкой грусти вспоминал, что начинал свою трудовую деятельность когда-то именно на этой фирме, практически со дня открытия ее первых фабрик в России. Уже 100 лет Schering в России. Но история ныне крупнейшей фармацевтической компании мира начинается, конечно же, намного раньше.
В середине XIX века исследователь Эрнст Шеринг одолжил деньги у родственников и открыл на окраине Берлина аптеку, дав ей символическое название «Зеленая аптека». (Кстати, зеленый цвет – символ надежды – компания использует на своих логотипах и по сей день.) На заре своей деятельности компания занималась производством не только лекарственных средств, но и химических веществ для парфюмерной, текстильной и кожевенной промышленности. К открытию филиалов в России компания готовилась основательно. Ведь Россия к тому времени слыла не только перспективным рынком сбыта, но являлась еще и крупным поставщиком химических веществ для производства компании. Да и российское правительство было крайне заинтересовано как в инвестициях, так и в самом процессе индустриализации. Почти сразу же компания начинает распространять за рубеж и свою производственную базу. В России основано «Российское акционерное общество Schering» и строятся две химические фабрики в Москве и Выдрице. В 1912 г. Schering значительно расширяет ассортимент продукции, впервые включая в него продукты питания и тонизирующие средства.
Наибольший доход компании в довоенный период принесла синтетическая камфара – основной компонент для производства первых пластмасс и некоторых фармацевтических препаратов. Камфара компании Schering отличалась теми же качествами, что и природная, но поставлялась без перебоев и была стабильна в цене. Надо отметить, что в этот период именно Россия была для компании одним из важнейших поставщиков химических продуктов. Например, скипидара, нужного для производства камфары.
Первая мировая война фактически парализовала работу компании. Большую часть военного периода Schering была отрезана от иностранных рынков и поставщиков, она потеряла свои дочерние компании в Англии и в России. Научная лаборатория не работала. Уцелевшее производство остро страдало от дефицита сырья. В итоге закрылись несколько важных производственных цехов.
К 1918 году у Schering были конфискованы 49 патентов и 34 торговые марки, в основном в США и России. И только в 30-е годы они были возвращены компании американским правительством, когда многие из них уже утратили свою экономическую ценность.
Экономический хаос, воцарившийся в мире после войны, не способствовал быстрому восстановлению компании. Тем не менее экспортный бизнес – во время войны практически полностью остановившийся – в период послевоенной инфляции переживал подъем, связанный с повышением покупательной способности иностранных валют. В 20-е гг. Россия все еще занимала 7-е место среди крупнейших по потреблению фармацевтических рынков в мире.
В 1922 г. акции компании Schering выкупила угольно-коксовая компания. И в течение последующих 30 лет компания вынуждена была осуществлять свои разработки в контексте интересов, привязанных к тяжелой промышленности. А это далеко не всегда согласовывалось с интересами фармацевтики. Тем не менее к 30-м гг. прошлого столетия химико-фармацевтическое направление было восстановлено почти до довоенного уровня.
С приходом к власти Гитлера приоритеты компании пошли вразрез с приоритетами политики властей. Спасая своих сотрудников от нацистских преследований, Schering «командировал» их в свой американский филиал, сохранив тем самым интеллектуальный капитал компании. И, несмотря даже на кадровые потери, фирма достигла к тому времени самого высокого объема продаж. Вторая война принесла еще одну конфискацию. К концу войны все дочерние компании за рубежом были экспроприированы, конфискованы или закрыты. Подразделение Schering в США переходит к новым владельцам. (Его покупает семья Plough, образуя абсолютно новую компанию Schering-Plough, работающую и сейчас на фармацевтическом рынке, но не имеющую никакого отношения к компании Schering AG.) Опять восстановление, налаживание зарубежных контактов. И не все просто. В период холодной войны отношения с российской стороной развивались достаточно напряженно. Каждый шаг восстановления теперь давался с трудом. А как еще возможно развивать связи между коммерческой организацией и организациями, ведущими плановое хозяйство по пятилетке? Один из самых значительных успехов компании тех первых двух десятилетий после войны – это вручение Нобелевской премии Адольфу Бутенанду за разработки в области половых гормонов и выведение на рынок первого в Европе противозачаточного средства «Ановлара», что было особенно важным в момент разгула сексуальной революции 60-х.
1991 год открывает новую эпоху. Schering мгновенно реагирует на изменения в мире сменой стратегического развития компании (ставка делается на фармацевтику). Все остальные подразделения одно за другим отделяются, продаются или закрываются. Концентрация усилий на одном направлении дает быстрый результат. К 2001 г. Schering – уже ведущая фармацевтическая компания мира. И если окинуть взглядом список достижений компании, то слово «первый» здесь преобладает: первыми получили синтетическую камфару и инъекционное контрастное вещество для визуализации почек, мочевого пузыря и сосудов, первыми создали андрогенный препарат для лечения гормональных заболеваний и расстройств у мужчин и контрастное средство для магнитно-резонансной томографии, а также контрастное средство для ультразвукового исследования правой половины сердца и многое другое. Компания и сегодня в поиске новых идей и путей развития┘
Летом 2004 г. она, например, уже в который раз пересматривает свою стратегию. И концентрирует активность на таких областях, как гинекология, андрология, онкология, специализированная терапия и диагностическая визуализация. Для России это может иметь определенно положительное влияние. Не секрет, что Россия до сих пор лидирует в печальном списке стран, мало думающих о здоровье своих женщин. И в России по-прежнему велико количество абортов. Впрочем, как считает глава представительства компании доктор Манфред Пауль, российская экономика становится с каждым днем все сильней, и это является очень важным условием для модернизации системы здравоохранения. «Если сравнить рост российского ВНП за год с ростом ВНП, например, в Европе, то можно легко убедиться, что успешный бизнес в России требует серьезных инвестиций, – говорит Манфред Пауль, – так что мы вкладываем средства не только в маркетинг и продажи, но все больше и больше – в клинические проекты, для которых в России есть очень хорошая база».