Из Владимирской области, где состоялись выборы глав и депутатов местных органов власти, пришло сенсационное сообщение: в Коврове вопреки прогнозам и сделанным ставкам, опередив действующего главу Вячеслава Арсентьева на 3%, мэром города стала Ирина Табацкова. Ранее активистка НБП, а ныне член Партии жизни, она собрала в свою поддержку 34,33% голосов избирателей.
Ниша для борца
Явка избирателей была невысокой. По мнению наблюдателей, именно это во многом и предопределило победу Табацковой. Основная масса людей проигнорировала кампанию, выбор был небогат – Арсентьев и Табацкова. Другие кандидаты на фоне их острого конфликта так и не сумели серьезно заявить о себе. Ко всему прочему весь процесс подготовки к дню голосования сопровождался шквальными перепалками и скандалами. По рассказам горожан, кто-то осквернил памятник местным жителям, погибшим в Великой Отечественной войне, стела на площади Победы была расписана краской в ультранационалистической стилистике. Могло создаться впечатление, что бывшие соратники таким образом решили поддержать свою креатуру, претендующую на роль главы города. Впрочем, ее оппоненты указывали на то, что удивляться здесь нечему: местные журналисты еще пару лет назад констатировали, что де-факто власть в Коврове находится в руках национал-большевиков.
Вождь НБП Эдуард Лимонов неоднократно заявлял о том, на кого им следует опираться: «Наиболее революционным типом личности является маргинал... Это целый социальный слой┘ Лучшие – должны быть у нас». Поэтому многочисленные митинги протеста, организованные местным отделением НБП во главе с Табацковой и направленные против городских властей, стали местной достопримечательностью. Оппоненты Табацковой утверждают, что именно это позволило ей занять нишу борца за справедливость и привлечь на свою сторону люмпенизированные слои населения.
Масла в огонь подливали и конфликты Табацковой с правоохранителями, добавляя ей популярности: они освещались на страницах местных изданий, подконтрольных членам НБП. Это давало повод для утверждений, что с помощью своеобразного информационного холдинга Табацкова фактически контролировала социально-политическую обстановку в Коврове.
Однако путь к командным высотам преграждали обвинения в связях с Лимоновым и национал-большевиками. Насколько можно судить, многих это отпугивало. Становилось очевидно, что под знаменем НБП можно собрать митинг и устроить бузу – но не более того. И вскоре через газеты было объявлено о смене тактики.
«Мы приведем в Госдуму и законодательные собрания депутатов. Будем делать своих губернаторов. Нам пути не заказаны. Будем потихоньку внедрять своих людей во власть», – цитировали местные СМИ лидера регионального отделения НБП Сергея Громова. Весной 2005 года у утомленных митингами протеста против закона № 122 местных нацболов появилась реальная возможность повлиять на ситуацию. Было создано региональное отделение Российской партии жизни – той самой, во главе которой спикер Совета Федерации Сергей Миронов.
В шкуре выхухоля
Можно ли назвать РПЖ полноценной политической партией – вопрос дискуссионный. Но, насколько можно полагать, благодаря высокому государственному статусу ее лидера это общественное образование имеет достаточный бюджет. Прославиться же РПЖ сумела, в частности, программой по спасению выхухолей, фестивалями рисунков и членством в своих рядах бывшей «Мисс Вселенная» Оксаны Федоровой.
В политическом же смысле программа РПЖ представляется набором романтических деклараций. Вероятно, отсюда и незавидные электоральные рейтинги РПЖ.
По мнению политических аналитиков, наряду с отсутствием реального политического веса РПЖ всегда остро нуждалась в развитии региональной сети и увеличении количества членов. В противном случае ей грозила бы банальная ликвидация, как структуры, существующей лишь номинально. Понятно, что для партийного аппарата это стало бы потерей комфортного во всех отношениях места. И вышло так, что весной 2005 года интересы радикалов из Коврова и РПЖ совпали – одни нацелились взять власть, другим были нужны региональные отделения. В результате нацболы перекочевали в Партию жизни. В этой связи симптоматично признание, которое как-то сделала в местной прессе Табацкова: «Мы провели к власти пятерых своих товарищей. Мы и больше проведем. А вы думаете, революция – это когда бегаешь с автоматом?»
Грехи избранников
Сегодня сотрудники администрации Коврова, глубоко знающие город и его проблемы, готовы подать заявления об увольнении. «Раз власть сменится, нам здесь делать нечего», – выразил в частной беседе настроение коллег один из работников мэрии.
Понятно, что попадание во власть сторонников – пусть даже в небольшом городе – не может не вызвать удовлетворения у вождя НБП. Теперь у Эдуарда Лимонова прибавилось помощников в структурах власти.
А недостатка в помощниках у самой Табацковой, похоже, не будет. Можно, например, предположить, что в новую команду вольются депутаты Ковровского городского совета, члены фракции Партии жизни. Пикантность ситуации, правда, в том, что целый ряд из них являются клиентами правоохранительных органов.
Так, «Известия», например, писали, что руководители газеты «Ковровские вести», одним из идеологов которой была нынешний мэр, – Николай Фролов и Валерий Загурский – получили сроки за коммерческий подкуп. Последний не признал себя виновным в вымогательстве у мэра Вячеслава Арсентьева крупной денежной суммы. Может быть, именно такая стойкость Загурского помогла ему получить признание избирателей, предполагает газета: после выхода на волю он был выбран депутатом горсовета и вошел во фракцию Партии жизни. Другим депутатом, оказавшимся за решеткой, стала член НБП Нина Силина. Она проходила по уголовному делу вместе с Эдуардом Лимоновым и была осуждена на 2 года и 4 месяца лишения свободы за незаконное приобретение и хранение оружия. Далее «Известия» называют зампредседателя комитета по бюджету и налоговой политике Юрия Горлова, опять же из Партии жизни. Он был приговорен к одному году (условно) за мошенничество. Затем – Льва Турышкина, получившего 2,5 года условно, члена комитета по собственности. Ему инкриминировали получение взятки в 5 тысяч рублей. Депутат горсовета Владимир Соколов, пишет газета, сел на скамью подсудимых за применение насилия к сотруднику милиции – три года лишения свободы. Народному избраннику Валерию Кузину, говорится там же, вменяется незаконное предпринимательство и получение взятки. И это тоже Партия жизни. Да и саму уже ставшую мэром Коврова Ирину Табацкову «Известия» числят в том же списке – она до сих пор находится под следствием. По той же информации, Табацкова обвиняется в присвоении имущества. Насколько обоснованны эти обвинения, решит суд.
Вопрос же о будущем города, оказавшегося под столь неординарным управлением, представляется неуместным.