Ушедший из большой политики экс-премьер Михаил Касьянов на прошлой неделе поменял стратегию и тактику борьбы за власть. Еще вчера он был ярым оппозиционером, а сегодня называет себя всего лишь конструктивным оппонентом Кремлю. Насколько можно предполагать, в одежды «миротворца» Касьянов перерядился по совету своих товарищей по олигархической тусовке. В действие запущен план «Уловка-2008», презентованный в Самаре. Правда, этот маскарад вряд ли введет кого-либо в заблуждение.
Михаил Касьянов не всегда производит впечатление искреннего человека. Его премьерство стремительно продолжилось серией обличений «язв российского общества». Однако недавний (1–3 ноября) вояж Касьянова в Самару, похоже, принес новый поворот. Начало было стандартным: бизнес-класс в самолете, лучший в городе пятизвездочный отель «Ренессанс», поклонники в ярких оранжевых галстуках – все атрибуты преуспевающей оппозиционности. Казалось, барин приехал с агитационным визитом говорить о зарплатах учителей и врачей. Но политизированную часть самарского студенчества Михаил Касьянов неожиданно разочаровал: они ждали от него очередных тезисов об апельсиновой революции, а он им вдруг – про умеренность и аккуратность.
Дескать, выберут меня президентом в 2008 году, и я некоторые ошибочки уважаемого мной В.В. Путина осторожненько исправлю. Студенты слушали и не узнавали некогда энергичного борца за оранжевое российское счастье Михаила Михайловича в очередном варианте своего имиджа, согласно которому он таки должен стать лидером «новой демократической волны» – но спокойным, практичным и рассудительным. Откуда столь разительные перемены?
Вспомним, как чуть больше полугода назад, вернувшись с соответствующими напутствиями из США, Михаил Касьянов самопровозгласил себя кандидатом в президенты-2008: «В России исчезли почти все основные характеристики современного демократического общества┘ Разделение полномочий было эффективно уничтожено... Правительство и парламент больше не могут функционировать без ежедневных инструкций, а судебная власть является все более сервильной... Происходит реставрация советского строя с элементами госкапитализма┘» И вывод тогда делался соответствующий: ломать, все ломать. Отменить результаты административной реформы, скорректировать избирательное законодательство, устроить в стране новый передел собственности.
Но с недавнего времени Касьянова будто подменили. Его былая революционность не только сошла почти на нет. Экс-премьер – подумать только! – стал делать прямые реверансы в адрес власти, говоря о ее лишь отдельных «ошибках», заявляя, что президент только недавно (после дела ЮКОСа) отклонился от верного пути, и намекая, будто он, сам Михаил Касьянов, не кто иной, как преемник того самого «правильного» «прежнего» Путина.
Выступления Касьянова в Самаре закрепили этот мировоззренческий кульбит. Нет, Михаил Михалыч, конечно, слегка посетовал, например, на запрет избирательных блоков, но скорее констатировал это как данность. Опечалился высоким уровнем коррупции в стране, однако тут же оговорился: «Коррупция была и в то время, когда я работал в правительстве». В чем же причина такой внезапной умиротворенности потенциального кандидата в президенты от олигархии? Так ведь предыдущий – «революционный» – план-то не сработал. В оранжевом галстуке назначения в президенты не очень-то и добьешься. Вот Михаил Касьянов и старается соответствовать новому образу. Не по совету ли из-за рубежа?
Впрочем, понятно, что этот новый образ – все та же привычная видимость, а отход Касьянова от провальной тактики лобового столкновения с Кремлем – не более чем стратегическая уловка. Ведь он так и не прекращает своей поддержки оппозиции и вовсе не отказался пусть от скрытого, но поношения власти. Так что нынешняя показная умеренность экс-премьера выглядит просто камуфляжем. В той же Самаре политик не стал скрывать, что увеличение золотовалютных запасов России за счет «высокой нефтяной конъюнктуры» его по-прежнему беспокоит: «Не мы заработали, а проблемы в других регионах дали нам эти деньги».
Напомним, что чуть ранее в интервью иностранным журналистам Михаил Касьянов, разоткровенничавшись, заявил, что, по его мнению, «справедливая цена» нефти (то есть цена, которую он, видимо, установит в случае своего президентства) составляет лишь 20–25 долларов за баррель. При этом он не может не знать, что прибыль от экспорта нефти составляет львиную долю госбюджета его родной страны и подрыв этой статьи дохода взрывоопасен для России. Нет, бывший премьер это сознает.
Не далее как этим летом в своем скандальном предисловии к исследованию «Будущее России» сам же Касьянов нарисовал картину того, что может случиться со страной в случае, в том числе и резкого, падения стоимости нефти: «Вопреки благоприятным экономическим условиям мы не можем исключить возможность стремительного ухудшения нынешней ситуации... Это может подорвать гражданскую безопасность, что приведет к неконституционному развитию событий с непредсказуемыми краткосрочными и долгосрочными последствиями». Получается, именно это и ждет Россию в случае прихода к власти Касьянова, выдвинутого кругами олигархического реванша?
Вот и выходит, что в своей нынешней маскировке политики-олигархи смахивают на волков в овечьей шкуре. Разве что аппетиты у них побольше да последствия посерьезней.