С приближением 1 января 2006 года – дня, когда вступят в силу новые нормы закона о политических партиях в РФ, резко ужесточающие условия их деятельности, все большую обеспокоенность общественности вызывает дальнейшая судьба российской партийной системы в целом.
Очевидно, что переход на выборах депутатов Государственной Думы РФ к полностью пропорциональной избирательной системе делает вопрос о том, в какой степени система политических партий в стране отражает избирательные права граждан, центральным. Это тем более важно, что уже обозначилась тенденция перенести эту практику и на выборы более низкого уровня.
В качестве меры, смягчающей утрату гражданином права на самостоятельное выдвижение в депутаты, в закон введена норма, что каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, вправе не позднее чем через 3 дня со дня опубликования решения о назначении выборов в Госдуму обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список этой партии. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем 10 членами партии она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения. Очевидно, что данная норма не содержит реальных гарантий реализации гражданином его пассивного избирательного права. В любом случае реализация этого права будет зависеть от партий, а не от самого гражданина и (или) избирателей, как это было до сих пор. Более того, одновременно введена норма, согласно которой депутат, избранный по партийному списку, обязан войти во фракцию, образованную этой партией, а в случае его добровольного выхода из этой фракции он лишается мандата.
В результате комплекса законодательных новаций в настоящее время в России фактически создана система многоуровневых ограничений прав граждан на участие в выборах – сначала законодательство о политических партиях ограничивает право граждан на объединение в партии путем ограничений по их численному составу, предоставляемой для регистрации информации, запретом региональных партий (хотя Россия является Федерацией) и т.д., а затем оно ограничивает партии, предъявляя чрезмерно жесткие требования к порядку выдвижения кандидатов. В этих условиях, чтобы исполнить требования закона о выборах, надо вначале исполнить требования закона о политических партиях. В результате главным регламентирующим органом, определяющим, имеет ли право на участие в выборах объединившаяся в ту или иную партию группа граждан, становится регистрирующий их деятельность орган исполнительной власти, напрямую назначаемый президентом РФ и ему подотчетный, лишенный какого бы то ни было контроля как со стороны парламента, так и со стороны гражданского общества.
Предусмотренный в Федеральном законе «О политических партиях» механизм их создания предусматривает создание партий не путем постепенного аккумулирования местных инициатив (т.е. снизу вверх), а путем фактического найма региональных структур федеральными органами партии (т.е. сверху вниз). Причем после того, как партия «условно» зарегистрирована на федеральном уровне, она в течение 6 месяцев должна зарегистрировать региональные отделения в не менее чем половине субъектов Федерации, регистрирующие органы которых зачастую занимаются прямым саботажем и вымогательством.
При этом общая численность партии по истечении этих 6 месяцев должна быть не менее 50 тысяч, а численность членов партии в более чем половине регионов должна составлять с 1 января 2006 года не менее 500 человек, в остальных регионах – не менее 250 человек. Если партия не укладывается в данный срок, она считается несозданной. Особо следует отметить сочетание требования о минимальной численности регионального отделения и нормы о том, что член партии может состоять только в региональном отделении по месту своего проживания. В результате граждане, проживающие в регионе, где число желающих быть членами данной партии не достигает как минимум 250 человек, фактически лишаются права вступить в эту партию.
По сути, и на региональном, и на федеральном уровне процедура создания партий носит разрешительный характер. Кроме того, теперь закон обязывает партии при регистрации региональных отделений представлять в территориальный орган Министерства юстиции список членов регионального отделения. Это затрудняет развитие оппозиционных партий, поскольку граждане в ряде регионов могут опасаться вступать в них, если об их членстве станет известно властям. Практика свидетельствует, что к проверке данных о численности членов партии активно привлекаются правоохранительные органы. Иногда эти проверки проходят в 10–11 вечера, когда к гражданину приходит сотрудник милиции с вопросом, не состоит ли он в такой-то партии (в качестве примера можно привести Ханты-Мансийский автономный округ). Нетрудно предположить, что в условиях такого фактически психологического давления граждане зачастую отказываются официально подтверждать представителям власти свое партийное членство. Причем достаточно, чтобы один человек в регионе подтвердил, что его неверно причислили к списку членов данной партии, и в регистрации региональному отделению отказывают, независимо от того, сколько человек реально подтвердило членство в данной партии.
Авторы новой редакции закона о политических партиях не скрывают, что его цель – не допустить создания новых партий и добиться ликвидации большинства имеющихся. Иначе как законом о запрете создания партий этот закон назвать нельзя.
На момент выборов Госдумы 2003 года в стране было зарегистрировано 44 политические партии, сейчас их уже 36. За минувший год успехом не увенчалась ни одна попытка создания политической партии, несмотря на создание 30 инициативных групп. Пять партий прекратили свое существование, а еще шести оргкомитетам по созданию партий отказано в регистрации. Причем об этом представители Федеральной регистрационной службы говорят с гордостью и явно намерены «работать дальше».
Единственный механизм, стимулирующий власть работать эффективно, то есть работать в интересах населения, – это конкуренция. Соответственно неизбежное следствие нынешнего репрессивно-манипулятивного характера российского избирательного законодательства, резко снижающего уровень политической конкуренции, – это падение эффективности власти, постепенная утрата ею легитимности, так как представленности лишаются все новые и новые группы граждан. Отсутствие вариативности в парламенте ведет к деградации его как органа, вырабатывающего стратегические для страны решения.
Излишнее ужесточение законодательства, включение в него заведомо невыполнимых норм вынуждают кандидатов, партии, прессу искать пути обхода закона, поощряют развитие коррупции, затягивают в стране формирование должного для цивилизованных стран уровня политической культуры.
Очевидно, что нужно либерализовать закон о политических партиях, в частности отменив завышенные требования к их численности. Нужно снять ограничения на формирование партий по региональному, этническому, половому признаку – ст. 19 Конституции РФ прямо гласит: «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Если ведущие партии не выражают интересы меньшинств, то почему меньшинства лишаются своего политического представительства? Почему в России теперь нельзя создавать, к примеру, Христианско-демократическую партию? Почему реально существующие региональные партии должны мимикрировать под региональные отделения неких мифических федеральных партий? Зачем закон стимулирует подобную имитацию – не лучше ли называть вещи своими именами и приучать общество жить открыто, не прибегая постоянно к искусственному обхождению закона?
Люди будут жить по закону, если он сам не будет им мешать по нему жить.